Применение формирующего оценивания на уроках в начальной школе с использованием технологии Plickers

Разделы: Начальная школа


На качество образования влияют разные факторы: формирующее оценивание, обратная связь, сотрудничество между учеником и учителем, профессиональный рост учителя, обучение в малых группах, мотивация и т.д. По последним исследованиям формирующее оценивание является лидером среди используемых методик оценивания.

Формирующее оценивание («безотметочное» оценивание) - это набор практик, техник и активностей, которые помогают целенаправленно и непрерывно наблюдать за учением учеников и оценивать обучение в процессе.

Формирующая оценка - это оценка, которая помогает учиться. Она позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения. Одним словом, помогает эффективно контролировать процесс обучения. А в современных условиях образовательного процесса важнейшим вопросом становится контроль знаний учащихся на уроках в начальной школе. На основе контроля и формируется в основном успеваемость учеников. И поэтому педагогу необходимо совершенствовать процесс контроля знаний. Контроль должен осуществляться постоянно, это гарантирует постепенную и последовательную мотивацию к обучению учащихся. Полученные знания при контроле важно фиксировать и анализировать не только ученику, но и учителю. Важно использовать и интерактивные технологии интерактивного тестирования в качестве контроля знаний учащихся на уроках в начальной школе.

В настоящее время существуют самые разные инструменты формирующего оценивания, которые могут быть использованы на уроке. Чаще всего я использую на уроках Plickers, поэтому стоит рассмотреть положительные и отрицательные стороны использования данного приложения. К положительным сторонам использования Plickers в образовательном процессе можно отнести:

  • полную вовлеченность класса;
  • простой способ дать каждому из учеников шанс высказаться и не бояться ошибиться;
  • возможность анонимного голосования;
  • невозможность исправить ответ после того, как вопрос принят;
  • возможность значительно повысить интерес и мотивацию учащихся;
  • простоту использования;
  • широкий спектр возможностей для проведения различных типов опросов.

Все, что учащимся необходимо, это карта и возможность ответить на вопросы педагога.

Педагог может создавать множество вопросов с выбором одного или нескольких вариантов ответа, а также открытых вопросов, причем в различных формах и на различных участках обучения. Это позволяет более глубоко проверить знания учащихся и анализировать их ответы для последующего обсуждения.

  • позволяет мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики без длительной проверки;
  • сделав карточки с QR-кодами однажды, можно пользоваться карточками в течение всего процесса обучения;
  • можно хранить все составленные задания в своей библиотеке.

К недостаткам этой программы можно отнести:

  • возможность повторного считывание ответа, если код случайно попадает в камеру еще раз;
  • считывание информации занимает времени больше, чем принятие ребенком решения;
  • сильную загруженность смартфона - если проводится более 1 урока подряд.

Нужно перезагружать приложение, чтобы освободить память на телефоне и предотвратить зависание.

Технологию интерактивного тестирования Plickers удобно использовать для решения задачи контроля знаний учащихся на уроках в начальной школе. Например, на уроках русского языка, когда идёт работа с текстом, выполнение заданий по тексту, изучение лексики, грамматики, морфологии и других разделов.

На уроках по окружающему миру быстрое тестирование помогает закрепить или проверить изучаемый материал.

Литературное чтение предполагает свои тесты контроля по работе с художественными текстами.

Можно использовать данное интерактивное приложение в следующих моментах образовательного процесса:

  • Фронтальный опрос в конце урока по русскому языку. Цель - понять, что дети усвоили учащиеся в процессе урока, а на что предстоит обратить внимание учителю.
  • Фронтальный опрос в начале урока по предыдущему уроку и/или урокам. Цель - понять, что изучили в процессе обучения в школе и по средствам домашнего задания, а что необходимо проверить и повторить.
  • Проведение тестов / проверочных работ. При правильной подготовке проверочные работы можно проводить в формате Plickers. Результаты будут доступны сразу, без необходимости проверки и/или наличия смартфонов / компьютеров у детей.

Plickers - это приложение, которое работает с применением QR-кодов, более привычных нам в рекламе, магазинах. В данном формате, учитель должен овладеть методами работы с данным приложением. Для использования Plickersа требуется всего лишь смартфон или планшет в связке с ноутбуком. Войдите в систему, распечатайте набор штрих-кодов и добавьте свои задания. Каждому ученику будет выдан пронумерованный штрих-код. Теперь все, что вам нужно сделать, это задать вопрос, позволить ученикам ответить, удерживая карточки с QR-кодами, а затем с помощью камеры и приложения Plickers начать запись ответов учеников.

Подводя итог проведённому исследованию, можно сделать следующий вывод. Использование технологии Plickers позволяет помогает разнообразить процесс обучения и сделать его более эффективным, экономить время во время опроса, представляет собой разновидность игровой формы, помогает улучшить обратную связь между учителем и учениками, вызывает не поддельный интерес у обучающихся, позволяет мгновенно оценить ответы всех учащихся в классе, для проведения дальнейшего анализа и выявления слабых мест учеников. Это помогает адаптировать учебный материал и предоставить индивидуальную поддержку тем, кто в ней нуждается.

Приложение представляет собой новую информационно-коммуникационную форму обучения, не требует особых затрат и специальной техники, при этом является максимально наглядным средством обучения по разным дисциплинам, начиная с начальной школы.