Цель: развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации и действий; воображения и творческой активности. Представлений о космосе.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и систематизировать у детей полученные знания элементарных представлений о космосе, Солнечной системе. Продолжать обогащать речевой словарь детей: космос, планета, созвездие, космодром.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение, способность к моделированию. Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательные интересы, аккуратность, умение слушать воспитателя и товарищей, умение работать в команде.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, о Планетах, чтение стихотворений и рассказов о космосе, чтение энциклопедической литературы.
Материалы и оборудование:
- Бумага для записи, блоки Дьенеша, схемы постройки ракеты, математический пазл и навигатор (графический диктант), контейнеры с мукой, солью, водой, разного размера мерки, ножницы, карандаши, восковые мелки, краски, бумага, картон, клей, фольга, пластилин.
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент
Дети сели в круг на стулья. Воспитатель сообщает, что получено письмо из космоса от инопланетян о помощи. Зачитывает его.
- Здравствуйте, ребята! Мы путешествовали в Космосе и наш космический корабль потерпел крушение! В нас врезался огромный метеорит! И мы упали на вашу планету. При крушении наш корабль разбился, и мы тоже очень сильно пострадали! Мы все потеряли память… И теперь не знаем, как нам вернутся домой, на свою планету? Мы не помним, как называется наша планета и не помним, как нам до нее долететь. И наш корабль полностью разбит. Ребята, вы нам поможете?
- Да (дети)!!!
-А еще нам очень понравилась ваша планета! Здесь очень красивая природа, красивые леса и реки! Нам бы хотелось взять что-то на память, что-то что напоминало бы нам о вашей планете. И у вас мы попробовали очень необычное блюдо - соленые сосиски под номером 5. Нам было очень вкусно! А теперь нам пора возвращаться домой. Ребята, вы нам поможете вернутся?
- Ребята, поможем нашим внеземным гостям?!
- Да!
II. Основная часть
- Давайте вместе подумаем, как мы это будем делать? А я этом все запишу. (взять бумагу для записи ответов детей).
Ребята, где мы можем построить ракету для наших гостей?
- В центре Строительства.
- А ракета у нас будет не просто космическая, а космическая - математическая! И будем строить ее из Блоков Дьенеша. Надо будет отобрать нужные детали по схеме и там вы уже сами договаривайтесь, как будете ее строить. Это будете либо одна ракета, или каждый свою построит, или вы поделитесь парами и построите две ракеты. Решайте сами.
- Давайте теперь подумаем, где мы сможем проложить путь к планете? Так сказать, построим маршрут! Даю подсказку - будем использовать стрелочки.
- Центр Математики.
- В центе Математики находится навигатор, с помощью которого надо проложить путь к планете. А также там находится математический пазл, с помощью которого мы узнаем название планеты.
- Вкусные сосиски! Где мы можем их приготовить?
- В центре с/р игры!
- Чтобы приготовить соленые сосиски что нам надо?
- Соленое тесто!
- В центре стоят контейнеры с ингредиентами! А вспомните, что еще сказали инопланетяне про сосиски? Какого размера им понравились?
- Под номером 5.
- Помните об этом, когда будете готовить!
- Ну и последнее, о чем нам просили наши гости?
- Это сувениры о нашей планете.
- Где мы можем изготовить сувениры?
- В центре Искусств.
- Что это может быть?
- Рисунки, поделки.
- А книги могут о нашей планете?
- Могут.
- Отлично. А сейчас давайте с помощью Круга Выбора мы выберете в каких центрах вы будете сегодня работать. С помощью Круга Выбора дети выбрали где они работают, в каких центрах. В центре Строительства будет работать 4 человека, в центре Математики - 4 человека, в центре Игры - 4 человека и в центре Искусств - 6 человек. (дети сделали свой выбор)
- Давайте еще раз вспомним, что мы будем делать в наших центрах. В центре Строительства - строить ракету из блоков Дьенеша, в центре Математики - построим маршрут планеты и ее название, в центре Игры - соленые сосиски под номером 5, в центре Творчества - сувениры на память.
Практическая деятельность детей
Работа в центрах. В центре Строительства дети по схемам отбирают нужные по цвету, форме и размеру блоки Дьенеша и строят из них ракеты. В центре Математики дети с помощью математического пазла узнают название планеты, откуда прилетели гости, а с помощью «навигатора» строят маршрут к ней (использовали стрелочки с цифрами- «графический диктант»). В центре сюжетно-ролевой игры дети замесили соленое тесто, а потом с помощью условной мерки отмерили нужный размер сосисок (было сделано 3 размера мерки). В центре Творчества дети делают сувениры на память (книжки, рисунки, поделки на выбор).
III. Заключительная часть
По окончанию дети сели в круг по командам, с кем работали в центрах. С детьми была проведена рефлексия, где ребята рассуждали и отвечали на вопросы:
- что вы сегодня делали?
- что чувствовали? какие испытывали трудности?
- что получилось? что нет?
- что нового узнали?
- Спасибо, ребята! Как думаете, мы помогли нашим внеземным гостям? Все сделали, что они просили? Отлично!