Методические рекомендации по работе с физическим текстом (из опыта работы)

Разделы: Физика


С самого начала изучения физики в 7 классе материал школьного учебника А.В.Перышкина зачастую для учащихся становится непонятен и неинтересен. Поэтому, для заинтересованности моим предметом именно в это время начинаю систематическую работу по обучению приемам работы с учебным текстом. Освоение этих приемов происходит постепенно в зависимости от качества текста: содержания, композиции, объема.

Так, на дотекстовом этапе необходимо проанализировать название текста, определить, какой теоретический материал необходимо повторить для адекватного восприятия новой учебно-научной информации; выдвинуть гипотезу о содержании еще не прочитанного физического текста на основании осмысления заглавия. Эту работу лучше проводить, читая оглавление учебника, чтобы у учащихся не было возможности просмотреть содержание самого текста.

Прием «антиципация» (от латинского anticipation-предвосхищение).

Физика, 7 класс, тема «Атмосферное давление на различных высотах» (§ 46)

- Прочитайте название.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? (об атмосферном давлении, о зависимости атмосферного давления от высоты)

- Какие понятия нам надо повторить? (давление, атмосферное давление)

- Предположите, как может зависеть атмосферное давление от высоты?

Физика, 7 класс, тема «Строение вещества» (§ 7)

- Прочитайте название.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? (о том, из чего состоит вещество)

- Какие понятия нам надо повторить? (тело, вещество)

- Предположите, что нового хотят вам рассказать авторы учебника? (что вещество из чего то состоит, объяснить что это такое)

Текстовый этап

Прием «реципация»

Восприятие и осмысление учебного текста - сложный интеллектуальный процесс преобразования словесной формы текста. Поэтому при первичном ознакомлении с текстом предлагаю учащимся выделять различного рода «ключевые опоры» с дальнейшим занесением их в физический словарик.

Ключевые опоры - это элементы текста(слова,определения и т.п.), наиболее значимые для понимания текста, для восстановления его содержания и смысла. При чтении текста ключевые опоры мы маркируем линией.

Хочу заметить, что выделение ключевых опор предполагает возвращение к смысловым фрагментам авторского текста.

Данный прием особенно важен, когда текст сложен для понимания, когда восприятие и осмысление текста не совпадают по времени.

Физика, 7 класс, тема «Механическое движение» (§ 14)

- Прочтите первый абзац § 14 и подчеркните линией опорные (ключевые) слова.

- Есть ли в этом абзаце определения, которые необходимо занести в словарик и если есть прочтите их и запишите в словарик терминов.

Такие же задания выполняем с каждым абзацем. (Примерный вариант ответа)

То есть здесь происходит чтение с остановками, прием, который используется в технологии развития критического мышления и письма. Можно предложить учащимся сравнить свои «опоры» с товарищем по парте.

Прием «Текстплан текста»

На мой взгляд, очень продуктивным приемом работы с учебно-научным текстом является составление плана текста. План в сжатой форме отражает содержание текста, взаимосвязь ключевых моментов. Для организации работы по составлению плана физического текста использую следующие задания:

  1. составить план;
  2. дополнить имеющийся план;
  3. сравнить разные планы, обосновать их положительные стороны;
  4. восстановить текст по составленному плану.

Физика, 7 класс. Тема «Барометр - анероид» § 45


Задание: составить план § 45 «Барометр - анероид».

Вариант ответа:
  1. Прибор для измерения атмосферного давления.
  2. Основные части барометра.
  3. Принцип работы барометра-анероида.
  4. Показания барометра
  5. Прибор для метеорологических наблюдений.

Так как материал незнакомый для учащихся, работу провожу по группам или в парах. Составленный план необходимо обсудить, так как учащиеся могли пропустить какие-то важные моменты (выделены в тексте). Важно уточнить, что уже было знакомо, а что узнали нового. Затем предложить, пользуясь планом, составить монологическое высказывание по теме «Барометр-анероид»

Прием «план характеристикитекст»

Для знакомства с физическими приборами заполняем паспорт прибора по плану:

Паспорт физического прибора

Для знакомства с физической величиной заполняем паспорт физической величины по предложенному плану.

Физика, 7 класс. Тема «Скорость. Единицы скорости» § 16


Паспорт физической величины

Этот прием способствует развитию навыка успешного решения задания ОГЭ по физике.

Прием «Текстсхема»

Специфика текстов школьных учебников физики такова, что подлежащий усвоению новый учебный материал зачастую представлен в виде примеров, иллюстрирующих теоретические сведения. Необходимо обратить внимание учащихся, что примеры в физическом тексте могут носить информационный характер.

См. продолжение статьи