Возраст учащихся: 4-5 лет.
Срок реализации: 1 год.
Информационная карта
1.Учреждение. |
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22 «Солнышко» |
2. Полное название программы. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гимнастика для малышей» |
3. Сведения об авторе составителе. |
|
4. Сведения о программе. |
|
4.1. Нормативная база. |
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
|
4.2.Вид. |
общеразвивающая |
4.3. Направленность. |
физкультурно-спортивная |
4.4. Уровень освоения программы. |
ознакомительный |
4.5. Область применения. |
дополнительное образование |
4.6. Продолжительность обучения. |
1 год |
4.7. Возрастная категория обучающихся. |
4-5 лет |
Блок 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гимнастика для малышей» имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на стартовый уровень освоения, в связи с чем, предполагает реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности.
Актуальность
Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальна, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые, активные люди. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья, снижению умственной и физической активности.
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека, в формировании физического здоровья и навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%.
Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем.
Дополнительная оздоровительно-развивающая программа «Гимнастика для малышей» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста.
В основу «Гимнастики для малышей» положена двигательно- игровая деятельность детей, являющаяся ведущей в воспитании и образовании дошкольников.
Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Педагогическая целесообразность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гимнастика для малышей» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей и рассчитана на один год обучения.
В программе представлены различные разделы, но основными являются, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
Нетрадиционные виды упражнений представлены:
- игропластикой;
- пальчиковой гимнастикой;
- музыкально-подвижными играми;
- играми-путешествиями.
Раздел креативной гимнастики включает музыкально-творческие игры.
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Отличительные особенности данной программы состоит в том, что все разделы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Адресат программы
Программа адресована детям дошкольного возраста (4-5 лет) не имеющих медицинских противопоказаний.
Ведущий вид деятельности - игра.
Условия набора дошкольников
Программой не определяются требования к начальному уровню подготовки дошкольников. Программу могут осваивать дети, как без какой-либо специальной подготовки, так и воспитанники, уже обладающие небольшим опытом.
По программе могут обучаться учащиеся прошедшие обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Гимнастика для малышей» или занимавшиеся в другой спортивной секции.
Количество учащихся
Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН.
Наполняемость учебных групп составляет от 5 до 15 человек.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы: 1 год (октябрь-май).
Объём программы: 64 часа.
Режим занятий: 2 образовательные ситуации в неделю, во второй половине дня не более 20 минут.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью 5-15 человек.
Форма обучения очная.
Предусмотрена групповая форма проведения образовательной деятельности и индивидуальная работа.
Формы обучения
Фома обучения по программе - очная. Возможно обучение по программе, с использованием дистанционных технологий.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная;
- групповая.
Формы занятий
С детьми 4-5 лет при обучении физическим упражнениям используем показ, имитацию, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
Для сохранения ритма и темпа движений при выполнении упражнений применяются:
- ритмическое музыкальное сопровождение;
- четкие команды;
- звуковой сигнал.
Все занятия с детьми проводятся в игровой форме, используя упражнения, которые имитируют движения животных (например, «кошечка», «змея») или других, не менее симпатичных объектов (например «самолет», «лодочка»), которые выполняются детьми совместно с педагогом. Подвижные игры проводятся с использованием спортивного оборудования.
На всех занятиях применяется художественное слово. Все это способствует повышению интереса и активности детей, а, следовательно, более качественному выполнению упражнений.
Во время выполнения упражнений следует следить за дыханием ребенка.
Задача педагога: создать условия, настроить, проследить, подсказать, направить, скорректировать движение, то есть обеспечить индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности.
На занятиях используем подвижные игры, направленные на формирование навыка правильной осанки и на укрепление мышц туловища и ног.
Методические приёмы:
- показ, объяснения;
- игровые задания;
- использование считалок, жеребьевок, загадок;
- словесные, практические, игровые.
Методика составления комплексов, как и обычное физкультурное занятие, состоит из трех частей или этапов.
I. Подготовительная часть
1. Введение в игровую ситуацию
2. Пальчиковая гимнастика.
II. Основная часть
Выполнение комплекса под музыку.
1. Упражнения в ходьбе, беге.
2. ОРУ:
- упражнения стоя;
- прыжки, бег на месте;
- упражнения из исходного положения сидя и лежа
- упражнения на расслабление;
3. Дыхательная гимнастика
4. Подвижная игра.
III. Заключительная часть
1. Релаксация или малоподвижная игра.
2. Подведение итогов занятия.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создания условий для укрепления физического и психического здоровья детей, улучшения их двигательного статуса, формирования морально-этических качеств личности через двигательно-игровую деятельность.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных педагогических задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.
Оздоровительные задачи:
- развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
- профилактика плоскостопия;
- формирование правильной осанки;
- профилактика простудных заболеваний и травматизма;
- приобщение детей к нормам здорового образа жизни.
Образовательные задачи:
- развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.
- развивать психологические процессы (память двигательная, слуховая, образная);
- развивать творческие способности;
- развивать мелкую моторику;
- развивать чувство ритма, умение согласовывать движения с музыкой.
Воспитательные задачи.
- воспитывать нравственные качества (уважительное отношение ко взрослым и к сверстникам).
- воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;
- развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.
- развивать личностные качества.
Учебный план
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Формы аттестации, контроля |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
Игровое упражнение |
1 «Лесной стадион» |
1 |
2 |
3 |
Игра |
2 «Поиграй-ка с нами, обруч!» |
1 |
2 |
3 |
Игровое упражнение |
3 «Мы сильные и ловкие!» |
1 |
1 |
2 |
Игровое упражнение |
4 «Палочка-помогалочка» |
1 |
2 |
3 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
5 «Дождик капает по крыше» |
1 |
2 |
3 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
6 «Весёлые мячики» |
1 |
2 |
3 |
Игровое упражнение |
7 «Цветные автомобили» |
1 |
1 |
2 |
Игровое упражнение |
8 «Морские звезды» |
1 |
2 |
3 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
9 «В гости к ёлочке» |
1 |
1 |
2 |
Игровое упражнение |
10 «Веселые качели» |
1 |
2 |
3 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
11 «Пернатые друзья» |
1 |
2 |
3 |
Игровое упражнение |
12 «Снежинки-пушинки» |
1 |
2 |
3 |
Игровое упражнение |
13 «Пограничники» |
1 |
1 |
2 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
14 «Весна в лесу» |
1 |
2 |
3 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
15 «В гости к солнышку» |
1 |
2 |
3 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
16 «В гости к ежику» |
1 |
1 |
2 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
17 «Лисичка-сестричка» |
1 |
2 |
3 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
18 «Юные космонавты» |
1 |
1 |
2 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
19 «Танец медуз» |
1 |
1 |
2 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
20 «Добрые жуки» |
1 |
1 |
2 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
21 «В реках и озерах» |
1 |
1 |
2 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
22 «Кто летает на охоту
|
1 |
1 |
2 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
23 «Путешествие на поезде» |
1 |
2 |
3 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
24 «Мы - бабочки» |
1 |
1 |
2 |
Игровое упражнение, гимнастические упражнения |
«Путешествие в страну «Спортландию» |
1 |
1 |
1 |
Спортивный праздник |
ИТОГО |
26 |
38 |
64 |
|