Внеурочное занятие «Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые». 7-й класс

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Использование рабочих листов на уроке и дома»

Класс: 7


Занятие проводится с использованием информационно-образовательной среды.

Инструкция:

  • учитель выполняет роль организатора работы обучающихся, объясняет задания, проводит итоговую рефлексию;
  • обучающиеся выполняют задания образовательного маршрута, заполняют рабочий лист.

Оборудование: планшеты с доступом в Интернет, распечатанные рабочие листы.

Образовательный маршрут

Цели занятия:

  • Познакомиться с отличительными признаками растений семейства Мотыльковые.
  • Научиться распознавать растения семейства от представителей других семейств.
  • Составить морфологическое описание, систематическую характеристику.
  • Сформировать умение анализировать, размышлять, делать выводы, самостоятельно организовывать учебную деятельность.

Критерии выполнения работы:

  • «Низкий уровень» - выполнены все задания базового уровня.
  • «Средний уровень» - выполнены все задания базового и одно задание углубленного уровней.
  • «Высокий уровень» - выполнены все задания базового и углубленного уровней.

Вопрос урока: Почему семейству Мотыльковые дали такое название?

Выполни задания, найди кодовые слова и составь ответ на вопрос урока.

Результаты работы запиши в рабочий лист.

Базовый уровень:

  1. Выполни виртуальную лабораторную работу https://learningapps.org/view11074190.
    Составь морфологическую характеристику семейству Мотыльковые.
    Найди кодовые слова (появятся после правильного выполнения заданий).
  2. Выполните интерактивное задание https://learningapps.org/view11075092.
    Составь схему «Значение растений семейства Мотыльковые в природе и жизни человека».
    Найди последнее кодовое слово (появится после правильного выполнения задания).
  3. Из кодовых слов составь ответ на вопрос урока.

Углубленный уровень:

  1. Определи систематическое положение Клевера лугового.
  2. Ответь на вопрос: Для всех растений семейства Бобовые характерно наличие на их корнях клубеньков. Для чего они образуются? Как это свойство может использовать человек?

Итоговая рефлексия: Сделай себе комплимент-похвалу (комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором оцени свои достижения по предмету.

Ответы на задания по теме «Семейство Мотыльковые».

Организация обсуждения выполнения заданий.

Базовый уровень:

№1. Морфологическая характеристика семейства Мотыльковые.

(на основе выполнения виртуальной лабораторной работы)

Ответ:

стержневая корневая система;
очерёдное листорасположение;
тип листа - простой или сложный (тройчатый, перистый, пальчатый);
тип соцветия - кисть, головка;
плод - боб.
Формула цветка: Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1.

№2. Значение растений семейства Мотыльковые в природе и жизни человека.

(на основе выполнения интерактивного задания)

Ответ:

пищевые: фасоль, горох, соя;
кормовые: клевер, люцерна;
лекарственные: донник, солодка;
декоративные: горошек душистый, белая акация.

№3. Ответ на вопрос урока: Почему семейству Мотыльковые дали такое название?

(ответ из кодовых слов)

Ответ: Сходство цветка бобовых с мотыльком.

Углубленный уровень:

№4. Систематическое положение Клевера красного.

Ответ: вид - Клевер луговой, род - Клевер, семейство - Мотыльковые, класс - Двудольные, отдел - Покрытосеменные, царство - Растения.

№5. Ответ на вопрос: Для всех растений семейства Бобовые характерно наличие на их корнях клубеньков. Для чего они образуются? Как это свойство может использовать человек?

Ответ: На корнях бобовых образуются клубеньки с азотфиксирующими бактериями, которые усваивают свободный азот из воздуха и превращают его в соединения, доступные для растений. После уборки урожая бобовых в почве остаются корни этих растений, благодаря чему почвы обогащаются азотом. Это открытие сделало полный переворот в земледелии. Благодаря способности бобовых растений питаться азотом воздуха, сельское хозяйство получило возможность использовать громадные запасы воздушного азота непосредственно возделыванием бобовых растений.

Все органы бобовых растений богаты веществами, содержащими азот. В семенах содержится большое количество белка. По количеству белка в составе семян бобовые превосходят зерновые культуры более чем вдвое: в зернах пшеницы - до 12%, а у фасоли - до 25% легкоусвояемого, как в говядине, белка. Соя содержит до 45% белка.

См. Рабочий лист к уроку