Заглавная буква в именах собственных

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: Заглавная буква в именах собственных


Цель: научить объяснять написание слов; развивать логическое мышление, внимание; писать имена собственные с заглавной буквы.

Задачи:

  • Выяснить какие слова называются именами собственными.
  • Узнать в каких случаях пишется заглавная буква.
  • Научиться писать такие слова.

Ход урока

1. Организационный момент

- Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке
Книжка, ручка и тетрадки!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай (не перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать)!

2. Орфографическая разминка

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  2. На какие группы делятся буквы? (гласные и согласные)
  3. Сколько гласных букв? (10)
  4. А какими бывают гласные звуки? (ударные, безударные)
  5. Сколько согласных букв? (21)
  6. А какие согласные звуки вы знаете? (звонки и глухие) (твердые и мягкие)
  7. Назовите парные согласные звуки.
  8. Назовите гласные буквы, которые дают 2 звука. (е, ё, ю, я)
  9. Когда они дают два звука?
  10. Какие буквы звука не дают?

3. Каллиграфическая минутка

- Посмотрите на доску. Какие буквы мы будем писать на минутке чистописания? (г, п, т, р)

- Что общего у этих букв? (Элемент: крючок, косая линия, крючок).

- Обведите эти буквы, рядом напишите заглавную.

- Работа в рабочей тетради на стр. 14. Нам даны слова (гора, тропа, торт),

  • прочитать слова;
  • обведите;
  • назовите слова, которые состоят из двух слогов, разделите на слоги, поставьте ударение.

- Давайте прочитаем пословицу.

- Чему нас учет эта пословица?

- Найдите в этом предложение изученные орфограммы. Выделите. (Заглавная буква в начале предложения, мягкий знак для смягчения согласного звука).

- Запишите пословицу.

- Выпишите слово: будь, сделайте фонетический разбор.

4. Ведение в тему урока

- Скажите, какое слово для вас самое родное, дорогое, любимое? (мама)

- А еще есть такое слово? Это слово важно для каждого человека, оно составляет частичку жизни каждого из вас! Это слово - РОДИНА!

- Родина у каждого своя, это маленькое село, деревушка или огромный город, где он родился и вырос, но это самое любимое и дорогое место для нас. Сколько бы мы ни ездили по свету, путешествовали по разным странам, а все равно домой хочется, на Родину.

- Ребята, а как называется наша большая Родина? (Россия)

- А как называется столица России? (Москва). Главная река России? (Волга)

- А на какой улице находится наша школа? Салтыковская.

- Посмотрите на экран, с какой буквы написаны слова Россия, Москва, Волга, Салтыковская. 1-слайд

Чему будем учиться на уроке? Писать имена собственные с большой буквы.

- Подберите синоним к слову большой (заглавный)

- Какова тема нашего урока?

Заглавная буква в именах собственных. 2-слайд

Послушайте стихотворение Е.Измайлова

Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше букв - подруг
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой - уважения знак!

5. Физкультминутка

Раз, два,
Три, четыре.
Три, четыре.
Раз, два.
Мы шагаем дружно в ряд-
Первоклассников отряд.
Алины, Артем, Маши и Саши,
Катя, Никифор, Вера и Даша,
Рома, Ксюша, Эдик, Варвары,
Иван, Василиса и Аня.
Присядут те, кого мы назвали,
А остальные свое имя сказали.
Запомни, что имена
Пишутся с большой буквы всегда.

6.Закрепление изученного

  • рабочая тетрадь стр.14. подберите имена детям. Составь предложения. Запишите одно из них по выбору. (Маша пишет на доске.)
  • стр. 15 слова (кот, кит, крот, сказки)

В каких сказках мы встречаем этих персонажи? («Кот в сапогах», «Лиса и кот», «Кот и лиса», «Бременские музыканты»; «Рыба - кит на котором город стоит», «Айболит»; «Дюймовочка», «Крот, который мечтал увидеть солнце, «Ежик Ежка и крот Антошка».

- Обведите слова.

- Составить из данных слов предложение. Запишите его. Слайд 3

- Вы любите читать сказки?

- А как хорошо вы знаете героев сказок, мы сейчас проверим.

7. Работа в парах

Кроссворд

По горизонтали:

  • Мужчина в самом расцвете сил, который живет на крыше. (Карлсон)
  • Так зовут медвежонка, который полетел на вертолете искать своего товарища. (Умка)
  • Мальчик, который жил в волчьей стае. (Маугли)
  • Маленький мальчик с огромной шляпой на голове, который умудрился побывать даже на луне. (Незнайка)
  • Девушка, которая потеряла хрустальную туфельку. (Золушка)
  • Добрый доктор. (Айболит)

По вертикали:

Один из жанров фольклора (Сказки)

8. Физкультминутка

9. Работа в группах

1 группа: Дописать пропущенное имя собственное, выполнить фонетический разбор этого слова.

Первого космонавта зовут…………………….

2 группа: Впишите вместо точек нужную букву.

Собака (Ш, ш) …арик поймала воздушный (Ш, ш) …арик. В саду (Л, л) …илия поливает (Л, л) …илии. Иван (Б, б) …линов съел много (Б, б) …линов.

3 группа: Выделите в предложениях все изученные орфограммы.

У Сережи Шишкина карандаши. Учащиеся часто гуляют по площади.

10. Работа в тетрадях

Вспомним сказку «Теремок».

- Кто в теремочке живет?

- Посмотрим отрывок из мультфильма.

- Запишем клички животных.
- С какой буквы мы их запишем?

11. Рефлексия

- Сейчас я буду задавать вопросы, а вы если согласны с вопросом будете отвечать Да, если не согласны Нет.

- Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы? (Да)

- Клички животных пишутся с маленькой буквы? (Нет)

- Клички животных пишутся с большой буквы? (Да)

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы? (Да)

- Большая буква в собственных именах «опасное при письме место»? (Да)

- К собственным именам относятся только имена, фамилии, отчества людей? (Нет)

Слайд 4. Что относится к именам собственным.

12. Итоги урока

- Чему вы научились на уроке?

Молодцы, вы хорошо сегодня работали на уроке.

Урок закончен.