Проект "Семь-Я"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Сегодня мы хотим поделиться нашим проектом «Семья».

Цель проекта: повысить педагогическое мастерство родителей и определить роль семьи в воспитании ребенка.

Как возник проект. В декабре месяце в нашем ДО проходил конкурс «Креативная елочка», где воспитатели вместе с детьми и родителями своими руками делали креативную елочку: из фруктов, из пряников, из фотографий и даже спортивную. Так как В.В.Путин издал 24 ноября 2022 года указ об объявлении 2024 года - годом Семьи, мы придумали проект «Семь - Я» Проект долгосрочный. Мы с коллегами разработали план - Квест - игру, где были разные задания. С начало мы хотели приобщить задания к датам: день бабушки, День дедушки. День папы, мамин день и знаменательным датам: но пришли к единому мнению, что не у всех есть бабушка, дедушки, папы, поэтому Мы решили придумывать задания, которые подходили всем.

Семья - самые близкие и родные люди, которые окружают нас. Дарят нам свое тепло и заботу. Семья - как маленькое государство, в котором есть свои законы и традиции. Именно семейные традиции делают ее крепче и дружнее, сплачивают между собой ее членов. На традициях основана целостность семьи, ее духовность. Благодаря семейным традициям наш дом становится уютным и гостеприимным. Дети должны знать семейные традиции, перенимать их и передавать из поколения в поколение. Традиции могут быть самыми разными: совместные мероприятия, памятные сюрпризы и подарки, семейные рецепты.

Правила квест игры: задания можно выполнять на любом этапе, все кто захочет плюс сотрудники, главное всей семьей. Передача информации шла через мессенджер. В конце каждого задания ребенок-семья получает звездочку, которая крепиться на шкафчик. Таким образом дети стремятся вовлечь не только своих родителей, но и других детей с семьями участвовать в проекте «Семь - Я». Сначала участвовало 13 семей, а к концу 10-го задания 45 семей.

В нашем проекте мы использовали следующие направления: трудовое, игровое, спортивное, творческое, кулинарное, знаковое и досуговое. Каждая семья по своему проявляла свое творчество и подход к разным заданиям.

Задание 1: Наступало предновогоднее время чудес, когда хочется верить сказку и подарить немножко волшебства себе, детям и всей семье. Традиционно в это время родители с детьми мастерят поделки, готовят подарочки и открытки, мы предложили родителям вместе с детьми создать свою креативную елочку. Раскрыть возможности и творческие способности детей и родителей через разнообразные виды деятельности. Предоставление возможности продемонстрировать своё мастерство и фантазию, дизайнерские идеи, оригинальность в создании креативной ёлки. Потребность в рациональном использовании отходов становится с каждым днём всё более актуальной. Каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, коробки, упаковки от предметов. И вряд ли задумывались о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став одной из оригинальной вещи, поделки, игрушки. Не выбрасывая мусор, а используя его для оригинальных поделок, мы сохраняем чистоту окружающей среды. Ведь в творчестве развивается воображение, внимание, память, речь детей, развивается мелкая моторика. Креативные елочки получились очень интересные: спортивная елочка из медалей, елочка из фруктов, конфет, из теста, вязанная елочка, медицинская елочка, из светящейся гирлянды, из фотографий и даже из всей семьи. Елочка, сделанная своими руками, стоит дороже, чем в магазине, потому что в его изготовление вложена частичка души.

Задание 2: Как мы проводим новогодние праздники. В преддверии новогодних праздников, многие семьи с нетерпением ждут возможность провести время вместе, воплотить свои традиции и насладиться атмосферой волшебства. И поэтому у многих сложилась хорошая традиция встречать его так весело, чтобы провести год счастливо, радостно и дружно всей семьей. Дети очень любят зиму за ее уникальную возможность насладиться и получить незабываемые впечатления от активных занятий на свежем воздухе. Маленькие непоседы любят кататься с горки, на лыжах, коньках, снегокатах. С превеликим удовольствием лепят снеговика и делают снежные крепости. И это справедливо, потому что одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и развитие ребенка-дошкольника, является двигательная активность. Каждый ребенок желает, чтобы его радость разделили с ним его самые близкие люди - родители. Зимние каникулы-это уникальная возможность провести совместный досуг детей и родителей, активно использовать время с пользой для здоровья, окунувшись в волшебство зимних забав. Мы узнали, что проводить с семьей досуг очень весело: кто-то катался на лошадях, кто-то на ватрушках, на лыжах, санках, коньках, ездили в деревню, посещали различные мероприятия и гуляния, посвященные новому году и рождеству.

Задание 3: Снеговик. Кто такой снеговик?- Снеговик (Снежная баба) - простая снежная скульптура, создаваемая из снега зимой - в основном, детьми. Лепка снеговиков - дошедшая до нас с древних времён детская зимняя игра. - Пожалуй, каждый из нас слепил в жизни хоть одного снежного человека с морковкой вместо носа. Однако почему он круглый? И почему состоит именно из трех шаров? Как это ни странно, но даже историки и исследователи народного творчества не могут однозначно ответить на этот вопрос. У нас же снеговиков лепили с древних языческих времен и почитали как духов зимы.К ним, как и к Морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов.Снежные бабы и Снегурочка - русское достояние. Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб. Не зря существует выражение "зима-матушка", "мороз-батюшка". А месяц январь иногда даже так и называли - "снеговик".

Мы не ожидали, что так творчески семьи отнеслись к этому заданию: снеговика лепили из снега, из теста, из пластилина, наряжались в снеговика, делали аппликации, папье-маше, рисовали, конструировали и даже надували.

Задание 4: Играем всей семьей. Мы преследовали цель, чтобы семьи вместе с детьми играли, а не просто ребенок сидел перед телевизором или в телефоне, показать родителям значение совместных игр для развития ребенка. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания - игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Доставьте радость своему ребенку и себе заодно - поиграйте вместе!

Задание 5: Герб моей семьи. Осознаем ли мы ценность вещей, которые нас окружают? Одни из них нам просто нужны в ежедневной жизни, а другие занимают особое место в нашем сердце. Их ценность мы осознаем. Они дороги для нас, тем о чем они напоминают. Поэтому так хочется порою собрать воедино настоящее, прошлое и немножко будущего, чтобы оставить это в памяти, в сердце, но как это запечатлеть? Такой способ есть, собрать все в визуальном символе - в фамильном Гербе. Герб - это художественное изображение, которое отображает личные качества, род занятий или достижений членов семьи. Фамильный Герб передает образ вашей семьи, отношения друг к другу, ваши мечты и достижения, успехи в работе, скажет о профессии, о жизненном опыте. Кто-то создал просто свой герб, а кто-то стал изучать историю своей семьи, вспоминать важные места, события, даты, увлечения, профессии родных. Мы организовали выставку и дети, когда проходят мимо всегда останавливаются и рассматривают свои гербы, делятся со своими друзьями.

Задание 6: Всей семьей выпекаем. С самого раннего возраста мы живем и воспитываемся в семье. Именно в семье человек проводит большую часть своей жизни и наверняка в каждой семье есть свои традиции, своя кулинарная книга, которая хранит рецепты семейных блюд, которые передаются из поколения в поколение. Дети и взрослые не задумываются о том, что приготовление пищи и совместный прием пищи - это тоже семейные традиции, посредством которых воспитывается любовь и уважение к своей семье, познание интересов и предпочтений семьи, особенно хорошо это можно проследить, если в семье есть несколько поколений. А от уважения и любви к своей семье развивается патриотизм к Родине, к своей нации. К кулинарным шедеврам мы были не готовы, каждая семья испекла ватружки, блины, печенье, кексы, пироги, булочки, круасаны, пиццу и даже тортики.

Задание 7: Всей семьей идем в театр или в музей. На этот раз даём почти полную свободу фантазии: отправляйтесь на выставку в музей, на спектакль в театре, в цирк, а главное провести время культурно и всей семьей. Совместное посещение театра, музея, выставок помогает в создание благоприятного психологического микроклимата в семье, углубит взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Если раньше существовали традиция ходить в театр всей семьей, то сегодня эта традиция практически исчезла. Есть вещи, которые скрепляют семью невидимыми нитями, делают ее непохожей на другие. Совместное посещение театра, музея, различные выставки формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, способствует духовному общению. В этом задании мы узнали, что родители, не только учитывают возрастные особенности детей, но и интересы. Семьи вместе с детьми посетили музеи: Дарвинский, Палеонтологический, Музей велосипедов, Музей пастилы, Музей иллюзий, Музей-усадьба Кусково, Царицино, Третьяковскую галерею, картинную галерею народного художника Ильи Глазунова, город Профессий, Союзмультпарк, Экспериментариум, цирк Никулина, Пр.Вернадского, Цирк Чудес и др.

Задание 8: Всей семьей занимаемся спортом. Занятия спортом всей семьей объединяют, и делают ее более крепкой и счастливой. Только своим положительным примером и увлечению к спорту можно привлечь ребенка заниматься спортом, своим здоровьем. Занятия физкультурой - это крепкая семья, здоровье близких и родных. Семейный спорт - это не только забавное время препровождение и способ поддержать здоровье, но и незаменимый инструмент для укрепления семейных уз. В целях повышения мотивации детей и их семей было придумано это задание, где мы узнали, что многие родители занимаются спортом и вовлекают своих детей, многие родители раскрылись нам с другой стороны: зарядка, спортивные упражнения и даже поддержка, катание на коньках, лыжах, роликах, бег, бассейн, борьба, футбол, баскетбол.

Задание 9. Всей семьей на субботник. Формировать экологическое сознание и уважение к природе у детей и взрослых; развивать положительные, нравственные качества дошкольников, дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми, желание действовать сообща. Любовь к чистоте и порядку нужно прививать с раннего детства, и субботник - отличный повод показать детям, насколько это необходимо. Данная форма работы с родителями - активное вовлечение семей дошкольников в образовательную деятельность ДО. Благодаря совместному труду, наш детский сад стал более чистым, красивым и благоустроенным. Было очень приятно видеть, как приходили целыми семьями, дети с удовольствием предлагали свою помощь и активно участвовали. Добрые дела всегда являются положительным примером для наших детей!

Проект долгосрочный, но для детей подготовительной группы на выпускном баллу было произведено награждения, мы вручили сертификаты и небольшие подарочки. Для детей остальных групп проект «Семь-Я» продолжается, а также мы передаем этот проект в начальную школу, где учителя начальных классов будут продолжать этот проект.

Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!