С самого начала изучения физики в 7 классе материал школьного учебника А.В.Перышкина зачастую для учащихся становится непонятен и неинтересен. Поэтому, для заинтересованности моим предметом именно в это время начинаю систематическую работу по обучению приемам работы с учебным текстом. Освоение этих приемов происходит постепенно в зависимости от качества текста: содержания, композиции, объема.
Так, на дотекстовом этапе необходимо проанализировать название текста, определить, какой теоретический материал необходимо повторить для адекватного восприятия новой учебно-научной информации; выдвинуть гипотезу о содержании еще не прочитанного физического текста на основании осмысления заглавия. Эту работу лучше проводить, читая оглавление учебника, чтобы у учащихся не было возможности просмотреть содержание самого текста.
Прием «антиципация» (от латинского anticipation-предвосхищение).
Физика, 7 класс, тема «Атмосферное давление на различных высотах» (§ 46)
- Прочитайте название.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь? (об атмосферном давлении, о зависимости атмосферного давления от высоты)
- Какие понятия нам надо повторить? (давление, атмосферное давление)
- Предположите, как может зависеть атмосферное давление от высоты?
Физика, 7 класс, тема «Строение вещества» (§ 7)
- Прочитайте название.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь? (о том, из чего состоит вещество)
- Какие понятия нам надо повторить? (тело, вещество)
- Предположите, что нового хотят вам рассказать авторы учебника? (что вещество из чего то состоит, объяснить что это такое)
Текстовый этап
Прием «реципация»
Восприятие и осмысление учебного текста - сложный интеллектуальный процесс преобразования словесной формы текста. Поэтому при первичном ознакомлении с текстом предлагаю учащимся выделять различного рода «ключевые опоры» с дальнейшим занесением их в физический словарик.
Ключевые опоры - это элементы текста(слова,определения и т.п.), наиболее значимые для понимания текста, для восстановления его содержания и смысла. При чтении текста ключевые опоры мы маркируем линией.
Хочу заметить, что выделение ключевых опор предполагает возвращение к смысловым фрагментам авторского текста.
Данный прием особенно важен, когда текст сложен для понимания, когда восприятие и осмысление текста не совпадают по времени.
Физика, 7 класс, тема «Механическое движение» (§ 14)
- Прочтите первый абзац § 14 и подчеркните линией опорные (ключевые) слова.
- Есть ли в этом абзаце определения, которые необходимо занести в словарик и если есть прочтите их и запишите в словарик терминов.
Такие же задания выполняем с каждым абзацем. (Примерный вариант ответа)
То есть здесь происходит чтение с остановками, прием, который используется в технологии развития критического мышления и письма. Можно предложить учащимся сравнить свои «опоры» с товарищем по парте.
Прием «Текст → план текста»
На мой взгляд, очень продуктивным приемом работы с учебно-научным текстом является составление плана текста. План в сжатой форме отражает содержание текста, взаимосвязь ключевых моментов. Для организации работы по составлению плана физического текста использую следующие задания:
- составить план;
- дополнить имеющийся план;
- сравнить разные планы, обосновать их положительные стороны;
- восстановить текст по составленному плану.
Физика, 7 класс. Тема «Барометр - анероид» § 45
Задание: составить план § 45 «Барометр - анероид».
Вариант ответа:- Прибор для измерения атмосферного давления.
- Основные части барометра.
- Принцип работы барометра-анероида.
- Показания барометра
- Прибор для метеорологических наблюдений.
Так как материал незнакомый для учащихся, работу провожу по группам или в парах. Составленный план необходимо обсудить, так как учащиеся могли пропустить какие-то важные моменты (выделены в тексте). Важно уточнить, что уже было знакомо, а что узнали нового. Затем предложить, пользуясь планом, составить монологическое высказывание по теме «Барометр-анероид»
Прием «план характеристики → текст»
Для знакомства с физическими приборами заполняем паспорт прибора по плану:
Для знакомства с физической величиной заполняем паспорт физической величины по предложенному плану.
Физика, 7 класс. Тема «Скорость. Единицы скорости» § 16
Этот прием способствует развитию навыка успешного решения задания ОГЭ по физике.
Прием «Текст → схема»
Специфика текстов школьных учебников физики такова, что подлежащий усвоению новый учебный материал зачастую представлен в виде примеров, иллюстрирующих теоретические сведения. Необходимо обратить внимание учащихся, что примеры в физическом тексте могут носить информационный характер.