ДООП "Гимнастика для малышей" (ознакомительный уровень)

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: гимнастика


Возраст учащихся: 4-5 лет.

Срок реализации: 1 год.

Информационная карта

1.Учреждение.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22 «Солнышко»

2. Полное название программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гимнастика для малышей»

3. Сведения об авторе составителе.

4. Сведения о программе.

4.1. Нормативная база.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.09.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями от 02.02.2021 г.№ 38);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

4.2.Вид.

общеразвивающая

4.3. Направленность.

физкультурно-спортивная

4.4. Уровень освоения программы.

ознакомительный

4.5. Область применения.

дополнительное образование

4.6. Продолжительность обучения.

1 год

4.7. Возрастная категория обучающихся.

4-5 лет

Блок 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гимнастика для малышей» имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на стартовый уровень освоения, в связи с чем, предполагает реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности.

Актуальность

Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальна, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые, активные люди. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья, снижению умственной и физической активности.

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека, в формировании физического здоровья и навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%.

Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем.

Дополнительная оздоровительно-развивающая программа «Гимнастика для малышей» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста.

В основу «Гимнастики для малышей» положена двигательно- игровая деятельность детей, являющаяся ведущей в воспитании и образовании дошкольников.

Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Педагогическая целесообразность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гимнастика для малышей» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей и рассчитана на один год обучения.

В программе представлены различные разделы, но основными являются, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.

Нетрадиционные виды упражнений представлены:

  • игропластикой;
  • пальчиковой гимнастикой;
  • музыкально-подвижными играми;
  • играми-путешествиями.

Раздел креативной гимнастики включает музыкально-творческие игры.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Отличительные особенности данной программы состоит в том, что все разделы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Адресат программы

Программа адресована детям дошкольного возраста (4-5 лет) не имеющих медицинских противопоказаний.

Ведущий вид деятельности - игра.

Условия набора дошкольников

Программой не определяются требования к начальному уровню подготовки дошкольников. Программу могут осваивать дети, как без какой-либо специальной подготовки, так и воспитанники, уже обладающие небольшим опытом.

По программе могут обучаться учащиеся прошедшие обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Гимнастика для малышей» или занимавшиеся в другой спортивной секции.

Количество учащихся

Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН.

Наполняемость учебных групп составляет от 5 до 15 человек.

Объем и срок освоения программы

Срок реализации программы: 1 год (октябрь-май).

Объём программы: 64 часа.

Режим занятий: 2 образовательные ситуации в неделю, во второй половине дня не более 20 минут.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью 5-15 человек.

Форма обучения очная.

Предусмотрена групповая форма проведения образовательной деятельности и индивидуальная работа.

Формы обучения

Фома обучения по программе - очная. Возможно обучение по программе, с использованием дистанционных технологий.

Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Формы занятий

С детьми 4-5 лет при обучении физическим упражнениям используем показ, имитацию, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

Для сохранения ритма и темпа движений при выполнении упражнений применяются:

  • ритмическое музыкальное сопровождение;
  • четкие команды;
  • звуковой сигнал.

Все занятия с детьми проводятся в игровой форме, используя упражнения, которые имитируют движения животных (например, «кошечка», «змея») или других, не менее симпатичных объектов (например «самолет», «лодочка»), которые выполняются детьми совместно с педагогом. Подвижные игры проводятся с использованием спортивного оборудования.

На всех занятиях применяется художественное слово. Все это способствует повышению интереса и активности детей, а, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

Во время выполнения упражнений следует следить за дыханием ребенка.

Задача педагога: создать условия, настроить, проследить, подсказать, направить, скорректировать движение, то есть обеспечить индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности.

На занятиях используем подвижные игры, направленные на формирование навыка правильной осанки и на укрепление мышц туловища и ног.

Методические приёмы:

  • показ, объяснения;
  • игровые задания;
  • использование считалок, жеребьевок, загадок;
  • словесные, практические, игровые.

Методика составления комплексов, как и обычное физкультурное занятие, состоит из трех частей или этапов.

I. Подготовительная часть
1. Введение в игровую ситуацию
2. Пальчиковая гимнастика.

II. Основная часть
Выполнение комплекса под музыку.
1. Упражнения в ходьбе, беге.
2. ОРУ:
- упражнения стоя;
- прыжки, бег на месте;
- упражнения из исходного положения сидя и лежа
- упражнения на расслабление;
3. Дыхательная гимнастика
4. Подвижная игра.

III. Заключительная часть
1. Релаксация или малоподвижная игра.
2. Подведение итогов занятия.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: создания условий для укрепления физического и психического здоровья детей, улучшения их двигательного статуса, формирования морально-этических качеств личности через двигательно-игровую деятельность.

Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных педагогических задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.

Оздоровительные задачи:

  • развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
  • профилактика плоскостопия;
  • формирование правильной осанки;
  • профилактика простудных заболеваний и травматизма;
  • приобщение детей к нормам здорового образа жизни.

Образовательные задачи:

  • развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.
  • развивать психологические процессы (память двигательная, слуховая, образная);
  • развивать творческие способности;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать чувство ритма, умение согласовывать движения с музыкой.

Воспитательные задачи.

  • воспитывать нравственные качества (уважительное отношение ко взрослым и к сверстникам).
  • воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;
  • развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.
  • развивать личностные качества.

Учебный план

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации, контроля

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

1

1

2

Игровое упражнение

1 «Лесной стадион»

1

2

3

Игра

2 «Поиграй-ка с нами, обруч!»

1

2

3

Игровое упражнение

3 «Мы сильные и ловкие!»

1

1

2

Игровое упражнение

4 «Палочка-помогалочка»

1

2

3

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

5 «Дождик капает по крыше»

1

2

3

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

6 «Весёлые мячики»

1

2

3

Игровое упражнение

7 «Цветные автомобили»

1

1

2

Игровое упражнение

8 «Морские звезды»

1

2

3

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

9 «В гости к ёлочке»

1

1

2

Игровое упражнение

10 «Веселые качели»

1

2

3

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

11 «Пернатые друзья»

1

2

3

Игровое упражнение

12 «Снежинки-пушинки»

1

2

3

Игровое упражнение

13 «Пограничники»

1

1

2

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

14 «Весна в лесу»

1

2

3

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

15 «В гости к солнышку»

1

2

3

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

16 «В гости к ежику»

1

1

2

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

17 «Лисичка-сестричка»

1

2

3

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

18 «Юные космонавты»

1

1

2

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

19 «Танец медуз»

1

1

2

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

20 «Добрые жуки»

1

1

2

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

21 «В реках и озерах»

1

1

2

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

22 «Кто летает на охоту
За лягушками к болоту?»

1

1

2

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

23 «Путешествие на поезде»

1

2

3

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

24 «Мы - бабочки»

1

1

2

Игровое упражнение, гимнастические упражнения

«Путешествие в страну «Спортландию»

1

1

1

Спортивный праздник

ИТОГО

26

38

64

См. продолжение Программы