Задания по развитию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Функциональная грамотность - это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

Выделяют основные направления формирования функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественно научная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Процесс развития функциональной грамотности на уроках истории и обществознания осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов.

Развитие читательской грамотности

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.

Примеры заданий

Урок истории 5 класс. Тема: «Древняя Индия»

Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека».

"Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями."

- Что мы узнали из этого отрывка? (Ответ: в Индии есть горы)

Смотрим на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Гималаи)

(отмечаем горы на контурной карте)

"Индия никогда, говорят, не знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний, другой - летний."

Что мы узнали о климате Индии? (Ответ: там идут дожди)

Урок обществознания 9 класс. Тема: «Гражданское общество и государство».

Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задания.

Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в местном самоуправлении.

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление.

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. <...>

6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. <.">

8. Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

1) Составьте план текста.

2) Что закон называет территориальным местным самоуправлением?

3) Где, согласно закону, осуществляется территориальное местное самоуправление?

4) Какие способы осуществления территориального местного самоуправления предусмотрены законом?

Развитие математической грамотности

Математическая грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Примеры заданий

Урок истории 5 класс. Тема «Счет лет в истории»

Подумай, с какого года начинается 17 в. н.э. и 17 в. до н.э.? Отметь эти даты на линии времени. Посчитай, сколько веков вошло в этот временной промежуток.

Урок обществознания в 9 класс. Тема: «Конституция РФ».

Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите число:

    Республики
  • Области
  • Края
  • Автономная область
  • Автономные округа
  • Города федерального значения

Развитие естественно научной грамотности

Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Урок обществознания 8 класс «Наука в современном обществе»

Составить таблицу «Нобелевские лауреаты нашей страны в 1900-2023 гг.»

ФИО ученого

Область

Дата

За что была присуждена Нобелевская премия

Урок истории 7 класс. Тема: «Рождение новой европейской науки»

Разгадайте кроссворд. Если кроссворд будет разгадан правильно, то в выделенном столбце вы прочитаете понятие. Раскройте его сущность (при разгадывании кроссворда используйте подсказки-иллюстрации).

(Ответы 1. Галилей. 2.Бруно. 3. Рембранд 4. Рафаэль 5. Монтень 6. Коперник. 7. Шекспир. 8. Ньютон; слово: гуманист - просвещенный, свободомыслящий человек).

Обществознание

Развитие финансовой грамотности

Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.

Примеры заданий

Урок истории 6 класс. Тема: «Древнерусское право»

Устав о резах Владимира Мономаха

Прочитай фрагмент Русской Правды

Резы - это древнерусское обозначение ссудных процентов. Вероятнее всего, его происхождение ведется от глагола «прирезать», поскольку в начале XII века денежный оборот наряду с серебряными слитками и весовыми единицами мог обслуживаться меховыми шкурками (кунами). В начале XII века гривна была эквивалентна 50 кунам.

Возврат долга в сумме более 150% от первоначальной его величины означает разорение должника. Поэтому брать можно ежегодно не более трети суммы, в полтора раза превышающий долг. То есть превышение не может быть больше 50%. В переводе «Устав о резах» звучит примерно так: постановили брать проценты только до третьего платежа, если кредитор берет деньги «в треть», то есть 50% годовых; если кто возьмет с должника два раза «в треть», то может взыскать и основную сумму долга; а кто возьмет три таких же ряда, тот не должен требовать назад тело долга. В первом случае выплата будет равна 150 гривнам, а во втором - 200.

Представь себя на месте купца XII века. Если ты возьмешь 100 гривен в долг у ростовщика то, сколько в итоге выплатишь за три года по общему правилу? Сколько выплатишь ростовщику, если он ограничит срок долга двумя годами?

Урок обществознания «Производство: затраты, выручка, прибыль»

Решите экономическую задачу

Ежедневная выручка фирмы «Посейдон» составляет 70 000 руб. Ежедневно на оплату света тратится 1 500 руб., воды - 700 руб., на сырье - 7 000 руб., на аренду - 3 500 руб., на заработную плату рабочим - 24 000 руб. Какова сумма прибыли фирмы «Посейдон» в месяц (месяц - 30 дней)?

Развитие глобальных компетенций

Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Примеры заданий

Урок истории 6 класс. Тема: «Место и роль Руси в Европе»

Необходимо доказать, что в IX-XII вв. Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства. Или же предлагается ответить на вопрос «Какие страны и народы больше повлияли на культуры Руси в IX-XII вв? Свое мнение аргументируйте.

Урок обществознания 6 класс. Тема: «Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств»

Изучите данные мониторингов опроса об отношении граждан к «отмене» России и выполните задания:


  1. Сделать вывод о том, выражают ли россияне беспокойство по поводу попыток западных стран исключить, отменить российскую культуру, изъять ее из публичного пространства. (Ответ: 37 % россиян полагают, что «культурные санкции» могут нанести вред российской культуре, 18 % скорее не беспокоит этот вопрос, и 25 % совершенно не обеспокоены этим вопросом.)
  2. Сделать вывод о том, нужно ли, по мнению россиян, вводить ответные меры против западной культуры. (Ответ: 73 % населения полагают, что вводить ответные меры против западной культуры в нашей стране не нужно.)
  3. Письменно ответить на вопрос: «Какие еще выводы можно сделать на основании данных мониторингового опроса?»

Развитие креативного мышления

Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Примеры заданий

Урок истории 8 класс. Обобщение по теме «Эпоха дворцовых переворотов»

Класс делится на группы. Методом жеребьевки каждая группа получает по пакету с заданиями. В каждом пакете даны материалы по особенностям внешней и внутренней политики одного из правителей периода Дворцовых переворотов, также в пакетах находятся материалы по особенностям прихода к власти правителя и его окружении. Каждой группе в течение урока необходимо составить профиль правителя в одной из социальных сетей.

Урок обществознания 9 класс. Тема: «Уголовное право»

Работая в парах, мини-группах или индивидуально (в зависимости от особенностей класса и детей) необходимо составить интеллект-карту на тему «Уголовное право».

Таким образом, мы можем увидеть, что развитие функциональной грамотности на уроках истории о обществознания возможны на любых темах и в любом классе, вне зависимости от особенностей класса.