Цель: научить объяснять написание слов; развивать логическое мышление, внимание; писать имена собственные с заглавной буквы.
Задачи:
- Выяснить какие слова называются именами собственными.
- Узнать в каких случаях пишется заглавная буква.
- Научиться писать такие слова.
Ход урока
1. Организационный момент
- Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке
Книжка, ручка и тетрадки!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай (не перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать)!
2. Орфографическая разминка
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- На какие группы делятся буквы? (гласные и согласные)
- Сколько гласных букв? (10)
- А какими бывают гласные звуки? (ударные, безударные)
- Сколько согласных букв? (21)
- А какие согласные звуки вы знаете? (звонки и глухие) (твердые и мягкие)
- Назовите парные согласные звуки.
- Назовите гласные буквы, которые дают 2 звука. (е, ё, ю, я)
- Когда они дают два звука?
- Какие буквы звука не дают?
3. Каллиграфическая минутка
- Посмотрите на доску. Какие буквы мы будем писать на минутке чистописания? (г, п, т, р)
- Что общего у этих букв? (Элемент: крючок, косая линия, крючок).
- Обведите эти буквы, рядом напишите заглавную.
- Работа в рабочей тетради на стр. 14. Нам даны слова (гора, тропа, торт),
- прочитать слова;
- обведите;
- назовите слова, которые состоят из двух слогов, разделите на слоги, поставьте ударение.
- Давайте прочитаем пословицу.
- Чему нас учет эта пословица?
- Найдите в этом предложение изученные орфограммы. Выделите. (Заглавная буква в начале предложения, мягкий знак для смягчения согласного звука).
- Запишите пословицу.
- Выпишите слово: будь, сделайте фонетический разбор.
4. Ведение в тему урока
- Скажите, какое слово для вас самое родное, дорогое, любимое? (мама)
- А еще есть такое слово? Это слово важно для каждого человека, оно составляет частичку жизни каждого из вас! Это слово - РОДИНА!
- Родина у каждого своя, это маленькое село, деревушка или огромный город, где он родился и вырос, но это самое любимое и дорогое место для нас. Сколько бы мы ни ездили по свету, путешествовали по разным странам, а все равно домой хочется, на Родину.
- Ребята, а как называется наша большая Родина? (Россия)
- А как называется столица России? (Москва). Главная река России? (Волга)
- А на какой улице находится наша школа? Салтыковская.
- Посмотрите на экран, с какой буквы написаны слова Россия, Москва, Волга, Салтыковская. 1-слайд
Чему будем учиться на уроке? Писать имена собственные с большой буквы.
- Подберите синоним к слову большой (заглавный)
- Какова тема нашего урока?
Заглавная буква в именах собственных. 2-слайд
Послушайте стихотворение Е.Измайлова
Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше букв - подруг
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой - уважения знак!
5. Физкультминутка
Раз, два,
Три, четыре.
Три, четыре.
Раз, два.
Мы шагаем дружно в ряд-
Первоклассников отряд.
Алины, Артем, Маши и Саши,
Катя, Никифор, Вера и Даша,
Рома, Ксюша, Эдик, Варвары,
Иван, Василиса и Аня.
Присядут те, кого мы назвали,
А остальные свое имя сказали.
Запомни, что имена
Пишутся с большой буквы всегда.
6.Закрепление изученного
- рабочая тетрадь стр.14. подберите имена детям. Составь предложения. Запишите одно из них по выбору. (Маша пишет на доске.)
- стр. 15 слова (кот, кит, крот, сказки)
В каких сказках мы встречаем этих персонажи? («Кот в сапогах», «Лиса и кот», «Кот и лиса», «Бременские музыканты»; «Рыба - кит на котором город стоит», «Айболит»; «Дюймовочка», «Крот, который мечтал увидеть солнце, «Ежик Ежка и крот Антошка».
- Обведите слова.
- Составить из данных слов предложение. Запишите его. Слайд 3
- Вы любите читать сказки?
- А как хорошо вы знаете героев сказок, мы сейчас проверим.
7. Работа в парах
Кроссворд
По горизонтали:
- Мужчина в самом расцвете сил, который живет на крыше. (Карлсон)
- Так зовут медвежонка, который полетел на вертолете искать своего товарища. (Умка)
- Мальчик, который жил в волчьей стае. (Маугли)
- Маленький мальчик с огромной шляпой на голове, который умудрился побывать даже на луне. (Незнайка)
- Девушка, которая потеряла хрустальную туфельку. (Золушка)
- Добрый доктор. (Айболит)
По вертикали:
Один из жанров фольклора (Сказки)
8. Физкультминутка
9. Работа в группах
1 группа: Дописать пропущенное имя собственное, выполнить фонетический разбор этого слова.
Первого космонавта зовут…………………….
2 группа: Впишите вместо точек нужную букву.
Собака (Ш, ш) …арик поймала воздушный (Ш, ш) …арик. В саду (Л, л) …илия поливает (Л, л) …илии. Иван (Б, б) …линов съел много (Б, б) …линов.
3 группа: Выделите в предложениях все изученные орфограммы.
У Сережи Шишкина карандаши. Учащиеся часто гуляют по площади.
10. Работа в тетрадях
Вспомним сказку «Теремок».
- Кто в теремочке живет?
- Посмотрим отрывок из мультфильма.
- Запишем клички животных.
- С какой буквы мы их запишем?
11. Рефлексия
- Сейчас я буду задавать вопросы, а вы если согласны с вопросом будете отвечать Да, если не согласны Нет.
- Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы? (Да)
- Клички животных пишутся с маленькой буквы? (Нет)
- Клички животных пишутся с большой буквы? (Да)
- Имена собственные пишутся с заглавной буквы? (Да)
- Большая буква в собственных именах «опасное при письме место»? (Да)
- К собственным именам относятся только имена, фамилии, отчества людей? (Нет)
Слайд 4. Что относится к именам собственным.
12. Итоги урока
- Чему вы научились на уроке?
Молодцы, вы хорошо сегодня работали на уроке.
Урок закончен.