Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков, психолога (при наличии) с целью сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Задачи, которые ставит перед собой ДО для сохранения здоровья детей:
- создание комфортных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
- повышение двигательной активности, сохранение здоровья, умственной работоспособности детей.
- создание положительного эмоционального настроя, снятие психоэмоционального напряжении.
Ранний возраст ограничен малыми возможностями малышей, но очень важный период в жизни, в котором закладываются все основные составляющие его будущего благополучия.
Организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей требует активного участия взрослых.
В своей работе, для того чтобы детям было доступно, увлекательно, комфортно, я использую такие здоровье сберегающие технологии:
Различные виды гимнастик.
- Утренняя гимнастика - это комплекс специально подобранных упражнений, которые создают у ребенка хорошее настроение, дают им не только оздоровительный, но и позитивный заряд на весь день.
- Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.
- Артикуляционная гимнастика- это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики - выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.
- Пальчиковая гимнастика - развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
- Гимнастика после сна - помогает детям проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус ребенка.
- Гимнастика для глаз- переключает детей на другой вид деятельности, снимает зрительное утомление, активизирует мыслительную деятельность.
В оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам. Закаливание способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание солнечными лучами - один из способов закаливание организма.
Воздухом - воздушные ванны улучшают терморегуляцию кожи и приводят к усилению выработки тепла во внутренних органах. Иммунитет ребенка автоматически повышается.
Закаливание водой проводится местными или общими процедурами: умывание, обливание, обтирание, орошением горла прохладной водой.
Подвижные игры - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений и быстроты реакции, ориентировки в пространстве и двигательных умений.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Реализацию здоровьесберегающих технологий невозможно представить без правильно организованной предметно пространственной развивающей среды. Развивающая среда в нашей группе доступна для, безопасна, подобрана с учетом возраста, индивидуальных особенностей детей.
Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует привычку к здоровому образу жизни.
Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в сотрудничестве с семьей. В группе проводим беседы с родителями на темы: "Ваш ребенок поступает в детский сад", "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста", "Оздоровление и закаливание детей раннего возраста" и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.) по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Это приводит к положительным результатам.
А также, реализацию здоровьесберегающих технологий осуществляю в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует привычку к здоровому образу жизни.
Таким образом комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводятся в раннем детстве, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.