Технические средства обучения: использование мультимедийных ресурсов.
Технологии: групповая деятельность, проблемное обучение.
(программа «Школа России», предмет «Математика», Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс.)
Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технологии, используемые при проведении урока:
- Технология ЛОО
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Элементы технологии проблемного обучения
- Игровые технологии
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать две группы предметов, объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел по порядку их следования при счете; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше); оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике.
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схем.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Классифицировать предметы, объекты по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
- Организовывать свое рабочее место.
- Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
- Вносить дополнения, исправления в свою работу.
Коммуникативные УУД:
- Соблюдать нормы речевого этикета.
- Вступать в диалог.
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Оборудование:
- для учителя - проектор; магнитный набор цифр и знаков, геометрических фигур; учебник «Математика, 1 класс»; рабочая тетрадь с печатной основой;
- для учащихся - геометрический набор; большие карточки с цифрами; учебник; рабочая тетрадь, пенал.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности класса.
- Прозвенел уже звонок, начинается урок! Хотите учиться? Значит можно садиться!
II. Актуализация знаний
- Вспомните, какие слова были главными на прошлом уроке. (Раньше, позже, сначала, потом)
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели идет сначала: вторник или среда?
- Что наступает раньше: суббота или воскресенье?
- Назовите все дни недели по порядку. (слайд 2,3)
III. Самоопределение к деятельности
На доске числа: 5, 8, 6, 4, 3, 1, 2
- Назовите числа по возрастанию (1, 2, 3, 4, 5, 6, 8)
- Назовите числа по убыванию (8, 6, 5, 4, 3, 2, 1)
- Какие числа пропущены? (слайд 4)
На доске:
- Сколько изображено грибов? (10)
- Сколько грибов с коричневой шляпкой? (9)
- Сколько грибов с красной шляпкой? (1)
- С какой шляпкой грибов больше? (С коричневой шляпкой грибов больше)
- С какой шляпкой грибов меньше? (С красной шляпкой грибов меньше)
- Сколько грибов с белой ножкой? (6)
- Сколько грибов с цветными ножками? (4)
- Каких грибов больше? (С белой ножкой грибов больше)
- Каких грибов меньше? (С цветными ножками грибов меньше)
- Сравните грибы с красной ножкой и зеленой ножкой! (Грибов с красной ножкой столько же сколько и грибов с зеленой ножкой)
- Поставьте учебную задачу: сегодня на уроке познакомимся с понятиями «больше», «меньше», «столько же».
IV. Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
V. Работа по теме урока
1. Практическая работа
- Приготовьте геометрические фигуры.
- Положите несколько красных кругов.
- Ниже положите столько же синих квадратов. Как вы это сделали?
- Что можно сказать о количестве красных кругов?
- Как сделать так, чтобы синих квадратов стало меньше?
- У кого есть другой способ мышления?
- Скажите, когда мы говорим, что предметов поровну, столько же?
- Что можно сказать о предметах, которым не хватило пары? (слайд 5)VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику (слайд 6)
- Прочитайте на с. 10, чему мы должны сегодня научиться?
- На какие вопросы мы уже научились отвечать?
- Рассмотрите в учебнике с. 10 рисунок 1.
- Герои, какой сказки здесь нарисованы?
- Сравните количество домиков и количество поросят на рисунке (одинаково).
Рассмотрите рисунок 2.
- Какие геометрические фигуры изображены на нём? (квадраты и треугольники)
- Что можно сказать о количестве красных треугольников и синих квадратов? (Одинаковое количество)
Рассмотрите рисунок 3.
- Какие геометрические фигуры изображены на нём? (круги)
- Что можно сказать о количестве розовых и зелёных кругов? (зеленых кругов больше)
- Докажите, что зелёных кругов больше.
- Как сделать количество кругов одинаковым? (добавить еще один розовый круг)
- Рассмотрите с. 11 рисунок 1.
- О чём можно сказать: столько же? Больше? Меньше?
- О чём можно сказать больше? (Тигрят больше, чем докторов, тигрят больше чем стаканов, шоколадок больше чем стаканов, градусников больше, чем тигрят и т.д.)
- Прочитайте задание повышенной сложности. Выполните его в парах.
2. Работа в тетради с печатной основой
- Откройте тетрадь на странице 6. Рассмотрите рисунок с листочками.
- В каком ряду листьев меньше? (В нижнем)
- Как дорисовать листья, чтобы их в обоих рядах стало поровну?
- Сколько листьев дорисовали? (3)
- Обведите грибы.
- Какую закономерность вы заметили?
- Закрасьте шляпки грибов так, чтобы еще и их цвет менялся.
- Рассмотрите следующую картинку. Для чего нужен светофор? (слайд 7)
- Назовите сигналы светофора. О чем говорит каждый сигнал? (слайд 8)
- Что может случиться, если не выполнять команды светофора?
- Закрасьте светофор по заданию.
- Выполните задание на клеточках. Обведите линии.
- Посмотрите на свою работу. Оцените себя. Поставьте на полях знак !, если работа выполнена аккуратно и правильно, знак +, если работа выполнена хорошо, но есть помарки или ошибки, знак -, если работа получилась неаккуратной, много ошибок.
VII. Рефлексия
- Какие задачи стояли перед вами?
- Выполнили ли вы их? Как считаете?
- Встаньте те, кто хорошо разобрался в новом материале.
- Встаньте те, кому нужна помощь учителя.
VIII. Подведение итогов урока
- Чему научились сегодня на уроке? (Сравнивать количества предметов)
- Как мы сравнивали группы предметов? (Ставили их в пары)
- Что можете сказать о количестве кругов, если одному кругу не хватило пары? (Их больше)
- Что можете сказать о количестве кругов, если их не хватило для того, чтобы составить пару? (Их меньше)