«Быстрее всего учатся в трех случаях: до 3-х лет, на тренингах и когда жизнь загнала тебя в угол»
американский бизнес-консультант, профессиональный оратор, писатель, обладатель звания «Оратор года», премии Сикха за вклад в дело мира Стивен Кови
Современные нестабильные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, одобряемых социумом, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в своего рода «рабочий капитал». Станет ли старший подросток или старшеклассник Успешным Человеком, зависит от множества различных факторов, главным из которых является успешность процесса социализации.
Не секрет, что процесс освоения индивидом ценностей, норм, установок, присущих данному обществу (социализация), начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни. Однако наиболее активный период социализации выпадает именно на период 15-17 лет. Поэтому на данном этапе могут возникнуть различные трудности, переживания и, как следствие, социальная дезадаптация. Кроме того, необходимо отметить, что сам процесс социализации не обеспечивает социально-психологическую адаптацию и, более того, успешность личности. Как показывает практика не все молодые люди, оканчивающие средние общеобразовательные учреждения оказываются готовы к взрослой продуктивной жизни.
На основе вышеуказанного был разработан учебный курс «Психология успеха».
За основу курса была взята программа педагога-психолога Камалутдиновой Анастасии Романовны, которая была переработана.
Программа элективного курса разработана в соответствии с ФГОС СОО, на основе научно-методического журнала «Психолог», на основе авторских программ Л.С.Киреевой «Путь к успеху», Н.В.Тиминой «Поверь в себя», «Психология третьего тысячалетия» О.Г.Гадецкого, Г.В.Рязапкиной «Психология и выбор профессии», предназначена для обучающихся 10-11 классов и ряд занятий из курса «Семейные ценности» Старосветского В.В.
Предлагаемый курс «Психология успеха», рассчитан на 2 года для старшеклассников (10-11 классы) (68 часов), делает попытку реализовать задачу формирования успешности старшеклассников, подготовить их к взрослой жизни, научить решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.
Цель курса: Формирование психолого-педагогических условий для повышения уровня социально-психологической адаптации учащихся; актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения.
Задачи курса:
- повышение психологической компетентности учащихся за счет развития уровня самосознания, выработки собственного мировоззрения, определения позиции в жизни.
- формирование адекватного оценивания себя в ситуации взаимодействия с другими людьми.
- развитие навыков волевой и эмоциональной саморегуляции.
- формирование гибкости как качества личности.
- развитие у учащихся готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.
Ожидаемые результаты:
Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом:
- Адекватная система отношений и общения с окружающими;
- Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми;
- Эмоциональная уравновешенность;
- Установки на успешное взаимодействие;
- Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
- Адекватный уровень притязаний;
- Мотивация достижения успеха;
- Умение строить жизненные перспективы.
Основной мотивацией выбора курса «Психология успеха» послужило то, что курс:
- развивает кругозор
- развивает личность.
Формы и методы организации занятий:
- Комбинированный урок
- Индивидуальные и групповые беседы
- Диалог
- Дискуссия
- Игры
- Метод конкретных ситуаций
- Ролевые и деловые игры.
За два года реализации курса в МБОУ «СОШ № 12 им. В.Г.Распутина» были получены хорошие результаты. К позитивным результатам можно отнести: повышение уверенности в себе, умение выходить из трудных ситуаций, умение решать конфликтные ситуации и планирование собственного жизненного пути.
Примерное тематическое планирование курса «ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА» 10 класс (34 часа)
№ |
Темы и разделы |
Кол-во часов |
всего |
||
1. |
Введение в предмет (диагностика педагогическая и психологическая уровня социально-психологической адаптации учащихся) |
1 |
2. |
Знакомство с собой и другими |
1 |
3. |
Вводное занятие по теме «Эффективное общение - залог успеха» |
1 |
4. |
Общение и конфликт |
1 |
5. |
Ролевое общение |
1 |
6. |
Язык жестов |
1 |
7. |
Техники эффективного общения |
1 |
8. |
Основные каналы получения и переработки информации |
1 |
9. |
Межличностное пространство или дистанция в общении |
1 |
10. |
Заключительное занятие по теме: «Эффективное общение - залог успеха». |
1 |
11. |
Вводное занятие по теме «Эмоциональная и волевая саморегуляция» |
1 |
12. |
Эмоциональные состояния человека |
1 |
13. |
Эмоциональное общение |
1 |
14. |
Фрустрация. Особенности психологической защиты. |
1 |
15. |
Воля. Волевая регуляция. |
1 |
16. |
Заключительное занятие по теме: «Эмоциональная и волевая саморегуляция» |
1 |
17. |
Вводное занятие по теме: «Мои сильные и слабые стороны» |
1 |
18. |
Палитра способностей |
2 |
19. |
Почерк как качество личности |
1 |
20. |
Темперамент. |
1 |
21. |
Проективные методики как средство самопознания |
1 |
22. |
Мои слабые и сильные стороны |
1 |
23. |
Вводное занятие по теме «Профессиональный успех» |
1 |
24. |
Я выбираю профессию |
2 |
25. |
Коллегиальное принятие решений |
2 |
26. |
Я - сообщения как эффективная технология |
1 |
27. |
Стратегия профессионального выбора |
1 |
28. |
Введение в «Психологию третьего тысячелетия» |
1 |
29. |
Я и социум |
2 |
30. |
Итоговая диагностика эффективности курса за 10 класс |
1 |
|
Итого: |
34 |
Примерное тематическое планирование курса «ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА» 11 класс (34 часа)
№ |
Темы и разделы по курсу «Психология успеха» (11 класс) |
Кол-во часов |
1 |
«Я - уникальный» Знакомство. |
1 |
2 |
Моя уникальность. |
1 |
3 |
Все о моей памяти. |
1 |
4 |
Эффективная память. |
1 |
5 |
Мой внутренний мир. Внимание. |
1 |
6 |
Мыслю - значит существую. |
1 |
7 |
Творческая деятельность. Воображение. |
1 |
8 |
Расскажи мне обо мне. |
1 |
9 |
Мир вокруг меня. |
1 |
10 |
Об индивиде, личности и душе. |
2 |
11 |
«Трон успеха» Понятие о профессии и специальности. |
2 |
12 |
Типы, классы, отделы, группы профессий. |
2 |
13 |
Требования профессии к человеку. |
1 |
14 |
Способности и профпригодность. |
1 |
15 |
Интересы и склонности. |
1 |
16 |
Темперамент и профессия. |
1 |
17 |
Мои цели. |
1 |
18 |
Внимание и профессия. |
1 |
19 |
Прокрастинация. Как не откладывать важные дела? |
1 |
20 |
Память и профессия. |
1 |
21 |
Мышление и профессия. |
1 |
22 |
Воображение и профессия. |
1 |
23 |
Координация движений. |
1 |
24 |
Особенности работы мозга при достижении успеха |
1 |
25 |
Профессиограмма-характеристика профессий. |
1 |
26 |
«Введение в психологию семейных отношений» |
1 |
27 |
«Забота, доверие и чудо как главные слагаемые счастливой семьи» |
1 |
28 |
«Семейные ценности» |
1 |
29 |
«Взаимоотношения в семье» |
2 |
30 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
34 часа |
Список литературы и интернет-источники
- Колмалутдинова А.Н. «Психология успеха» Психология успеха (xn--j1ahfl.xn--p1ai)
- Гадецкий О.Г. «Законы судьбы или три шага к успеху и счастью». Психология третьего тысячелетия, 2014. - 352 с.
- Готман Д. «Семь принципов счастливого брака или эмоциональный интеллект любви/ Готтман Джон [перевод с анг. Елисеевой К.]. М.: Эксмо, 2020 - 416с.
- Литвак М.Е. «Принцип сперматозоида»: учебное пособие / М.Е.Литвак. - 13-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 512 с.
- Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
- Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 1990.
- Берг В. Карьера - суперигра. - Нетривиальные советы на каждый день. - АО «Интерэксперт», М., 1998.
- Бауман З. Мыслить социологически. - М., 1996.
- Вайцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.