Организация внеурочной деятельности и дополнительного образования в начальной школе реализации проекта «УМная PROдлёнка»

Разделы: Внеклассная работа


Школа после уроков - это мир творчества и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего внутреннего потенциала. Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать детей занятиями после уроков, чтобы школа стала для них вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Заинтересованность современной школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность кроме образовательных призвана решить целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • снизить учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Согласно рекомендациям недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребенка 7-10 лет должна составлять не менее 5 и не более 10 часов. Данное время направлено на реализацию приоритетных направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного, которые определяются интересами самого ребенка и запросом родителей.

Модель организации внеурочной деятельности диктуется многими факторами: региональными особенностями; социально-культурной ситуацией образовательного учреждения; материально-техническим и информационно-технологическим обеспечением образовательного учреждения; укомплектованностью кадрами и пр.

Внеурочная деятельность в образовательной организации выполняет решающую роль для обеспечения достижения планируемых личностных и метапредметных итогов освоения обучающимися основной образовательной программы на всех уровнях общего образования образовательных организаций Российской Федерации.

В соответствии с индивидуальными способностями ребёнка формируются условия для развития личности, создается его познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, осуществляется процесс социализации.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Многие великие спортсмены, танцоры, музыканты, шахматисты пришли в свою профессию и смогли реализовать свой потенциал благодаря занятиям во внеурочное время.

Внеурочная деятельность позволяет повысить успеваемости обучающихся, заниматься развитием детей с ОВЗ и одаренными детьми.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Цель любого школьного педагога заключается в создании благоприятных условий, способствующих предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся, повышению качества и прочности их знаний, активизации познавательных интересов детей, формированию коммуникативных навыков и сплочённости коллектива.

Для достижения этой цели у нас в начальной школе не первый год реализуется ряд внеурочных программ общеинтеллектуального направления.

Петрова Оксана Юрьевна является руководителем кружка «Ментальная Арифметика». Это одна из наиболее молодых, стремительно развивающихся и перспективных методик детского образования. Благодаря ей можно развить умственные, в первую очередь математические способности ребенка, так, что любая арифметическая задача превратится для него в быстрый и простой процесс вычисления.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие метанавыков у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Кружок «Юный исследователь», реализуемый в начальной школе, позволяет использовать лабораторное оборудование для наблюдений и проверки гипотез при проведении практических занятий. Здесь сформируются представления ребят об исследовательском обучении.

Оксана Васильевна Даниленко уже не первый год ведет кружок «Наглядная геометрия» и «Логические и комбинаторные задачи», на котором ученики знакомятся с задачами, которые встречаются на олимпиадах для начальной школы, с простейшими типами комбинаторных задач.

Проблема геометрической подготовки учащихся связана с недостаточно развитыми геометрическими представлениями, неумением представлять и изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения.

Множество заданий, реализуемых на данных кружках ведут к:

  • развитию пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;
  • формируют умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
  • учат проводить простейшие построения, способы измерения;
  • воспитывают интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.

Работе с одаренными детьми и их развитием направлен кружок «Умники и умницы», где ребята решают нестандартные задачи в практической ситуации, участвуют в муниципальных интеллектуальных конкурсах, брейнрингах.

Каждый ученик начальной школы зарегистрирован на образовательной платформе Учи.ру. Занятия с Учи.ру позитивно влияют на развитие предметных знаний и метапредметных навыков учащихся.

Учи.ру - это не только образовательная платформа для детей,но и образовательный ресурс для педагогов. Здесь проходят актуальные вебинары,курсы повышения квалификации. Продуктами и сервисами Учи. ру пользуются свыше 12 млн учеников, 6 млн родителей и 800 тыс. Дети на платформе изучают школьные и внешкольные предметы, учатся программировать, готовятся к экзаменам и участвуют в олимпиадах.

Заниматься на Учи.ру можно в школе и дома. Использование платформы делает уроки и домашние задания более увлекательными, позволяет выстроить индивидуальную траекторию обучения.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые личностные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Кузькина Наталья Михайловна успешно руководит кружком «Серпантин», развивая творческий потенциал учащихся средствами художественного труда.

Одной из форм внеурочной деятельности являются экскурсии и межсетевое взаимодействие. В рамках кружка «Серпантин» ученики начальной школы регулярно посещают мастерские творческого отделения ДШИ.

Межсетевое взаимодействие активно реализуется педагогами начальной в рамках кружка «Литературная студия». Данная стратегия организации внеурочной деятельности в рамках этих объединений педагогически оправдана, так как максимально позволяет развить читательскую компетенцию обучающихся и раскрыть потенциал юных чтецов, выйти учащимся за рамки школьных стен. Ученики, занимающиеся, в данных кружках занимают призовые места в творческих конкурсах на муниципальном, региональном уровнях, принимают участие во всероссийских и международных акциях.

Большое внимание в начальной школе уделяется пропедевтической и коррекционной работе. В рамках кружков «Чистореченька» и «Золотое перышко» педагоги - руководители занимаются развитием и коррекцией устной и письменной речи.

Каллиграфия учит концентрации, дисциплинирует и способствует выработке художественного вкуса. Вместе с освоением каллиграфии пишущий знакомится с новыми текстами, учится глубже осознавать красоту слова.

Именно письмо вместе с речью формирует и развивает интеллект человека. Кроме того, занятия каллиграфией связаны с улучшением памяти. Есть исследования, которые показали: чем аккуратнее и красивее пишет ученик, тем лучше он запоминает и усваивает новую информацию.

Профориентационная работа в начальной школе так же предусмотрена учебной программой. Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Помочь ребенку найти свое место в жизни и призвана программа «Мир профессий», возглавляемая Храпченко Н.А. Программный материал педагоги начальной школы дополняют и расширяют, участвуя во всероссийских профориентированных уроках и мероприятиях.

В 2021 году в сфере образования РФ стартовала еще одна программа, направленная на патриотическое воспитание младших школьников.

«Орлята России» - уникальный проект, направленный на развитие социальной активности школьников младших классов.

Он создаёт условия для воспитания патриотов своего Отечества, людей неравнодушных, отзывчивых, стремящихся к знаниям и спортивным достижениям, творческому поиску и научным исследованиям, тех, кто готов созидать, делая мир вокруг себя лучше.

Участниками программы «Орлята России» становятся не только дети, но и педагоги, родители, ученики-наставники из старших классов. В содружестве и сотворчестве ребята и взрослые проходят образовательные треки, выполняют задания, получая уникальный опыт командной работы, где «один за всех и все за одного».

В настоящее время в нём уже принимают участие более 60 тысяч классов, в том числе 101 команда из школ новых территорий. В нашей школе данная программа успешно реализуется в начальной школе. Все педагоги начальной школы прошли обучение по данному курсу.

По итогам участия в программе «Содружество Орлят России» самые активные Орлята нашей школы, ученики 4Б класса МБОУ СОШ №5 были награждены путевками в ДОЛ «Паруса надежды». В августе 2022 года состоялась первая смена выездного лагеря в г. Светлогорске, где ребята совместно с Гуриной Вероникой Анатольевной закрепили полученный в течение учебного года опыт совместного творчества взрослых и детей.

Сегодня ученики 3-4 классов имеют такую возможность: успешно реализовав все треки программы, подать заявку на региональную или федеральную смену отдыха обучающихся в летних лагерях.

Школа ориентирована во внеурочное время на укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Нестерова Наталья Лаврентьевна, Добренко Юлия Викторовна ведут ряд занятий в рамках внеурочного и дополнительного образования. Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, легок и прост в общении. Он хозяин своего тела. Занятия фитнесом в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти. Это происходит естественно в сочетании с другими задачами физического воспитания.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами школы.

Дополнительное образование детей - это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный сущностно мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально.

По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Дополнительное образование детей представлено рядом направлений…

Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать досуг ребенка.

С сентября 2022 года по инициативе губернатора Калининградской области в школах реализуется проект по дополнительному образованию «Умная продлёнка».

Основные задачи проекта - максимально приблизить школьников к дополнительному образованию, дать возможность всем детям посещать бесплатно те кружки, которые они захотят выбрать, в независимости от их фактической стоимости, помочь ребятам реализовать их интересы и возможности.

Образовательные программы реализованы по технической, художественной, социально-гуманитарной (иностранные языки) и физкультурно-спортивной направленностям. Ребенок сможет обучаться сразу по двум направлениям.

Одной из основных задач современной политики в образования является ориентир на инженерное образование. В рамках кружка «Увлекательное конструирование» педагоги начальной школы расширяют представления детей о предметном мире, знакомят со свойствами строительного материалами, а так же формируют у ребят навыки практического конструирования построек, чтения схематических рисунков и простых чертежей.

Центральные задачи программного конструирования является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей, позволяющих успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности. Такие способности сохраняют свое значение на протяжении всей жизни.

Мультстудия - одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС.

Мультипликация универсальна, т.к. включает в себя неограниченное число видов деятельности.

Занятие кружка «Мультфильм своими руками» предполагает использование мульттерапии как метода реабилитации детей через творчество и радость от него.

По итогам реализации программы в 2022/23 учебном году проекты «Мультстудии» смогли занять 1 место в муниципальном этапе и поучаствовать на региональном уровне творческого конкурса «Звезды Балтики», не смотря на то,что это был первый опыт реализации программы.

Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, целостным и результативным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса.

Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.

Обширный спектр внеурочной деятельности и дополнительного образования, высокая результативность реализации этих программ, профессионализм и творческий потенциал педагогов помогли сделать нашу школу инновационной площадкой по воспитанию детей в текущем учебном году.

В марте 2023 года Институт воспитания подвел итоги конкурса на присвоение статуса инновационных площадок по внедрению новейших научных разработок в сфере воспитания и образования. Целью создания инновационных площадок является совершенствование системы воспитания с учётом реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области воспитания.

Всего было подано около 1500 заявок из 85 регионов России и Республики Таджикистан.

По итогам отбора статус инновационной площадки Института воспитания получили 500 образовательных организаций:

  • 184 организаций дошкольного образования;
  • 267 организаций общего образования;
  • 49 организаций профессионального образования.

Конкурс проходил по восьми тематическим направлениям. Наиболее популярными стали:

  • уклад образовательной организации как основа воспитательного процесса;
  • педагогическое сопровождение формирования навыков безопасной жизнедеятельности и образа жизни, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

С каждой инновационной площадкой будет заключено соглашение о сотрудничестве сроком до 30 декабря 2024 года, а также разработан план работы на год. Кроме того, победителей ждёт участие в апробации, разработке и внедрении методических материалов, концепций, моделей и технологий воспитательного процесса, презентация совместных продуктов: научно-практическая конференция, форум для заместителей директоров по воспитательной работе, курсы повышения квалификации.

В ноябре на базе школы пройдет фестиваль педагогических идей. Мы приглашаем всех педагогов поделиться своими практическими наработками, интересными идеями. Посетить открытые занятия по внеурочной деятельности и дополнительному образованию коллег.