Сценарий литературно-музыкального утренника «Наши пернатые друзья»

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: День птиц


Цель: познакомить детей с многообразием и жизнедеятельностью птиц.

Задачи:

  • показать огромное значение птиц в природе и жизни человека;
  • развивать экологическую культуру и творческий потенциал школьников;
  • осуществлять эстетическое воспитание; повышать интерес к природе родного края;
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать любовь к природе и птицам

Оформление класса

Визуальный ряд

  • Стенд с детскими сочинениями.
  • На стенах зала газеты с детскими рисунками и фотографиями питомцев.
  • Стенд с книгами русских писателей о птицах, о природе.

Музыкальное оформление

  • Запись с голосами птиц.
  • Фоновое оформление (тревожная музыка).
  • Песни

Оборудование

  • Диск для воспроизведения голосов птиц.
  • Экран и проектор для демонстрации слайдов.

Костюмы

Ход утренника

22 апреля мы отмечаем День Земли. Хороша наша планета, она единственная из планет Солнечной системы, на которой есть жизнь.

Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает
Лучиком день зажигает.
Весело птица поёт.
Песнею день начинает.

Давайте послушаем, как весело поют птицы. Как вы думаете, чему они рады?

Почему всё изменилось,
Почему все заискрилось,
Засмеялось и запело,
Ну, скажите, в чем тут дело?
Это так легко понять.

Дети все вместе: К нам весна пришла опять!

Под музыку входит Весна

Весна:

Добрый день, ребята!
Я - волшебница Весна.
Я луга, и лес, и поле
Пробудила ото сна.
Растопила лёд и снег,
Подарила людям свет.
А, скажите-ка, друзья,
Как вы зимовали?
Все ль здоровы, веселы?
А весну вы ждали?

Дети: Ждали!

Весна:

А галки, вороны -
Все ли здоровы:

Галка, ворона: - Да!

Весна:

А синички, воробьи -
Все ли живы, веселы?

Синичка, воробей: - Да!

Воробей:

Забыл я и голод, и стужу,
Забыл, как позёмка мела.
И рад нынче солнечной луже,
И жду я весною тепла.

Песня «Воробышек» (муз. и сл. Т.Морозовой)

1.

Желторотый воробей
Поселился средь ветвей.
Маленький, хорошенький, веселый такой.
Он на веточке сидит,
Солнцу улыбается,
Тихо зернышки клюет, песенку поет.

Припев:

Чик-чирик, воробышек
Зернышки клюет.
Чик-чирик, на веточке
Песенку поет.

2.

Желторотый воробей
Поселился средь ветвей.
Кошек опасается, боится котов.
Мы в обиду не дадим
Нашего воробышка,
Свежих зерен принесем, песенку споем.

Ворона:

Я особа всем известная,
Я - крикунья наша местная.
Лишь увижу тучку тёмную,
Я взлечу на ель зелёную.
И смотрю я словно с трона
Чернокрылая ворона.

Синица:

Я шустрая птичка,
Желтогрудая синичка.
Только сала мне дадут -
Появлюсь я тут как тут.
Хлебных крошек поклюю,
Вас за все благодарю.

Песня: «Птичка»

Птичка - синичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Птичке- синичке зернышек я дам, дам, дам.
Птичка- синичка зернышки клюет, клюет, клюет.
Птичка- синичка песенку поет, поет, поет.

Дятел:

Я без молотка, без рук
По стволу стучу: тук-тук,
Вылечу деревья-ели,
Чтоб росли и не болели!
Вытащу за спинку
Всякую личинку.

Голубь:

Голубь - птица мирная,
Хоть и бесквартирная.
Гнёзда строить не мастак,
Полечу я на чердак.
Станет солнце пригревать,
Так люблю поворковать.

Сорока:

Не люблю сидеть на месте,
На хвосте несу я вести.
Может в них и мало прока,
Но горда собой сорока.

Снегирь:

Красногрудый, чернокрылый,
Люблю зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Появлюсь у вас опять.

- Как назвать всех этих птиц? (зимующие)

Длинные, зимние ночи, холода и недостаточное количества корма заставляют большинство птиц улетать далеко от родных мест. Вдали от родины птицы не поют и не вьют гнезд, а когда наступает время, неудержимо стремятся на родину.

А куда же улетают птицы?

Перелет птиц

"Куда это птицы улетают каждую осень?" - издавна спрашивал себя человек.

В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают... на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.

Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.

Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?

Ученые выяснили, что маленькие наши пташки - ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие - улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек - полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!

-Откуда мы узнаём всё это? Все это мы узнали от ученых, исследующих жизнь пернатых. Их называют орнитологи, а наука, изучающая птиц называется орнитология (аншлаги)

От долгого зимнего сна пробуждается природа, постепенно прогревается воздух, звенит капель. Весна - это яркое солнце, первые цветы. Перелётные птицы возвращаются домой, везде слышны их радостные голоса.

Звучат голоса птиц - аудиозапись.

Весна:

Рада я очень, что все веселы.
Вместе дождались вы тёплой весны.
И к нам из-за моря летят вереницы,
На крыльях лучей перёлетные птицы.

Под музыку прилетают перелетные птицы.

Ласточка:

Милая певунья, ласточка родная.
Я домой вернулась из чужого края.
Лечу как самолётик, изящна и легка,
С выемкой хвостик, собой невелика.

Краткая информация о ласточке

Кукушка:

Белые полоски на моей груди,
В лес меня послушать летом приходи.
Всем одно и то же я твержу,
Беззаботно время провожу.
И птенцы мои в чужом гнезде растут,
Догадались, дети, как меня зовут?

Краткая информация о кукушке

Соловей:

Среди веточек ветвей
Соловушка-соловей.
Маленький певец лесной,
Лучше всех пою весной.

Краткая информация о соловье

Скворец:

Прилетел и я, Скворец.
Молодой весны гонец.
Смело червяков клюю
И играю и пою.

Краткая информация о скворце

Грач: Прилетел и я грач, хожу по полю вскачь.

- Вот и встретились зимующие и перелётные птицы.

Сценка: «Птицы»

Перел. птицы: -Здравствуйте, дети!

Дети: - Здравствуйте!

Скворец к синичке:

- Здравствуй, птичка-невеличка!
Здравствуй, добрая синичка.

Грач:

- Здравствуй, дятел - наш приятель!
Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел:

- Расскажите птицы, где вы побывали.
Расскажите птицы, что вы повидали?

Скворец:

- В жарких странах жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нету.

Дятел:

- Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем вы там дружили в странах незнакомых?

Скворец:

- Мы скучали по деревьям
По звенящему ручью.
По скворечне, по деревьям
По соседу воробью.

Дети:

- Все мы рады вам, друзья!
Будьте с нами вы, друзья!

Ласточка: - Гнезда вы не разоряйте!?

Дети:

- Нет, гнезд не будем разорять,
Вам слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел,
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины.
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

Весна: В народе говорят, что весна начинается с птиц! Как думаете, почему?

Ведущий: Нет на земле такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц. На земном шаре насчитывается около 8500 видов пернатых. На территории России гнездится около 250 видов.

Весна: А знаете ли вы птиц, проверим.

Викторина: «Знаете, ли вы птиц?»

  1. Какая птица является символом мира? (голубь)
  2. Благодаря каким птицам, согласно легенде, был спасен Рим? (гуси)
  3. У какой птицы самый длинный и красивый хвост? (павлин)
  4. Какие птицы являются символом верности в любви? (лебеди)
  5. Как зовут почтальона, который без адреса в дом письма доставит? (голубь)
  6. Эта африканская птица помогает буйволам и носорогам жить без мух и комаров? (цапля)
  7. Вразвалку идет, как моряк.
    Белый галстук, черный фрак.
    В Антарктиде среди льдин
    Проводит свои дни …… (пингвин)
  8. Как сажа черна, как сметана бела.
    Люблю всем в лесу рассказать, где была? (сорока)
  9. Трели, песни разливались
    Среди листьев и ветвей.
    Как прекрасно твое пенье
    Голосистый …… (соловей)
  10. Всех прилетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей.
    Взад - вперед по пашне вскачь.
    А зовется птица …… (грач)
  11. Назовите птиц, зимующих в нашей местности.
  12. Какие птицы живут у нас только зимой?
  13. Чем подкармливали птиц зимой?
  14. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми?
  15. Какие птицы ночуют зарывшись в снег?
  16. Какая птица не вьёт гнезда?
  17. Вьют ли птицы гнёзда на юге?

- Что это за странный звук? Это стучит трудяга - дятел (аудизапись)

Инсценировка стихотворения Р.Рашидова «Дятел»

1-й ученик

- Это кто залез на сук?
Это кто там поднял стук?

2-й ученик

- Это я - садов приятель,
В красной шапке серый дятел.

1-й ученик

- Ты с ума, наверно, спятил?
Пощади деревья, дятел,
И кору их, а не то -
Превратишь все в решето.

2-й ученик

- Тук - тук - тук,
Тук - тук - тук !
Ошибаешься, мой друг!
Не злодей я, не грабитель,
А деревьев исцелитель,
У яблонек знакомых
Мой острый клюв порой
Превредных насекомых
Находит под корой.
Тук - тук - тук,
Тук - тук - тук !
Я деревьев старый друг!

1-й ученик

- Ну тогда, садов приятель,
В красной шапке пестрый дятел
Клюв получше отточи
И стучи, стучи, стучи,
Чтоб, как музыка вокруг
Раздавалось: тук-тук-тук!

Ведущий: Какую пользу приносят птицы?

Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней и соловья в роще. Дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь. А что еще может случиться, если исчезнут птицы? (Ответы детей).

Каждой весной мы с нетерпеньем и радостью ожидаем прилета птиц. За лето ласточка успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров и тлей.

У рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое «комариное время», можно спокойно удить рыбу и отдыхать, не отмахивая от комаров. Береговушки питаются ими.

Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы.

Вот так и всё лето работают птицы, помогая нам защищать сады и леса, фруктов и зёрна. Вот почему говоря «Птицы - наши друзья и помощники.»

А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас весёлыми и звонкими песнями.

-Как много птиц! Какие они все разные! Какие разные у них голоса!

Птичьи портреты

- Птицы везде - над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.

(Звучит запись птичьих голосов.)

- Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

"Синь-синь! " - посвистывает синица. "Чи-чи! Чи-чи! " - вторит ей чиж. "Гра-гра! - представляется грач. "Сквор-сквор! " - поют скворцы.

Имя Зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори. (По ходу рассказа учитель показывает иллюстрации птиц.)

Сойка, или Горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.

Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.

Название птицы Клёст произошло от старого русского слова "клестить", что значит "сжимать, сдавливать, стискивать". Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.

Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово "свирест " со значением "свист", "визг". Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель - родственные слова.

Удивительно происхождение слова "цапля". Оно происходит от глагола "чапати", то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного "чап". Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: "Чап-чап! Чап-чап!" Отсюда и глагол "чапати". Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове "цапля " звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.

Игра «Угадай птицу по голосу»

(аудизапись и затем фотография)

22 апреля мы отмечаем День Земли. С каждым годом всё больше ухудшается экологическая обстановка: загрязняется воздух, земля. Погибает всё живое: птицы звери, растения. Многие виды растений, животных и птиц занесены в «Красную книгу». Их стало 40 видов. Многие из них нам с вами в природе не увидеть, их пение не услышать.

Под музыку «Раненая птица» показ презентации птиц Красной книги

- Как вы думаете, ребята, а почему это происходит? Можем ли мы с вами изменить ситуацию? В нашем классе ребята любят птиц, заботятся о них.

Я ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю.
Ни ловушками, на в сетки
Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону,
Ни сороки, ни вороны.
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.

Снегирей в окно увидишь.
Здравствуй, милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди
Брось им спелых зёрен горсть.

- Долгая зима, холод позади. Весна и возвращаются птицы домой!

Возвращаются певцы
Наши старые жильцы
От невидимых лучей
Пробежал с горы ручей.
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы.
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд.
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.

- Птицы начинают строить гнёзда, готовятся вывести птенцов.

Инсценировка стихотворения «Спор» Г.Ладонщикова

Этот случай был в апреле.
С юга птицы прилетели.
Таял снег, а воробья
Выгоняли из жилья.
«Убирайся вон, задира!»
Просвистел ему скворец.
«Ни за что! Моя квартира!
Я бураны и мороз
Терпеливо перенёс.
А сейчас под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю.
И не тронусь, хоть убей,-
Прочирикал воробей.
Но тут во двор
Со скворечней Миша (имя того, кто сделает скворечник) вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Ниже старой привязал
И приветливо сказал:
«Птички, я сердечно рад!
Охраняйте вместе сад!».

Этот скворечник, сделанный руками второклассников, повесим на школьной березе.

Мы, ребята, школьники
Приглашаем всех пернатых,
Прилетайте, кто захочет,
Мы вас любим очень, очень.

- А можно ли ловить птиц? В каких случаях можно брать птицу домой?

Сценка «Птичка»

Дети:

А, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети;
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!

Птичка:

Ах, зачем, зачем я вам
Маленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети?

Дети:

Нет, не пустим птичка, нет!
Оставайся с нами.
Мы дадим тебе конфет
Чая с сухарями…

Птичка:

Ах, конфет я не клюю,
Не люблю и чая:
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю.

Дети:

Там - замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке;
А у нас ты в золотой
Будешь жить ты в клетке!

Птичка:

О! Не бойтесь: в теплый край
Улечу зимою,
А в неволе - светлый рай
Будет мне тюрьмою.

Дети:

Птичка! Птичка! Как любить
Мы тебя бы стали
Не позволили бы грустить
Все бы тебя ласкали.

Птичка:

Верно, детки: но для нас
Вредны ваши ласки.
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.

Дети:

Правда! Правда! Птичка, ты
Не снесешь неволи…
Ну, так бог с тобой, - лети
И живи на воле!

Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
"Ты гнезда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнезд!"

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам

Вместе. Хорошо живется с нами рядом.

Игра «Что хорошо, что плохо?»

1.

Если маленький малыш
Сыплет птицам крошки,
Поступает плохо он,
Или он хороший?

2.

Злой мальчишка палку взял,
Голубей ею гонял,
Был доволен он собой.
Хороший мальчик или плохой?

3.

Смастерила девочка вовсе не игрушку -
Смастерила с папой для синиц кормушку.
Зерна насыпала в нее,
Плохо это или хорошо?

4.

Из рогатки мальчуган
В стаю воробьев стрелял
И подранил одного -
Плохо это или хорошо?

5.

А вот еще такой вопрос:
Домой яйцо мальчик принес,
Разорил он птичье гнездо -
Это плохо или хорошо?

6.

Птенца в клетку посадили,
С мамой, папой разлучили.
Поят, кормят его -
Поступают плохо или хорошо?

7.

А теперь ответить вы должны:
Как будете себя вести?
Должно решенье быть одно -
С птицами поступать только...

Все. Хорошо!

- Наши ребята поступали хорошо и помогали пережить холодную и голодную зиму птицам.

От птиц пришли слова благодарности и маленькие подарочки.

Награждение за помощь птицам

Узнать о птицах можно из книг - выставка книг

- Будем любить птиц, заботиться о них, ведь птицы - наши друзья!

Птицы - это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы - дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

Птицы - это тайна и красота. Птицы - наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Песня «У дороги чибис»

У дороги чибис, у дороги чибис,
Он кричит, волнуется, чудак:
"Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы
И зачем, зачем идёте вы сюда?"

Не кричи, крылатый, не тревожься зря ты,
Не войдём мы в твой зелёный сад.
Видишь, мы, ребята, мы - друзья пернатых
И твоих, твоих не тронем чибисят.

Небо голубое, луг шумит травою,
Ты тропу любую выбирай.
Это - нам с тобою, всем нам дорогое,
Это наш, родной, родной, любимый край.

И когда цветёт он, и когда зовёт он,
Мы уходим в дальние пути.
По степным широтам, через речку бродом
Всю страну, страну нам хочется пройти.