Внеурочное занятие «Загадка упаковки» для обучающихся 8–9-х классов

Разделы: Химия, Биология

Классы: 8, 9


Материалы на столах учащихся

  • Чипсы
  • Банки из под сгущенного молока, рыбных и мясных консервов.
  • Пластиковые коробки из под маргарина, йогурта.
  • Коробки из под кукурузных палочек.
  • Жевательные резинки.
  • Шоколад.
  • Соки и газированные напитки.
  • Банки из под кофе и какао.
  • Детское питание.
  • Требования к оформлению практической работы.
  • Алгоритм выполнения ПР.
  • Таблица кодов EAN (приложение 1).
  • Таблица кодов пищевых добавок.

Базовые знания

  • Продукты питания, сроки их хранения.
  • Возможности длительного хранения продуктов питания.
  • Экологическая характеристика производства продуктов питания.
  • Категории продовольственных товаров.
  • Информация на упаковке продовольственных товаров и требования к ней.
  • Пищевые добавки и красители, их экологическая характеристика.

Основные понятия и термины

  • экологическая безопасность;
  • консерванты;
  • пищевые добавки;
  • красители;
  • штамп;
  • штриховой код;
  • знаки соответствия российскому стандарту;
  • ГОСТ;
  • технические условия;
  • смачиватели;
  • эмульгаторы.

Цель

знакомство учащихся с пищевыми добавками, качеством продукции, штрих кодом, формирование культуры здоровья на основе грамотного питания

Задачи

закрепление знаний о многообразии форм существования веществ в процессе практических заданий
развитие коммуникативных навыков через работу в группе

Ожидаемые результаты

учащиеся ознакомлены с пищевыми добавками, отрицательно влияющими на здоровье, имеют представление о здоровой пище

Форма проведения

групповая работа с элементами исследования

Оборудование

компьютер, тайч-панель, демонстративный и раздаточный материал

Предварительная работа

получение домашнего задания
деление класса на группы

Ход занятия

Презентация

Учитель биологии: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам - здравствуйте, дорогие участники, гости. Сегодня на занятии мы с вами расширим знания о качестве пищи, о пищевых добавках, научимся проводить экологическую экспертизу упакованных продуктов питания. Прежде чем перейти к исследовательской работе, немного послушайте информацию.

Здоровье зависит от многих факторов, но здоровье людей в наши дни не всегда связано с генетической наследственностью. Все большее воздействие на здоровье оказывают продукты питания, входящие в ежедневный рацион потребления, а точнее их состав, с различными пищевыми добавками, с индексом Е. Мы сегодня должны быть очень бдительны в выборе продуктов питания, учитывать результаты последних исследований в этой области. Поэтому речь сегодня пойдет об опасной и безопасной еде.

Для увеличения сроков хранения скоропортящихся продовольственных товаров применяются различные технологии: консервирование, замораживание, пастеризация, высушивание.

На прилавках магазинов почти невозможно найти продукты, в которых не содержится пищевых добавок. Их кладут даже в хлеб. Исключением является натуральная еда - мясо, крупы, молоко и зелень, но даже в этом случае нельзя быть уверенными, что в них нет химии. Например, нередко обрабатывают консервантами фрукты, что позволяет надолго сохранить товарный вид.

О пищевых добавках вам расскажет учитель химии

Учитель химии: Пищевые добавки - это химические вещества для улучшения вкуса, повышения питательной ценности или предотвращения порчи продукта. Еще в далекой древности человек использовал такие пищевые добавки как соль, сахар, в качестве пряностей: семена горчицы, мускатного ореха, плоды перца, тмина, лавровый лист, корицу, хрен, петрушку - все они повышают сохранность пищи и стимулируют пищеварение.

Широкое использование пищевых добавок началось в конце 19 века, с развитием международной торговли. С расширением наших знаний о пище и совершенствованием технологии производства продуктов питания росло и использование пищевых добавок, с индексом Е.

«Е» - это сокращение от слова «Европа», означает систему кодировки, которая была разработана в европейских странах. Теперь у каждой пищевой добавки есть индекс «Е» и порядковый номер. Часть добавок вредна (нитрит натрия для колбас), но на практике их не запрещают, так как они обеспечивают товарный вид продукта и, следовательно, объём продаж (достаточно сравнить красный цвет магазинной колбасы с тёмно-коричневым цветом домашней колбасы).

Посмотрите на ваших столах имеется раздаточный материал. Учащиеся знакомятся с Приложением.

Все пищевые добавки, согласно их функциям, разделяют на категории:

  • Е100-182 - красители (влияют на цвет продукта);
  • Е200-299 - консерванты (продлевают срок годности пищи);
  • Е300-399 - антиокислители (тормозят процессы окисления, действием напоминают консерванты);
  • Е400-499 - стабилизаторы (сохраняют консистенцию), загустители (добавляют вязкость);
  • Е500-599 - эмульгаторы (придают однородную консистенцию, предотвращают образование комков);
  • Е600-699 - усилители вкуса и запаха;
  • Е700-899 - зарезервированные номера;
  • Е900-999 - пеногасители, антифламинги.

Консерванты и антиокислители - наиболее вредные добавки, вызывающие мутации в организме, хронические заболевания, раковые опухоли. А в США, Канаде, Германии, Англии и Франции уже заговорили о том, что потребление консервантов в большом количестве останавливает разложение тел после смерти. Наиболее вредное влияние на организм имеет формальдегид (E240). Запрещенные как особо опасные вещества есть и среди красителей: Е121, Е123 (встречаются в газировках и ярких сортах мороженого). А чтобы заболеть гепатитом, порой, достаточно только 6 месяцев регулярного употребления продуктов с подсластителем Е968 (ксилит). Фактически безвредными (хотя и их не советуют детям) называют только натуральные добавки: Е100, Е363, Е504, Е957.

Учитель биологии: Хотим мы или нет, но сотни различных искусственных пищевых добавок входят в наш завтрак, обед и ужин. Человек в среднем, в течение одного года съедает с пищей 5 кг различных пищевых добавок. Для большинства людей они безвредны, но у некоторых могут вызвать аллергию, расстройство желудка, ЖКТ, ожирение, депрессию, астму. Качество любого пищевого продукта определяется по характерным для него свойствам, которые называют показателями качества.

Учитель химии: Показателями качества продовольственных товаров являются их внешний вид, запах, вкус, консистенция, содержание в них отдельных химических веществ (сахаров в кондитерских изделиях, жира в молоке и т.д.) и др.

Закон РФ «О защите прав потребителей», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» устанавливают объем обязательной информации на любом пищевом продукте отечественного или импортного производства, который реализуется в розничной торговле. Информация о товаре должна быть представлена на русском языке непосредственно с пищевым продуктом текстом и/или маркировкой на упаковке (потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие данные:

  • наименование пищевой продукции
  • состав пищевой продукции
  • количество пищевой продукции
  • дату изготовления пищевой продукции
  • срок годности пищевой продукции
  • условия хранения пищевой продукции
  • наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции
  • рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлениюпищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции
  • показатели пищевой ценности пищевой продукции
  • сведений о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов
  • единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Перед покупкой пищевых продуктов необходимо тщательно осмотреть потребительскую упаковку. Если она повреждена, надписи на ней нечеткие, смазанные, невозможно определить дату изготовления и срок годности продукта, то существует большая вероятность того, что вы приобретете некачественный продукт, поэтому лучше его не покупать.

При отсутствии потребительской упаковки потребитель имеет право получить информацию о продукте и его изготовителе с транспортной тары, которая должна храниться в предприятии торговли до конца реализации товара.

А сейчас послушаем сообщения учащихся. Вам было предложено ДЗ. Каких правил вы придерживаетесь , покупая продукты питания, что вам известно о сохраняемости продукции и о чем говорит нам штрих код.

Сообщение учащегося: Особое внимание при покупке продуктов питания необходимо:

  • обращать на дату изготовления продукта и срок его годности, который исчисляется либо временем, в течение которого продукт необходимо употребить, либо датой, до наступления которой продукт пригоден для употребления.
  • ознакомиться с документами, подтверждающими их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека (товарно-сопроводительные документы, удостоверения качества, декларация о соответствии).
  • покупать только в предприятиях, которые оснащены холодильным оборудованием. (Например, покупая замороженные полуфабрикаты, температура хранения которых должна быть - 18 °С, вы обнаружили, что полуфабрикаты слипшиеся, а упаковка деформирована, покупать такие продукты не стоит, поскольку они подвергались разморозке, а значит, потеряли свое качество).
  • обратить внимание на условия хранения, указанные изготовителем на маркировке. Режим хранения продуктов оказывает существенное влияние на их качество.
  • соблюдать правила товарного соседства. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи. Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами.

Сообщение учащегося: Классификация продовольственных товаров по сохраняемости:Особо скоропортящиеся, скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

К особо скороnорmящuмся относятся прод. товары, которые не подлежат хранению без холода, а максимальный срок хранения при температуре не выше 6ºC составляет от 6 до 72 ч в зависимости от вида товара (вареные колбасные изделия, молоко пастеризованное, творожные изделия, сметану, мясные и рыбные полуфабрикаты, охл. мясо и рыба и др). Предприятие-изготовитель на маркировке такого товара должен указывать температуру хранения и срок годности, дату и час выработки.

Скороnорmящuеся - товары, которые не могут храниться длительное время без холода (до одного месяца): сыры, сливочное масло, переработанная рыба (мороженая, соленая и др.). На упаковке этих товаров указывают дату выработки, условия хранения и срок годности при указанных условиях хранения.

Нескороnорmящuеся продовольственные товары могут храниться без холода длительное время (мука, крупы, макаронные изделия, стерилизованные консервы и др.), сохраняющиеся от нескольких месяцев до нескольких лет. На упаковке этих товаров указывают дату выработки, срок и условия хранения.

Для различных видов прод. товаров устанавливают сроки годности, хранения, реализации. Перечень товаров длительного пользования, которые по истечению срока годности считаются непригодными для использования по назначению, утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720.

Срок годности - период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению. По истечении срока хранения пищевой продукт пригоден для потребления, но его потребительские характеристики могут быть снижены. Срок реализации - до этой даты продукт не теряет своих потребительских характеристик.

Штриховой код: и как его расшифровать

Штриховой код представляет собой вид информации, наносимой на упаковку товара, и дающей представление об основных свойствах того или иного товара. Наносится штрих-код либо в виде последовательно располагаемых черных и белых полос, являющихся продолжением идеи азбуки Морзе, либо в виде геометрических рисунков, расположенных в определенной последовательности.

Штамп на консервной банке

Например, лососевая икра маркируется в 3 ряда: первый ряд - дата изготовления, второй - знак «Икра», третий - номер завода, номер смены и буква «Р» - индекс продукта рыбной промышленности.

Маркировка сгущенного молока - двухрядная. В первом ряду - буква «М» - индекс молочных продуктов, во втором ряду - номер смены (до трех цифр), месяц (2 цифры) и год изготовления (2 цифры).

Осетровая икра также имеет двухрядную маркировку. Первый ряд - декада (1 цифра), месяц и год (по 2 цифры) изготовления, второй ряд - номер мастера (1-2 цифры).

Штамп на консервной банке позволяет узнать дату изготовления, по которой легко определить срок реализации, указанный на упаковке (этикетке).

Учитель биологии: Теперь вам предстоит провести первичную экологическую экспертизу продукта питания по упаковке, имеющейся у вас на столе. При выполнении этой практической работы (алгоритм - на столах) вы с помощью имеющейся у вас таблицы (приложение) можете определить опасность для здоровья спецдобавок, указанных на упаковке (этикетке).

Первичная экологическая экспертиза.

Наименование продукта

Упаковка(вид и состояние)

Этикетка (полнота информации)

Соответствие информации приведенной на этикетке, штриховому коду и штампу на банке

Наличие консервантов и пищевых добавок

Заключение

Образцец:
1. Продукт может использоваться для питания, но противопоказан лицам, страдающим ожирением и сахарным диабетом (большое количество углеводов).
2. Продукт может быть использован для питания, но не рекомендуется лицам, страдающим частыми расстройствами желудка.
3. Продукт не рекомендуется к применению, так как содержит запрещенную спецдобавку Е?.

По истечении отведенного на практическую работу времени несколько учащихся делают краткие сообщения по итогам практической работы.
Учитель химии: А теперь предлагаю вам поработать с пословицами. Найти вторую половинку.

(Пословицы разрезанные, привести в соответствие).

Пословицы

Здоровый человек

тем больше болезней

Чем больше еды

здоровый дух

Прежде, чем за стол нам сесть

богатый человек

В здоровом теле

мы подумаем, что съесть.

Здоровье дороже

и лекарство не надобно

Ешь правильно

золота.

Любой жует

а не живем для того, чтобы есть.

Мы едим для того чтобы жить

да не любой живет.

Ответы.

  • Здоровый человек - богатый человек
  • Чем больше еды - тем больше болезней
  • В здоровом теле - здоровый дух
  • Прежде, чем за стол нам сесть, мы подумаем, что съесть.
  • Здоровье дороже золота.
  • Ешь правильно - и лекарство не надобно.
  • Любой жует, да не любой живет.
  • Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть.

Затем с помощью учителя учащиеся формулируют, какие знания, умения и навыки они получили на уроке.

Учитель биологии: В заключение хочется вам сказать что вы большие молодцы. Приобретая тот или иной товар вы сможете правильно определить хотя бы срок его годности, то уже это во многих случаях поможет вам сохранить свое здоровье, и, следовательно, цель занятия будет достигнута. До новых встреч.

Приложение

Литература

  1. И.П.Брязгунов «Беседы о здоровье школьников» Москва «Просвещение» 1992 год.
  2. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова «Разговор о правильном питании» Праздники. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007
  3. https://nauka.club/geografiya/prodovolstvennaya-problema-chelovechestva.html?ysclid=lu6mjxvheq379946289
  4. https://www.calltouch.ru/blog/glossary/pokazatel-kachestva/?ysclid=lu6qcpnuku988345308
  5. https://dzen.ru/a/YZYuKO8kelev4m8P