Конспект урока по математике в 1-м классе. Отношения «столько же», «больше», «меньше»

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, УМК «Школа России»


Технические средства обучения: использование мультимедийных ресурсов.

Технологии: групповая деятельность, проблемное обучение.

(программа «Школа России», предмет «Математика», Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс.)

Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технологии, используемые при проведении урока:

  1. Технология ЛОО
  2. Здоровьесберегающие технологии
  3. Информационно-коммуникационные технологии
  4. Элементы технологии проблемного обучения
  5. Игровые технологии

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать две группы предметов, объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел по порядку их следования при счете; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше); оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике.
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схем.
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Классифицировать предметы, объекты по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

  • Организовывать свое рабочее место.
  • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
  • Вносить дополнения, исправления в свою работу.

Коммуникативные УУД:

  • Соблюдать нормы речевого этикета.
  • Вступать в диалог.
  • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оборудование:

  • для учителя - проектор; магнитный набор цифр и знаков, геометрических фигур; учебник «Математика, 1 класс»; рабочая тетрадь с печатной основой;
  • для учащихся - геометрический набор; большие карточки с цифрами; учебник; рабочая тетрадь, пенал.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности класса.

- Прозвенел уже звонок, начинается урок! Хотите учиться? Значит можно садиться!

II. Актуализация знаний

- Вспомните, какие слова были главными на прошлом уроке. (Раньше, позже, сначала, потом)

- Какой день недели сегодня?

- Какой день недели идет сначала: вторник или среда?

- Что наступает раньше: суббота или воскресенье?

- Назовите все дни недели по порядку. (слайд 2,3)

III. Самоопределение к деятельности

На доске числа: 5, 8, 6, 4, 3, 1, 2

- Назовите числа по возрастанию (1, 2, 3, 4, 5, 6, 8)

- Назовите числа по убыванию (8, 6, 5, 4, 3, 2, 1)

- Какие числа пропущены? (слайд 4)

На доске:

  • Сколько изображено грибов? (10)
  • Сколько грибов с коричневой шляпкой? (9)
  • Сколько грибов с красной шляпкой? (1)
  • С какой шляпкой грибов больше? (С коричневой шляпкой грибов больше)
  • С какой шляпкой грибов меньше? (С красной шляпкой грибов меньше)
  • Сколько грибов с белой ножкой? (6)
  • Сколько грибов с цветными ножками? (4)
  • Каких грибов больше? (С белой ножкой грибов больше)
  • Каких грибов меньше? (С цветными ножками грибов меньше)
  • Сравните грибы с красной ножкой и зеленой ножкой! (Грибов с красной ножкой столько же сколько и грибов с зеленой ножкой)

- Поставьте учебную задачу: сегодня на уроке познакомимся с понятиями «больше», «меньше», «столько же».

IV. Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

V. Работа по теме урока

1. Практическая работа

- Приготовьте геометрические фигуры.

- Положите несколько красных кругов.

- Ниже положите столько же синих квадратов. Как вы это сделали?

- Что можно сказать о количестве красных кругов?

- Как сделать так, чтобы синих квадратов стало меньше?

- У кого есть другой способ мышления?

- Скажите, когда мы говорим, что предметов поровну, столько же?

- Что можно сказать о предметах, которым не хватило пары? (слайд 5)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику (слайд 6)

- Прочитайте на с. 10, чему мы должны сегодня научиться?

- На какие вопросы мы уже научились отвечать?

- Рассмотрите в учебнике с. 10 рисунок 1.

- Герои, какой сказки здесь нарисованы?

- Сравните количество домиков и количество поросят на рисунке (одинаково).

Рассмотрите рисунок 2.

- Какие геометрические фигуры изображены на нём? (квадраты и треугольники)

- Что можно сказать о количестве красных треугольников и синих квадратов? (Одинаковое количество)

Рассмотрите рисунок 3.

- Какие геометрические фигуры изображены на нём? (круги)

- Что можно сказать о количестве розовых и зелёных кругов? (зеленых кругов больше)

- Докажите, что зелёных кругов больше.

- Как сделать количество кругов одинаковым? (добавить еще один розовый круг)

- Рассмотрите с. 11 рисунок 1.

- О чём можно сказать: столько же? Больше? Меньше?

- О чём можно сказать больше? (Тигрят больше, чем докторов, тигрят больше чем стаканов, шоколадок больше чем стаканов, градусников больше, чем тигрят и т.д.)

- Прочитайте задание повышенной сложности. Выполните его в парах.

2. Работа в тетради с печатной основой

- Откройте тетрадь на странице 6. Рассмотрите рисунок с листочками.

- В каком ряду листьев меньше? (В нижнем)

- Как дорисовать листья, чтобы их в обоих рядах стало поровну?

- Сколько листьев дорисовали? (3)

- Обведите грибы.

- Какую закономерность вы заметили?

- Закрасьте шляпки грибов так, чтобы еще и их цвет менялся.

- Рассмотрите следующую картинку. Для чего нужен светофор? (слайд 7)

- Назовите сигналы светофора. О чем говорит каждый сигнал? (слайд 8)

- Что может случиться, если не выполнять команды светофора?

- Закрасьте светофор по заданию.

- Выполните задание на клеточках. Обведите линии.

- Посмотрите на свою работу. Оцените себя. Поставьте на полях знак !, если работа выполнена аккуратно и правильно, знак +, если работа выполнена хорошо, но есть помарки или ошибки, знак -, если работа получилась неаккуратной, много ошибок.

VII. Рефлексия

  • Какие задачи стояли перед вами?
  • Выполнили ли вы их? Как считаете?

- Встаньте те, кто хорошо разобрался в новом материале.

- Встаньте те, кому нужна помощь учителя.

VIII. Подведение итогов урока

- Чему научились сегодня на уроке? (Сравнивать количества предметов)

- Как мы сравнивали группы предметов? (Ставили их в пары)

- Что можете сказать о количестве кругов, если одному кругу не хватило пары? (Их больше)

- Что можете сказать о количестве кругов, если их не хватило для того, чтобы составить пару? (Их меньше)