Влияние нейропедагогики на процесс обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки

Классы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: английский язык


«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно.
Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится»
(С.Соловейчик)

Нейропедагогика является относительно новой областью педагогики и использует знания о мозге для разработки эффективных методов обучения. Она учитывает знания о том, как развивается и работает мозг ребенка, различия образа мышления детей разного пола, левшей и правшей, что происходит в работе мозга того или иного ребенка во время посещения образовательного учреждения будь то детский сад, школа или дополнительное образование. Исходя из этих данных подбирается та или иная методика обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Самое главное — есть понимание того, что нет способных или неспособных детей, а есть разные подходы в обучении в зависимости от способов восприятия ребенком поступающей информации.
Главная методическая задача педагога — конструировать специальную учебную среду с учетом всех каналов поступления и восприятия информации обучающимися.

С помощью достижений нейронауки можно значительно повысить творческую вовлеченность и усвоение материала на занятиях.

При обучении английскому языку нейропедагогика так же играет важную роль, и применяются некоторые приемы нейропедагогики:

  • комбинирование текстов с аудио- видеоматериалами, что позволяет стимулировать слуховую и зрительную память, что способствует более легкому освоению материала.
  • поэтапное усложнение материала, что позволяет мозгу лучше усваивать информацию.
  • использование всевозможных фонетических, лингвистических, грамматических игр, что позволяет учащимся активно применять свои знания и навыки в реальных ситуациях общения.
  • использование двигательной активности на уроках английского языка, что положительно влияет на активность мозга и способствует усвоению нового материала.
  • при изучении любого языка очень важно уметь запоминать много и надолго, соответственно использование различных картинок, таблиц, рифм, мелодий необходимы для качественного запоминания лексических единиц и грамматических конструкций.
  • использование компьютерных игр или программ для стимуляции мозговой активности – учащиеся выполняют активные действия с языком, получают при этом моментальную обратную связь, что приводит к активной стимуляции мозговой активности.
  • эмоции (позитив, радость, интерес) являются отличным двигателем для обучения, они оказывают сильное воздействие на память и мотивацию, способствуя более эффективному запоминанию информации.
  • создание и поддержание безопасного образовательного климата т.е. доверительные отношения между учителем и учеником, выражение эмоций также влияет на мозговую активность. Важным аспектом развития эмоционального интеллекта является работа с саморегуляцией эмоций. Учащиеся должны научиться распознавать, анализировать и управлять своими эмоциями во время изучения иностранного языка. Это помогает им сохранять позитивное настроение, преодолевать трудности и справляться со стрессом в процессе обучения.

Индивидуальный подход и нейропедагогика в обучении иностранному языку значительно улучшают эффективность обучения и повышают интерес учеников к изучению языка.

Список литературы

  1. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
  2. Кисиль, И.А. Нейропедагогика и обучение иностранному языку в условиях дополнительного образования / И.А.Кисиль. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. — С. 39–42. 
  3. Цветков А.В., Хуснутдинов С.И. Нейропсихология и нейропедагогика подростка. – М.: ООО Спорт и культура-2000, 2015. – 43с.
  4. 4.https://infourok.ru/prakticheskoe-ispolzovanie-priemov-nejropedagogiki-s-celyu-aktivizacii-tvorcheskogo-potenciala-obuchayushihsya-na-zanyatiyah-dek-6409286.html
  5. 5.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/10/12/obuchenie-i-neyropedagogika
  6. 6.https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2022/12/11/neyropedagogicheskie-priemy-i-sposoby