Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации. Нет человека, который не пользовался глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать видеоконференции и вебинары, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.
Одна из важнейших задач современной школы - научить детей рационально использовать знания и навыки в разных сферах жизни, то есть быть социально успешным. Успешный человек сегодня - это функционально грамотный человек, который способен жить в ногу со временем и применять свои функциональные навыки, может разобраться и найти выход из проблемной ситуации. Введение Федерального государственного образовательного стандарта в российских школах определяет актуальность понятия «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией. И тут про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё сводится к чтению. Техника чтения — важнейший фактор, который в итоге влияет на процесс формирования функциональной грамотности.
Современные дети мало читают и не любят читать. Причин предостаточно: изменившаяся окружающая среда, гаджетизация, высокая загруженность детей, отсутствие примера родителей и отсутствие познавательных интересов. Ученик после прочтения текста затрудняется в его пересказе. Он читает, но не понимает текст — распространённая проблема. А ведь современному ребенку достаточно не понять всего одно слово, и смысл текста начнет ускользать. Здесь мы сталкиваемся с цепочкой, которая нашла выражение в высказывании Гёте: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».
Мы должны признать и констатировать, что словарный (лексический) запас современного ребёнка очень сильно отличается от запаса ребёнка, который приходил в школу 10 лет назад.
Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня возникают учебные затруднения, так как любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к процессу познания?
Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в обучении младших школьников:
- недостаточно владеют смысловым чтением;
- не справляются с задачами на интерпретацию информации;
- затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
- не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому эксперты предлагают начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах.
Психолог Генриетта Граник разработала систему, которая называется «Психологические механизмы формирования навыка чтения и понимания текста» — систему, которая помогает сформировать «идеального читателя». Это
- Быть внимательным к слову
- Уметь вступать в диалог с текстом
- Обладать активным воображением
- Уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык мысли
Чтобы ориентироваться в потоке информации, учителю главное - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи по развитию ребёнка: развить речь, аналитико-синтетические способности, память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие,
способность контролировать свои движения мелкую моторику, наглядно-действенное мышление перевести в абстрактно-логическое мышление. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую грамотную личность.
Функциональная грамотность — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
Начинать формирование читательской грамотности в 5 классе уже поздно, потому что именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности. И здесь большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены шесть направлений: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Функциональная грамотность младшего школьника - это:
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
- возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
- добывать новые знания;
- применять полученные знания на практике;
- оценивать свое знание-незнание;
- стремиться к саморазвитию.
Реализовывать все задачи по формированию функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности может помочь учебно-методическое пособие М.В.Буряк и С.А.Шейкиной «Функциональная грамотность» из серии «Учение с увлечением». Данное пособие разработано для учащихся 1-4 классов и включает в себя рабочие тетради для учащихся, а также подробные методические рекомендации для педагогов.
Для того чтобы у младших школьников процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, в этом тренажёре для детей собраны задания различных видов: игры, ребусы, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий поможет развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Для проведения занятий по функциональной грамотности учителями начальных классов разрабатывается рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность для 1-4 классов» на основе методического пособия «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс», «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 2 класс», «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 3 класс», «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 4 класс». Такие тетради – это не просто развлечение, они соответствуют определенным темам.
Авторы пособия предлагают формировать функциональную грамотность в начальной школе по четырём направлениям:
- «Читательская грамотность»
- «Математическая грамотность»
- «Финансовая грамотность»
- «Естественно-научная грамотность».
Предложенное тематическое планирование и материалы тетради расположены по блокам в соответствии с формируемым видом функциональной грамотности
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, соответственно блоку «Читательская грамотность» уделяется особое внимание. Его целью является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей. Развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять свои потребности.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Читательская грамотность» дети учатся:
- анализировать тексты авторских и русских народных сказок;
- составлять характеристики героев прочитанных произведений;
- делить тексты на части;
- составлять картинный план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений;
- давать эмоциональную и личностную оценку прочитанного.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Математическая грамотность» дети учатся:
- счету предметов;
- составлению числовых выражений и нахождению их значений;
- составу чисел первого и второго десятка;
- выполнять задания на нахождение суммы, разности, произведения, частного чисел;
- решать задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
- читать и заполнять таблицы, круговые диаграммы, определять ложные и истинные высказывания.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Финансовая грамотность» дети знакомятся с понятиями:
- деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Естественно-научная грамотность» дети учатся:
- наблюдать и проводить простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
- изучают воздух и его свойства, соль и её свойства, воду и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
Введение курса по функциональной грамотности в школьную программу может значительно повысить общий уровень образования и подготовить учащихся к успешной жизни в современном мире. Будущие выпускники, вступая в отношения с внешней средой, смогут максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Использованные ресурсы
- Формирование функциональной грамотности младших школьников (из опыта работы) Е.А.Пивоварова [Электронный ресурс] –
Режим доступа: https://imc.dobryanka-edu.ru/upload/versions/20660/110694/Pivovarova_JE.A._Formirovanije_funkcionalnoj_gramotnosti_mladshih_shkolnikov._Iz_opyta_raboty.docx - Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В.Буряк, С.А.Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
- «Навык чтения и умение читать — не одно и то же». Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам. [Электронный ресурс] –
Режим доступа: https://mel.fm/ucheba/shkola/4832175-functional_literacy - Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности. [Электронный ресурс] –
Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2024/04/02/effektivnye-priyomy-formirovaniya-funktsionalnoy