«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно.
Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится»
(С.Соловейчик)
Нейропедагогика является относительно новой областью педагогики и использует знания о мозге для разработки эффективных методов обучения. Она учитывает знания о том, как развивается и работает мозг ребенка, различия образа мышления детей разного пола, левшей и правшей, что происходит в работе мозга того или иного ребенка во время посещения образовательного учреждения будь то детский сад, школа или дополнительное образование. Исходя из этих данных подбирается та или иная методика обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Самое главное — есть понимание того, что нет способных или неспособных детей, а есть разные подходы в обучении в зависимости от способов восприятия ребенком поступающей информации.
Главная методическая задача педагога — конструировать специальную учебную среду с учетом всех каналов поступления и восприятия информации обучающимися.
С помощью достижений нейронауки можно значительно повысить творческую вовлеченность и усвоение материала на занятиях.
При обучении английскому языку нейропедагогика так же играет важную роль, и применяются некоторые приемы нейропедагогики:
- комбинирование текстов с аудио- видеоматериалами, что позволяет стимулировать слуховую и зрительную память, что способствует более легкому освоению материала.
- поэтапное усложнение материала, что позволяет мозгу лучше усваивать информацию.
- использование всевозможных фонетических, лингвистических, грамматических игр, что позволяет учащимся активно применять свои знания и навыки в реальных ситуациях общения.
- использование двигательной активности на уроках английского языка, что положительно влияет на активность мозга и способствует усвоению нового материала.
- при изучении любого языка очень важно уметь запоминать много и надолго, соответственно использование различных картинок, таблиц, рифм, мелодий необходимы для качественного запоминания лексических единиц и грамматических конструкций.
- использование компьютерных игр или программ для стимуляции мозговой активности – учащиеся выполняют активные действия с языком, получают при этом моментальную обратную связь, что приводит к активной стимуляции мозговой активности.
- эмоции (позитив, радость, интерес) являются отличным двигателем для обучения, они оказывают сильное воздействие на память и мотивацию, способствуя более эффективному запоминанию информации.
- создание и поддержание безопасного образовательного климата т.е. доверительные отношения между учителем и учеником, выражение эмоций также влияет на мозговую активность. Важным аспектом развития эмоционального интеллекта является работа с саморегуляцией эмоций. Учащиеся должны научиться распознавать, анализировать и управлять своими эмоциями во время изучения иностранного языка. Это помогает им сохранять позитивное настроение, преодолевать трудности и справляться со стрессом в процессе обучения.
Индивидуальный подход и нейропедагогика в обучении иностранному языку значительно улучшают эффективность обучения и повышают интерес учеников к изучению языка.
Список литературы
- Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
- Кисиль, И.А. Нейропедагогика и обучение иностранному языку в условиях дополнительного образования / И.А.Кисиль. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. — С. 39–42.
- Цветков А.В., Хуснутдинов С.И. Нейропсихология и нейропедагогика подростка. – М.: ООО Спорт и культура-2000, 2015. – 43с.
- 4.https://infourok.ru/prakticheskoe-ispolzovanie-priemov-nejropedagogiki-s-celyu-aktivizacii-tvorcheskogo-potenciala-obuchayushihsya-na-zanyatiyah-dek-6409286.html
- 5.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/10/12/obuchenie-i-neyropedagogika
- 6.https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2022/12/11/neyropedagogicheskie-priemy-i-sposoby