Графические диктанты

Разделы: Работа с дошкольниками


Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. И одной из самых результативных и интересных методик являются графические диктанты.

Графический диктант - это интересные рисунки в тетради по схеме. Данная методика основана на совмещении сразу нескольких функций: игровой, образовательной и развивающей.

Письмо под диктовку очень нравится ребятам, поскольку присутствует сюрпризный момент - дети не знают заранее, какой рисунок должен получиться. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становятся более усидчивыми, самостоятельными, внимательными, уверенными в своих силах. А эти качества необходимы для успешного обучения в школе.

Что такое графический диктант

Графические диктанты или копирование рисунка - один из самых эффективных методов развития пространственного воображения ребенка. Это не только инструмент педагога, но и занятная игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на бумаге, отсчитывает клеточки по инструкции, ориентируется на листе, в результате чего получается определенное изображение: это может быть животное, какой-нибудь предмет и т.д. Делать это несложно. В процессе диктанта необходимо внимательно слушать педагога, проводя карандашом в том направлении, в котором он говорит.

Польза графических диктантов

Зачем это нужно? Графические диктанты - эффективный инструмент в программе развития и обучения дошкольника.

Польза их для детей огромна:

  • развивают умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги;
  • тренируют мелкую моторику, готовят руку к письму;
  • формируют умение работать с карандашом и ручкой;
  • тренируют орфографическую зоркость;
  • развивают внимательность и усидчивость;
  • стимулируют пространственное воображение и мышление;
  • приучают к самостоятельности;
  • развивают слуховое внимание.

Кроме того, такие задания кажутся очень интересными для детей. Они - словно игра, в процессе которой ребенок наблюдает маленькое чудо: на его глазах, благодаря его собственным действиям в ячейках появляется определенный герой или предмет, страница тетради оживает. Дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние. Обычный красивый рисунок может создать лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах.

Графические диктанты помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и карандашом, ориентироваться в пространстве. А свободное ориентирование ребенка в пространстве - это залог успешного освоения учебного материала.

Ребенок постепенно учится правильно держать в руке карандаш и ручку. При выполнении заданий он начинает понимать такие понятие, как «верх-низ» и «право-лево», «прямо-по диагонали».

Еще одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых порах. Позже рисуйте изображения, которые незнакомы дошкольникам. После начертания такой арифметической задачи на листе бумаги расскажите историю о необычном животном, познакомьте с местом обитания, покажите фотографию.

Во время выполнения таких графических упражнений воспитывается трудолюбие, усидчивость, развивается фантазия.

Плюс графического диктанта в том, что это простой способ развития необходимых для обучения навыков. Заниматься можно в любом месте: в детском саду, дома, в очереди на прием к врачу, во время поездки и т.д.

Варианты выполнения графических диктантов

Графический диктант или рисунок можно выполнять в нескольких вариантах:

  • повтор рисунка по исходной картинке (ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку);
  • воспроизведение изображения под диктовку педагога с соблюдением всей последовательности (взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии).
  • раскодировать рисунок (ребенку предлагается схема «движения» по стрелочкам и цифрам. Стрелочки указывают на направление движения, а цифра количество клеточек).
  • закодировать рисунок (ребенку предлагается рисунок, который нужно записать с помощью специальных знаков - стрелочек и цифр. Стрелочки указывают направление «движения» по рисунку, а цифра - количество клеточек).

Графические диктанты могут быть дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Ниже прилагаются примерные упражнения для детей дошкольного возраста, которыми могут воспользоваться, как педагоги, так и родители. Увлекательных и интересных занятий с ребёнком.

Варианты заданий