Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса и находит своё отражение в основной образовательной программе. Внеурочная деятельность организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) [1].
В системе занятий внеурочной деятельности ОЦ «Горностай» отведено время занятиям, направленным на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом развитии, помощь в их самореализации, раскрытии и развитии их способностей и талантов. Главная их цель - раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре [2].
Курс внеурочной деятельности творческая мастерская «Песочные чудеса» является курсом художественно-эстетической направленности, который способствует достижению планируемых результатов освоения программы начального общего образования. Данный курс организован по общекультурному направлению развития личности, проводится в МАОУ ОЦ «Горностай» для учащихся 1-2 классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями, внесёнными приказом Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286»;
- Федеральной основной образовательной программы начального общего образования;
- Федеральной программы воспитания.
Цель изучения курса: формирование художественной культуры учащихся; развитие художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Основные задачи курса:
- развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей;
- освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности и декоративной деятельности;
- освоение простейших технологий работы с песком, освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов; создание простейших художественных образов при помощи песка;
- развитие воображения и зрительной памяти;
- воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах;
- развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Формы курса внеурочной деятельности творческая мастерская «Песочные чудеса» сочетают индивидуальную и групповую работу обучающихся, предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность.
Обязательное условие организации внеурочной деятельности - её воспитательная направленность, соотнесённость с рабочей программой воспитания школы.
В новой редакции ФГОС НОО и в новой редакции ФОП НОО представлен федеральный календарный план воспитательной работы, который является единым для образовательных организаций. Федеральный календарный план воспитательной работы реализуется в рамках внеурочной деятельности. Мероприятия проводятся с учётом особенностей основной образовательной программы, возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся [1], [2].
На занятиях курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» можно реализовывать различные темы календарного плана воспитательной работы [2]. Например, 10 февраля отмечается день памяти великого поэта А.С.Пушкина, 6 июня в день рождения поэта отмечается День русского языка. Дети с удовольствием рисуют героев любимых сказок, создают интересные песочные иллюстрации.
Оборудование. Для проведения занятий курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса» образовательный центр «Горностай» имеет отдельный оборудованный кабинет. В кабинете находятся девять световых планшетов. Восемь планшетов предназначены для обучающихся (работают по два человека за планшетом, всего шестнадцать человек) и один планшет для работы учителя.
Обязательно изучаются правила безопасной работы в кабинете; правила подготовки к занятию; правила работы во время занятия; технические приёмы работы с песком; правила работы по приведению планшета и кабинета в порядок в конце занятия.
В презентации к статье приведены фотографии творческих работ обучающихся 1 и 2 классов по сказкам А.С.Пушкина (Приложение 1).
Принципы организации внеурочной деятельности обучающихся по курсу внеурочной деятельности творческая мастерская «Песочные чудеса», которых придерживается педагог в своей работе: интерес, сотрудничество, доверие, неназидательность.
Интерес. Занятия организованы таким образом, чтобы курс рисования песком стал для каждого ребёнка значимым курсом внеурочной деятельности, привлекательным и любимым именно для него. Это укрепляет контакты учителя с детьми, способствует формированию в глазах детей позитивного восприятия образовательного центра.
Сотрудничество. Важно, чтобы педагог организовывал внеурочную деятельность для детей и вместе с детьми. Необходимо давать обучающимся возможность брать на себя ответственность за выполнение различных этапов деятельности, проходить путь от простого к сложному. Это помогает детям взрослеть, преодолевать свою инфантильность, развивает самостоятельность и ответственность.
Доверие. Во внеурочной деятельности педагог стремится к установлению доверительных и доброжелательных отношений с обучающимися. Это помогает ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к мнению которого дети будут прислушиваться, требования и просьбы будут восприниматься позитивнее, поведение и жизненные принципы будут охотнее восприниматься детьми в качестве образцов для подражания.
Неназидательность. Содержание внеурочных занятий не должно преподноситься детям в форме назиданий. Ребёнок не должен становиться пассивным потребителем информации. Важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: учим спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других. Тогда формируется мировоззрение ребёнка, его собственная жизненная позиция.
Результаты работы курса внеурочной деятельности «Песочные чудеса»:
- повышение творческого потенциала школьников;
- развитие мелкой моторики, фантазии, творческих способностей, образного мышления обучающихся;
- улучшение общего эмоционального состояния учеников;
- повышение самооценки и уверенности в себе;
- улучшение взаимоотношений со сверстниками;
- формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении с окружающими людьми.
Рисование песком является приобщением к искусству как к нестандартным формам рисования, овладением способами художественной деятельности, развитием индивидуальности, дарования и творческих способностей учащихся, гармонизацией психоэмоционального состояния в процессе рисования песком.
Курс внеурочной деятельности творческая мастерская «Песочные чудеса» способствует достижению планируемых результатов освоения программы начального общего образования, помогает решению поставленных задач, способствует воспитанию и всестороннему развитию личности младших школьников. Внеурочные занятия по данному курсу направляют свою деятельность на каждого ученика, помогают детям ощутить свою уникальность и востребованность.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями, внесёнными приказом Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286»;
- Федеральная основная образовательная программа начального общего образования.