Внешняя политика Екатерины II

Разделы: История и обществознание, Мастер-класс

Ключевые слова: Екатерина Великая, Екатерина II


Тип урока: урок - изучения нового материала.

Форма урока: работа в группе.

Цели:

  • сформировать у учащихся конкретно-исторического представления о внешней политике Российской империи в эпоху Екатерины II;
  • познакомить с великими победами и русскими полководцев и армии в XVIII веке;
  • на примерах великих побед воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих предков, за Родину.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

  • Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности на рассказах о великих русских победах и русских полководцах.
  • Уметь излагать собственное мнение, аргументируя свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями.

Предметные:

  • сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока (основные направления внешней политики; рассмотреть ход военных событий р на южном направлении);
  • уметь работать с различными историческими источниками информации, картами раскрывая их познавательную ценность (показать места основных сражений, территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII века);
  • расширить словарный запас учащихся историческими терминами и понятиями (стр.49)

Метапредметные:

  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
  • логически строить выводы, обосновывая их фактами и аргументировать выбор собственной позиции.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

  • История и география (работа с картой) история и литература (текст в качестве иллюстрации, исторического источника)
  • Всеобщая история:
    • 1771 г. - секретное соглашение Австрии и Турции, направленное против России;
    • 1775-1783 гг. - война Англии с североамериканскими колониями;
    • 1783 г. - признание Англией независимости США;
    • 1789 г. - начало революции во Франции.
    • 1792 г. - свержение монархии во Франции;
    • 1764-1795 гг. - правление Станислава Августа Понятовского в Польше.

Оборудование к уроку:

  • Учебник Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Куркин, А.Я.Токарева «История России». 8 класс. Издательство «Просвещение», 2016;
  • Карта «Российская империя во второй половине XVIII века.
  • Презентация «Внутренняя политика Екатерины II».

Персоналии: Екатерина II, П.А.Румянцев, Г.А.Потёмкин, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков.

1 урок изучение внешней политики Екатерины II в отношении Османской империи, выход к Черному морю, вопросы западного направления внешней политики изучаются на следующем уроке, т.к. на данную тему отводится 2 часа.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Опрос. Тест п.21 Восстание Е.И.Пугачева.
  • Изучение нового материала.
  • Рефлексия

Актуализация опорных знаний по теме «Внутренняя политика Екатерины II».

1. Создание проблемной ситуации

Историк А.Б.Каменский в свой работе» Российская империяв XVIII веке: традиции и модернизация писал: «Екатерина II успешно продолжила и с триумфом завершила начатое Петром I создание Российской империи как великой мировой державы».

- Что имел ввиду ученый вспоминая внешнюю политику Петра I?

- Что включает в себя внешняя политика?

- Обратимся к документам на стр.50 Обучающие работают с документом и вопросами к нему. Какое противоречие вы заметили?

- Являлась ли Россия во второй половине 18 века великой европейской державой?

- Что такое великая держава? (ответы учащихся)

В презентации: «Великая держава» - это условное, неюридическое обозначение государств, которые, благодаря своему политическому влиянию, играют определяющую роль «в системе международных и международно-правовых отношений».

- Обратимся к учебнику стр.38 Каковы основные направления внешней политики России в XVIII веке.

2. Составляем кластер (запись в тетрадь)

- Учащиеся делают вывод:

  1. Борьба за выход России к Черному морю.
  2. Закрепление петровских завоеваний в Прибалтике.
  3. Создание условий для возвращения украинских и белорусских земель.
  4. Борьба с революционной Францией.

3. Работа в группах

Группа 1

Цель: определить основные действия и их результаты на восточном направлении.

Задания стр. 38-40.

  1. Назовите причины начала русско-турецкой войны1768-1774 гг.
  2. Охарактеризуйте основные военные действия на суше и море. Основные сражения.
  3. Назовите итоги и условия мира русской войны 1768-1774 гг.
  4. Подготовьте сообщение для класса по выбранному вами направлению

Группа 2

Цель: определить основные действия и их результаты на восточном направлении.

Задания стр.40-42.

  1. Назовите причины начала русско-турецкой 1787-1791 гг.
  2. Охарактеризуйте основные военные действия. Основные сражения.
  3. Назовите итоги русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
  4. Подготовьте сообщение для класса по выбранному вами направлению

Характеристика Южного направления, работа с картой стр. 39, 41.

  • русско-турецкая война 1768-1774 гг.
  • русско-турецкая война 1787-1791 гг.

- С какой страной сталкивались интересы России в Причерноморье? (с Османской империей)

- Каковы причины русско-турецких войн в царствование Екатерины II? (Получить выход к Чёрному морю, а Турции стремилась расширить свои владения в Северном Причерноморье).

- Краткий экскурс военных действий 1768-1774 г.г. по материалам учебника.

- Почему нам важно помнить условия Кючук-Кайнарджийского мирного договора? В 1774 г. Осетия вошла в состав Российской империи.

Заполнение тематической таблица предполагается самостоятельно. (домашнее задание всему классу)

Образец в презентации к уроку.

Основные события

Дата сражения

Командующий русской армией

Русские войска заняли Яссы, Бухарест, Азов, Таганрог

1769

П.А.Румянцев

Сражения у рек Ларга и Кагул. Чесменское морское сражение

1770

Г.А.Спиридов, А.Г.Орлов

Захват Туртукая и форсирование Дуная

1773

А.В.Суворов

Подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора

1774

Его условия:

Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

Основные события

Дата сражения

Командующий русской армией

Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн

1787 г.

А.В.Суворов

Взятие крепости Очаков

1788 г.

Г.А.Потемкин

Поражение турок на реке Рымник и при Фокшанах

1789 г.

А.В.Суворов

Падение крепости Измаил

1790 г.

А.В.Суворов

Морское сражение у мыса Калиакрия

1791 г.

Ф.Ф.Ушаков

Ясский мирный договор

1791 г.

Его условия:

- Вывод: итог русско-турецких войн в царствование Екатерины II: Россия получила выход в Чёрное море, стала великой черноморской державой, присоединила новые территории, в том числе Крым (связь с современностью).

- Задание на дом: подготовить сообщения «Русское военное искусство» рассказать о биографии великих полководцев: А.В.Суворова, П.А.Румянцева, Г.А.Потёмкина, Ф.Ф.Ушакова.

Учитель: Вопросы западного направления внешней политики изучаются на следующем уроке.

4. Рефлексия

Деятельность учителя: Подводим итоги. Слова учителя: главным направлением в деятельности императрицы Екатерины II в области внешней политики стало силовое решение территориальных и национальных проблем.

Россия выиграла две русско-турецкие войны (1768-1774 гг.; 1787-1791 гг.) и войну со Швецией (1788-1790 гг.). В результате в 1774 г. В 1774 г. Осетия вошла в состав Российской империи.

Русский флот бороздит теперь просторы не только прибрежных морей, но и Средиземноморья, Тихого и Атлантического океанов, поддерживая силой своих орудий внешнюю политику России в Европе, Азии и Америке

Блестящие победы российских полководцев екатерининской поры на суше и на море способствовали формированию национального самосознания - «При нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела», - говорит екатерининский канцлер граф А.А.Безбородко.

Активная внешняя политика Россия во второй половине XVIII века способствовала превращению России из великой европейской в великую мировую державу.

Стр.50 А.Б.Каменский «Екатерина II успешно продолжила и с триумфом завершила начатое Петром I создание Российской империи как великой мировой державы».

Деятельность учащихся: Приводят доказательства и обобщают материал изученный на уроке, делают общий вывод.

Подведение итогов работы, выставление оценок.

Домашнее задание: п. 22, подготовить сообщения «Русское военное искусство» биографии военачальников, составление таблиц «Русско-турецкая война 1768-1774 гг.» и «Русско-турецкая война 1787-1791 гг.»