Проектирование предметно-развивающей среды для детей с задержкой психического развития в условиях общеразвивающей группы

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование


Проектирование предметно-развивающей среды

Пошаговая технология

Нозологическая группа: дети с ЗПР

«Технологические шаги»

Содержание

1

цели и задачи

Цель: Коррекция и развитие психомоторных функций у детей.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику, снимать мышечное напряжение;
  • способствовать развитию локомоторных функций и вестибулярного аппарата.

2

учебно-методические пособия

  1. Бордовская, Е.В. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде: программно-методический комплекс / Е.В.Бордовская, И.Г.Вечканова, Р.Н. Генералова; под ред. Л.Б.Баряевой. - СПб.: Каро, 2006.
  2. Ковалец, И.В. Азбука эмоций: практич. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В.Ковалец. - М. : ВЛАДОС, 2003.
  3. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине / И.Н.Лебедева. - СПб.ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2009.
  4. Майер, А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах) / А.А.Майер. - М.: Пед. общество России, 2014.
  5. Микляева, Н.В. Планирование в современном ДОУ - М.:ТЦ Сфера, 2013.
  6. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б.Баряева, И.Г.Вечканова, О.П.Гаврилушкина и др.; под. ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010.
  7. Свистунова Е.В.Такие разные дети.Арттерапия для дошкольников. - М., 2013.
  8. Сиратюк А.Л.Развитие интеллекта дошкольника. Психогимнастика, пальчиковые упражнения. - М., 2011.
  9. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками/ под ред. Л.Б.Баряевой, И.Г.Вечкановой. - СПб.: КАРО, 2009.
  10. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия. - М., 2012.

игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности

Сортировщики различных видов, треки различного вида для прокатывания шариков; шары звучащие, блоки с прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением; игрушки с вставными деталями и молоточком для «забивания»; настольные и напольные наборы из основы со стержнями и деталями разных конфигураций для надевания; наборы объемных тел повторяющихся форм, цветов и размеров для сравнения; бусы и цепочки с образцами сборки; шнуровки; народные игрушки «Бирюльки», «Проворные мотальщики», набор из ударных музыкальных инструментов, платков, лент, мячей для физкультурных и музыкальных занятий; доски с прорезями и подвижными элементами; наборы для навинчивания; набор для подбора по признаку и соединения элементов; мозаика с шариками для перемещения их пальчиками; наборы ламинированных панелей для развития моторики; магнитные лабиринты с шариками; пособия по развитию речи; конструкция с шариками и рычагом; наборы с шершавыми изображениями; массажные мячи и массажеры различных форм, размеров и назначения; тренажеры с желобом для удержания шарика в движении; сборный тоннель-конструктор из элементов разной формы и различной текстурой; стол для занятий с песком и водой.

специальное оборудование для детских видов деятельности

Мольберт стеклянный для использования методов арт-терапии и развития мелкой моторики рук, развивающий комплекс «PETRA»

3

перечень дополнительного оборудования

Балансир напольный (лабиринты, Черепаха), кочки, игры «Гонщик напольный», «Сенсино», су-джок, Зоопарк из Тарамбуко, сенсорные дорожки напольные

4

пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях

Пособия для развития мелкой моторики разместить в маркированных боксах, в группе выделить зону для хранения оборудования и игр с ним. Напольные игры (крупные габариты) разместить в зоне игровой активности (игровая/ часть помещения с физкультурным оборудованием, обеспечив беспрепятственный доступ к ним детей)

5

Оборудование и игровые материалы, необходимые в первые 2-3 месяца работы

Сортировщики различных видов, треки различного вида для прокатывания шариков; шары звучащие, блоки с прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением; игрушки с вставными деталями и молоточком для «забивания»; настольные и напольные наборы из основы со стержнями и деталями разных конфигураций для надевания; наборы объемных тел повторяющихся форм, цветов и размеров для сравнения; бусы и цепочки с образцами сборки; шнуровки; наборы для навинчивания; набор для подбора по признаку и соединения элементов; наборы ламинированных панелей для развития моторики; магнитные лабиринты с шариками; пособия по развитию речи; массажные мячи и массажёры различных форм, размеров и назначения; стол для занятий с песком.

6

коррективы в предметно-развивающую средус учетом интересов, предпочтений, особенностей детей группы

1. Оборудование зон для уединения и снятия агрессии (дополнительные пуфы, коврики, груши для «битья», банка-кричалка и т.п. по мере необходимости).
2. Изготовление сенсорных панелей, бизибордов с учетом предпочтений детей и первостепенных задач развития мелкой моторики в зависимости от уровня развития детей.

7

последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года

Оборудование РППС периодически сменяется в зависимости от сезона, тематических недель и кульминационных событий месяца.
Внесение оборудования (дополнительного или нового) происходит поэтапно, если оборудование имеет несколько количественных позиций.
Игровое оборудование типа сортировщиков, шнуровок, пазлов должно усложняться по количеству деталей или возможных вариантов заданий в зависимости от возраста детей (игрушки растут вместе с ребенком).