Цели:
- формировать знания учащихся о правах ребенка, понятие о неразрывной связи прав и обязанностей, представление о защите прав ребенка в РФ, умение различать действительное и мнимое нарушение прав;
- развивать навыки работы в группах, логическое мышление, умение выделять главное в тексте, память;
- воспитывать уважение к правам человека, сострадание к людям, чьи права нарушаются, взаимоуважение, толерантность.
Оборудование: бланки тестов, материалы заданий, таблички с обозначением этапов, маршрутные листы.
Форма мероприятия: квест.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Ведущий. Добрый день. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательный мир квеста.
- Что мы с вами будем искать? - Конечно информацию.
- О чем? - О правах ребенка. Поскольку главной целью правового квеста является получение знаний о правах ребенка, поскольку игра командная, она предусматривает определенные правила для членов команд:
- Быстро распределите роли в группе: капитан (организует работу, отвечает за маршрутный лист, принимает окончательное решение), секретарь (записывает ответы на задания), исследователи (тщательно изучают текст Конвенции о правах ребенка и помогают другим запомнить как можно больше прав, определенных ею).
- Соблюдайте правила активного слушания, главное - не перебивайте друг друга и инструктора.
- Обсуждайте идеи, а не лица учеников, которые высказали эту идею.
- Воздерживайтесь от оценок и оскорблений участников группы.
- Старайтесь прийти к общему мнению.
От четких и быстрых действий группы зависит ее успех. Команда, которая сумеет слаженно и быстро пройти все этапы, одержит победу.
2. Ознакомление с правилами игры
1. На старте каждая команда получает:
* Маршрутный лист. Он на протяжении всего квеста находится у капитана. На каждом этапе инструкторы заносят в него баллы, заработанные командой.
* Вы должны пройти 7 этапов, на каждом из которых выполните определенные задания.Оценивается команда по наибольшей сумме баллов и + 5 дополнительных баллов - за скорость. А сейчас прошу капитанов команд получить маршрутные листы и наш правовой квест начинается.
- Станция № 1 « Разминка»
- Станция № 2 «Права-обязанности»
- Станция № 3 «Узнай правонарушения"
- Станция № 4 «Кто? Когда? Как?»
- Станция № 5 « Здоровье-высшая человеческая ценность»
- Станция № 6 « Школьный буфет»
- Станция № 7 «Кибербезопасность»
Станция № 1 «Разминка»
1. Конвенция - это …
а) закон;
б) сделка;
в) приказ.
2. Какой документ утвердила в 1989 году ООН о правах детей?
а) Декларацию прав ребенка.
б) Конвенцию прав ребенка.
в) Закон Российской Федерации об охране детства.
3. Какими законами регулируются права ребенка в Российской Федерации?
а) декларацией прав человека.
б) Конвенцией прав ребенка.
в) Законом РФ об охране детства.
4. Сколькими странами мира была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка?
а) 30; б) 91; в) 191.
5. Когда Конвенция ООН о правах ребенка вступила в силу в Украине?
а) 27 сентября 1991 года;
б) 27 сентября 2000 года;
в) 1 мая 1992 года.
6. Сколько прав имеет ребенок согласно статьям Конвенции ООН?
а) 25;
б) 30;
в) 40.
7. Ребенком считается…
а) существо, требующее полноценных условий для развития и роста;
б) человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста;
в) защищенный законом полноценный член общества.
8. Правда ли,что нахождение в общественных местах в алкогольном опьянении не подлежит наказанию?
а) да.
б) нет.
9. Правда ли, что нецензурная брань в общественных местах подлежит административному наказанию?
а) нет,
б) да.
10. Правда ли, что за присвоение чужого имущества наступает уголовная ответственность?
а) нет,
б) да.
За каждый правильный ответ - 1 балл, максимальное количество баллов-10.
Станция № 2 " Права-обязанности»
(Поставить знак + в соответствующий столбик)
ПРАВО |
Обязанности |
||
1 |
Бесплатное образование |
||
2 |
Уважение ко мнению всех учеников и учителей |
||
3 |
Удобное рабочее место |
||
4 |
Посещение школы в указанное время |
||
5 |
Вести себя корректно на уроках и перерывах |
||
6 |
Защита личной собственности |
||
7 |
Не пропускать занятия в школе без уважительной причины |
||
8 |
Соблюдать требования Правил дорожного движения, Правил пожарной безопасности и Правил техники безопасности |
||
9 |
Объединяться с другими детьми в группы, компании |
||
10 |
Свобода вероисповидания. |
Станция № 3 «Узнай правонарушения"
Предоставьте квалификацию правонарушениям (административное, гражданское, уголовное)
Станция № 4 «Кто? Когда? Как?»
Каждый правильный ответ 1 балл. Всего-15 баллов.
Команды на скорость отвечают письменно на вопросы.
"Кто?»
- Кто был первым президентом Украины?
- Кто автор первой украинской народной Конституции?
- Кто устанавливает нормы морали?
- Кто несет административную ответственность за несовершеннолетних?
- Кто такой апатрид?
"Когда?»
- Когда наступает правоспособность?
- Когда наступает юридическая ответственность человека?
- когда была принята Конституция Украины?
- Когда наступает административная ответственность несовершеннолетних?
- Когда человек может получить паспорт?
"Как?»
- Как называется Основной Закон Российской Федерации?
- Как называется государство с простой формой государственного устройства?
- Как называется власть народа?
- Как называется документ, удостоверяющий личность?
- Как называется документ школы, в котором прописаны права и обязанности участников учебно-воспитательного процесса?
Станция № 5 " Здоровье - высшая человеческая ценность»
За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов за задание - 8.
Задача: ответить на вопросы, в которых зашифрованы названия мероприятий по охране здоровья детей в государстве.
- Введение в организм ослабленных или разрушенных возбудителей заболевания с целью формирования иммунитета к инфекционным болезням, в Украине осуществляется бесплатно всем детям против туберкулеза, кори, полиомиелита, столбняка, дифтерии и др. (прививки)
- Проба, которая предназначается для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке, является обязательной для всех школьников, на основании результатов этой пробы определяется группа для занятий на уроках физической культуры (Руфье )
- Специальная медико-санитарная организация, оказывающая первую мгновенную медицинскую помощь при несчастных случаях и обострении болезней (скорая помощь).
- лечебно-профилактическое учреждение для оказания помощи врачами различных специализаций и проведения медицинских осмотров (поликлиника).
- Совокупность административных и медико-санитарных мероприятий, с помощью которых предотвращают распространение инфекционных болезней человека, в частности прекращение работы детских учреждений в период эпидемий (карантин).
- то, что оформляют с целью организации медицинской помощи на случай травмы или болезни во время поездки (страховка).
- Место, где оказывают первую медицинскую помощь на территории учебного заведения (медпункт).
- Комплекс физических упражнений, которые выполняют утром, с целью разминки мышц и суставов, часто проводится в учебных заведениях и летних лагерях (зарядка).
Станция № 6 «Школьный буфет"
На карточке записаны ситуации, среди которых есть случаи нарушения права ребенка на надлежащее питание. Отметьте их галочкой
Карточка "Нарушение права ребенка на надлежащее питание»
- Отсутствие «Пепси» в школьной столовой.
- Высокая цена на чипсы и сухарики.
- Совместимая продажа свежей пищи в магазине.
- Родители заставляют есть суп и не разрешают есть конфеты перед обедом.
- В магазине продали йогурт, в котором была найдена муха.
- Бабушка на десерт купила не шоколадку, а арбуз.
- Родители разрешают ребенку есть только конфеты.
- Мать заставляет есть с утра ненавистную манную кашу.
Станция № 7 «Дишефрувальник»
(расшифровать по алфавиту статью из Конвенции о правах ребенка на время; оценка от 1 до 5 баллов)
15,19,9,18,1 6,11,23,11,18,1 17,1,8 20,21,1,3,19 18,1 24,3,1,4,24 , 16,1,22,15,24 18,1 20,19,26,3,1,16,24.
(Каждый ребенок имеет право на внимание, ласку, на похвалу)
"Изречения-антонимы»
Составьте выражение, каждое слово которого будет противоположным по значению приведенным (за каждый правильный ответ - 2 балла)
- Взрослым можно отдыхать над водой.
- Взрослым можно отдыхать с безопасными предметами.
- Взрослым можно разрешать прогуливать школу.
- (Детям запрещено работать под землей)
- (Детям запрещено работать с опасными предметами)
- ((Детям нельзя запретить посещать школу)