Тип урока: урок - изучения нового материала.
Форма урока: работа в группе.
Цели:
- сформировать у учащихся конкретно-исторического представления о внешней политике Российской империи в эпоху Екатерины II;
- познакомить с великими победами и русскими полководцев и армии в XVIII веке;
- на примерах великих побед воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих предков, за Родину.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности на рассказах о великих русских победах и русских полководцах.
- Уметь излагать собственное мнение, аргументируя свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями.
Предметные:
- сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока (основные направления внешней политики; рассмотреть ход военных событий р на южном направлении);
- уметь работать с различными историческими источниками информации, картами раскрывая их познавательную ценность (показать места основных сражений, территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII века);
- расширить словарный запас учащихся историческими терминами и понятиями (стр.49)
Метапредметные:
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
- логически строить выводы, обосновывая их фактами и аргументировать выбор собственной позиции.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
- История и география (работа с картой) история и литература (текст в качестве иллюстрации, исторического источника)
- Всеобщая история:
- 1771 г. - секретное соглашение Австрии и Турции, направленное против России;
- 1775-1783 гг. - война Англии с североамериканскими колониями;
- 1783 г. - признание Англией независимости США;
- 1789 г. - начало революции во Франции.
- 1792 г. - свержение монархии во Франции;
- 1764-1795 гг. - правление Станислава Августа Понятовского в Польше.
Оборудование к уроку:
- Учебник Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Куркин, А.Я.Токарева «История России». 8 класс. Издательство «Просвещение», 2016;
- Карта «Российская империя во второй половине XVIII века.
- Презентация «Внутренняя политика Екатерины II».
Персоналии: Екатерина II, П.А.Румянцев, Г.А.Потёмкин, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков.
1 урок изучение внешней политики Екатерины II в отношении Османской империи, выход к Черному морю, вопросы западного направления внешней политики изучаются на следующем уроке, т.к. на данную тему отводится 2 часа.
Ход урока
- Организационный момент.
- Опрос. Тест п.21 Восстание Е.И.Пугачева.
- Изучение нового материала.
- Рефлексия
Актуализация опорных знаний по теме «Внутренняя политика Екатерины II».
1. Создание проблемной ситуации
Историк А.Б.Каменский в свой работе» Российская империяв XVIII веке: традиции и модернизация писал: «Екатерина II успешно продолжила и с триумфом завершила начатое Петром I создание Российской империи как великой мировой державы».
- Что имел ввиду ученый вспоминая внешнюю политику Петра I?
- Что включает в себя внешняя политика?
- Обратимся к документам на стр.50 Обучающие работают с документом и вопросами к нему. Какое противоречие вы заметили?
- Являлась ли Россия во второй половине 18 века великой европейской державой?
- Что такое великая держава? (ответы учащихся)
В презентации: «Великая держава» - это условное, неюридическое обозначение государств, которые, благодаря своему политическому влиянию, играют определяющую роль «в системе международных и международно-правовых отношений».
- Обратимся к учебнику стр.38 Каковы основные направления внешней политики России в XVIII веке.
2. Составляем кластер (запись в тетрадь)
- Учащиеся делают вывод:
- Борьба за выход России к Черному морю.
- Закрепление петровских завоеваний в Прибалтике.
- Создание условий для возвращения украинских и белорусских земель.
- Борьба с революционной Францией.
3. Работа в группах
Группа 1
Цель: определить основные действия и их результаты на восточном направлении.
Задания стр. 38-40.
- Назовите причины начала русско-турецкой войны1768-1774 гг.
- Охарактеризуйте основные военные действия на суше и море. Основные сражения.
- Назовите итоги и условия мира русской войны 1768-1774 гг.
- Подготовьте сообщение для класса по выбранному вами направлению
Группа 2
Цель: определить основные действия и их результаты на восточном направлении.
Задания стр.40-42.
- Назовите причины начала русско-турецкой 1787-1791 гг.
- Охарактеризуйте основные военные действия. Основные сражения.
- Назовите итоги русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
- Подготовьте сообщение для класса по выбранному вами направлению
Характеристика Южного направления, работа с картой стр. 39, 41.
- русско-турецкая война 1768-1774 гг.
- русско-турецкая война 1787-1791 гг.
- С какой страной сталкивались интересы России в Причерноморье? (с Османской империей)
- Каковы причины русско-турецких войн в царствование Екатерины II? (Получить выход к Чёрному морю, а Турции стремилась расширить свои владения в Северном Причерноморье).
- Краткий экскурс военных действий 1768-1774 г.г. по материалам учебника.
- Почему нам важно помнить условия Кючук-Кайнарджийского мирного договора? В 1774 г. Осетия вошла в состав Российской империи.
Заполнение тематической таблица предполагается самостоятельно. (домашнее задание всему классу)
Образец в презентации к уроку.
Основные события |
Дата сражения |
Командующий русской армией |
Русские войска заняли Яссы, Бухарест, Азов, Таганрог |
1769 |
П.А.Румянцев |
Сражения у рек Ларга и Кагул. Чесменское морское сражение |
1770 |
Г.А.Спиридов, А.Г.Орлов |
Захват Туртукая и форсирование Дуная |
1773 |
А.В.Суворов |
Подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора |
1774 |
Его условия: |
Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
Основные события |
Дата сражения |
Командующий русской армией |
Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн |
1787 г. |
А.В.Суворов |
Взятие крепости Очаков |
1788 г. |
Г.А.Потемкин |
Поражение турок на реке Рымник и при Фокшанах |
1789 г. |
А.В.Суворов |
Падение крепости Измаил |
1790 г. |
А.В.Суворов |
Морское сражение у мыса Калиакрия |
1791 г. |
Ф.Ф.Ушаков |
Ясский мирный договор |
1791 г. |
Его условия: |
- Вывод: итог русско-турецких войн в царствование Екатерины II: Россия получила выход в Чёрное море, стала великой черноморской державой, присоединила новые территории, в том числе Крым (связь с современностью).
- Задание на дом: подготовить сообщения «Русское военное искусство» рассказать о биографии великих полководцев: А.В.Суворова, П.А.Румянцева, Г.А.Потёмкина, Ф.Ф.Ушакова.
Учитель: Вопросы западного направления внешней политики изучаются на следующем уроке.
4. Рефлексия
Деятельность учителя: Подводим итоги. Слова учителя: главным направлением в деятельности императрицы Екатерины II в области внешней политики стало силовое решение территориальных и национальных проблем.
Россия выиграла две русско-турецкие войны (1768-1774 гг.; 1787-1791 гг.) и войну со Швецией (1788-1790 гг.). В результате в 1774 г. В 1774 г. Осетия вошла в состав Российской империи.
Русский флот бороздит теперь просторы не только прибрежных морей, но и Средиземноморья, Тихого и Атлантического океанов, поддерживая силой своих орудий внешнюю политику России в Европе, Азии и Америке
Блестящие победы российских полководцев екатерининской поры на суше и на море способствовали формированию национального самосознания - «При нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела», - говорит екатерининский канцлер граф А.А.Безбородко.
Активная внешняя политика Россия во второй половине XVIII века способствовала превращению России из великой европейской в великую мировую державу.
Стр.50 А.Б.Каменский «Екатерина II успешно продолжила и с триумфом завершила начатое Петром I создание Российской империи как великой мировой державы».
Деятельность учащихся: Приводят доказательства и обобщают материал изученный на уроке, делают общий вывод.
Подведение итогов работы, выставление оценок.
Домашнее задание: п. 22, подготовить сообщения «Русское военное искусство» биографии военачальников, составление таблиц «Русско-турецкая война 1768-1774 гг.» и «Русско-турецкая война 1787-1791 гг.»