Курс внеурочной деятельности творческая мастерская «Песочные чудеса» в образовательном процессе начальной школы

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Классы: 1, 2

Ключевые слова: рисование песком


Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса и находит своё отражение в основной образовательной программе. Внеурочная деятельность организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) [1].

В системе занятий внеурочной деятельности ОЦ «Горностай» отведено время занятиям, направленным на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом развитии, помощь в их самореализации, раскрытии и развитии их способностей и талантов. Главная их цель - раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре [2].

Курс внеурочной деятельности творческая мастерская «Песочные чудеса» является курсом художественно-эстетической направленности, который способствует достижению планируемых результатов освоения программы начального общего образования. Данный курс организован по общекультурному направлению развития личности, проводится в МАОУ ОЦ «Горностай» для учащихся 1-2 классов.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями, внесёнными приказом Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286»;
  • Федеральной основной образовательной программы начального общего образования;
  • Федеральной программы воспитания.

Цель изучения курса: формирование художественной культуры учащихся; развитие художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.

Основные задачи курса:

  • развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей;
  • освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности и декоративной деятельности;
  • освоение простейших технологий работы с песком, освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов; создание простейших художественных образов при помощи песка;
  • развитие воображения и зрительной памяти;
  • воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах;
  • развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Формы курса внеурочной деятельности творческая мастерская «Песочные чудеса» сочетают индивидуальную и групповую работу обучающихся, предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность.

Обязательное условие организации внеурочной деятельности - её воспитательная направленность, соотнесённость с рабочей программой воспитания школы.

В новой редакции ФГОС НОО и в новой редакции ФОП НОО представлен федеральный календарный план воспитательной работы, который является единым для образовательных организаций. Федеральный календарный план воспитательной работы реализуется в рамках внеурочной деятельности. Мероприятия проводятся с учётом особенностей основной образовательной программы, возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся [1], [2].

На занятиях курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» можно реализовывать различные темы календарного плана воспитательной работы [2]. Например, 10 февраля отмечается день памяти великого поэта А.С.Пушкина, 6 июня в день рождения поэта отмечается День русского языка. Дети с удовольствием рисуют героев любимых сказок, создают интересные песочные иллюстрации.

Оборудование. Для проведения занятий курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» образовательный центр «Горностай» имеет отдельный оборудованный кабинет. В кабинете находятся девять световых планшетов. Восемь планшетов предназначены для обучающихся (работают по два человека за планшетом, всего шестнадцать человек) и один планшет для работы учителя.

Обязательно изучаются правила безопасной работы в кабинете; правила подготовки к занятию; правила работы во время занятия; технические приёмы работы с песком; правила работы по приведению планшета и кабинета в порядок в конце занятия.

В презентации к статье приведены фотографии творческих работ обучающихся 1 и 2 классов по сказкам А.С.Пушкина (Приложение 1).

Принципы организации внеурочной деятельности обучающихся по курсу внеурочной деятельности творческая мастерская «Песочные чудеса», которых придерживается педагог в своей работе: интерес, сотрудничество, доверие, неназидательность.

Интерес. Занятия организованы таким образом, чтобы курс рисования песком стал для каждого ребёнка значимым курсом внеурочной деятельности, привлекательным и любимым именно для него. Это укрепляет контакты учителя с детьми, способствует формированию в глазах детей позитивного восприятия образовательного центра.

Сотрудничество. Важно, чтобы педагог организовывал внеурочную деятельность для детей и вместе с детьми. Необходимо давать обучающимся возможность брать на себя ответственность за выполнение различных этапов деятельности, проходить путь от простого к сложному. Это помогает детям взрослеть, преодолевать свою инфантильность, развивает самостоятельность и ответственность.

Доверие. Во внеурочной деятельности педагог стремится к установлению доверительных и доброжелательных отношений с обучающимися. Это помогает ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к мнению которого дети будут прислушиваться, требования и просьбы будут восприниматься позитивнее, поведение и жизненные принципы будут охотнее восприниматься детьми в качестве образцов для подражания.

Неназидательность. Содержание внеурочных занятий не должно преподноситься детям в форме назиданий. Ребёнок не должен становиться пассивным потребителем информации. Важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: учим спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других. Тогда формируется мировоззрение ребёнка, его собственная жизненная позиция.

Результаты работы курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса»:

  • повышение творческого потенциала школьников;
  • развитие мелкой моторики, фантазии, творческих способностей, образного мышления обучающихся;
  • улучшение общего эмоционального состояния учеников;
  • повышение самооценки и уверенности в себе;
  • улучшение взаимоотношений со сверстниками;
  • формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении с окружающими людьми.

Рисование песком является приобщением к искусству как к нестандартным формам рисования, овладением способами художественной деятельности, развитием индивидуальности, дарования и творческих способностей учащихся, гармонизацией психоэмоционального состояния в процессе рисования песком.

Курс внеурочной деятельности творческая мастерская «Песочные чудеса» способствует достижению планируемых результатов освоения программы начального общего образования, помогает решению поставленных задач, способствует воспитанию и всестороннему развитию личности младших школьников. Внеурочные занятия по данному курсу направляют свою деятельность на каждого ученика, помогают детям ощутить свою уникальность и востребованность.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями, внесёнными приказом Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286»;
  2. Федеральная основная образовательная программа начального общего образования.