Урок русского языка в 4-м классе. Изложение повествовательного текста с элементами описания

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: изложение


Цель урока: развивать умение писать изложение текста с использованием памятки «Как подготовиться к изложению».

Задачи урока:

  • развивать умение определять тему текста, главную мысль текста,
  • развивать умение озаглавливать текст,
  • передавать содержание текста с использованием памятки, плана и опорных слов,
  • развивать речь учащихся и расширять их кругозор, творческие способности,
  • прививать заботу и уважение к людям.

Оборудование:

  • компьютер,
  • выставка книг к 8 Марта,
  • творческие работы «С 8 Марта»,
  • презентация к уроку
  • букет мимозы

I. Организация начала урока

Презентация

Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

Ребята, сегодня у всех хорошее настроение, кругом праздничная атмосфера, аромат цветов. Что послужило причиной?

(Завтра 8 марта)

(1 слайд)

В России этот праздник отмечают с 1913 года.

Сегодня 8 Марта - это праздник весны и света, день уважения к традиционной роли женщины как жены, матери, подруги.

II. Открытие новой темы. Целеполагание

Откройте учебники (с. 65). Назовите тему нашего урока.

(Изложение)

- Да, у нас работа по развитию связной речи. Мы будем учиться писать изложение текста.

Вспомним, что такое изложение?

(Изложение - это письменный пересказ текста.)

- Как вы думаете, для чего пишут изложения?

(Чтобы научиться передавать содержание прочитанного, развивать письменную речь).

- Совершенно верно, изложения помогают активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. А развитая речь - это основа уверенности и успеха.

III. Работа по теме урока

- Что вы можете сказать о содержании текста до чтения?

(Текст без названия. Есть иллюстрация, на которой мальчик дарит девочке цветы. Есть план.)

- Что ещё нам поможет сегодня?

(Памятка)

Работаем по плану, готовимся к изложению.

1) Чтение текста.

- Понравился ли вам текст?

- Что особенно? Встретились ли непонятные слова, выражения)

Посмотрите, как выглядят веточки живой мимозы. (эти с побережья Чёрного моря, из самой Абхазии)

2) Определяем тему.

(8 Марта, Букет мимозы)

- Как тема раскрывается? Сначала, потом, чем завершается?..

Определите тип текста.

(Повествование с элементами описания,)

3) Определяем основную мысль.

Поздравления приносят радость не только тому, кому оказывают внимание, но и тому, кто благодарит.

4) Определяем части текста, слова-помощники

В тексте 4 части

1. - О чём говорится в первой части?

(Витя увидел веточки мимозы)

Как автор говорит о веточках?

Обратите внимание, как написана дата 8 Марта.

Назовите опорные слова в первой части.

(8 Марта, букет мимозы, хрупкие, как первый тёплый день, подарок папы)

2. О чём говорится во второй части текста?

(Витя подарил маме открытку)

Прочитайте текст открытки. Как ответила мама на поздравление сына?

Найдите опорные слова во второй части.

Открытка для мамы, поблагодарила предложила подарить, несколько веточек мимозы

3. О чём говорится в третьей части?

(Витя подарил Лене мимозы)

Назовите опорные слова третьей части.

(веточки мимозы, у школы, встретил, подарил, стала благодарить, убежал)

4. О чём говорится в четвёртой части?

(Никто из девочек, кроме Лены не получил подарки в этот день. - Как автор называет мимозы в этой части?

В них отражается солнце, они особенные

- Назовите опорные слова в этой части.

(Девочки без подарков, нежные веточки мимозы, отражается солнце, особенные, первые мимозы)

5) Перечитывание текста

Лексико-орфографическая работа.

Обратите внимание на правописание слов.

- Какие орфограммы встречаются? (имена собственные, прямая речь в кавычках, окончания сущ. и прил.)

6) Проговорите по слогам трудные слова

7) Пересказ текста по плану

(2, 3, 4, 5, 6, 7 слайды)

Картинный план

8) Перечитывание текста ещё раз.

9) Напишите заголовок, сколько красных строк будет?

Напишите свое изложение в тетрадь, пользуясь планом и памяткой.

(8 слайд)

10) Самопроверка.

IV. Рефлексия

- Какие трудности вы испытывали при написании изложения?

- Какая часть была сложнее?

Всем спасибо. Славно поработали, молодцы!