Занятие проводится с использованием информационно-образовательной среды.
Инструкция:
- учитель выполняет роль организатора работы обучающихся, объясняет задания, проводит итоговую рефлексию;
- обучающиеся выполняют задания образовательного маршрута, заполняют рабочий лист.
Оборудование: планшеты с доступом в Интернет, распечатанные рабочие листы.
Образовательный маршрут
Цели занятия:
- Познакомиться с отличительными признаками растений семейства Мотыльковые.
- Научиться распознавать растения семейства от представителей других семейств.
- Составить морфологическое описание, систематическую характеристику.
- Сформировать умение анализировать, размышлять, делать выводы, самостоятельно организовывать учебную деятельность.
Критерии выполнения работы:
- «Низкий уровень» - выполнены все задания базового уровня.
- «Средний уровень» - выполнены все задания базового и одно задание углубленного уровней.
- «Высокий уровень» - выполнены все задания базового и углубленного уровней.
Вопрос урока: Почему семейству Мотыльковые дали такое название?
Выполни задания, найди кодовые слова и составь ответ на вопрос урока.
Результаты работы запиши в рабочий лист.
Базовый уровень:
- Выполни виртуальную лабораторную работу https://learningapps.org/view11074190.
Составь морфологическую характеристику семейству Мотыльковые.
Найди кодовые слова (появятся после правильного выполнения заданий). - Выполните интерактивное задание https://learningapps.org/view11075092.
Составь схему «Значение растений семейства Мотыльковые в природе и жизни человека».
Найди последнее кодовое слово (появится после правильного выполнения задания). - Из кодовых слов составь ответ на вопрос урока.
Углубленный уровень:
- Определи систематическое положение Клевера лугового.
- Ответь на вопрос: Для всех растений семейства Бобовые характерно наличие на их корнях клубеньков. Для чего они образуются? Как это свойство может использовать человек?
Итоговая рефлексия: Сделай себе комплимент-похвалу (комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором оцени свои достижения по предмету.
Ответы на задания по теме «Семейство Мотыльковые».
Организация обсуждения выполнения заданий.
Базовый уровень:
№1. Морфологическая характеристика семейства Мотыльковые.
(на основе выполнения виртуальной лабораторной работы)
Ответ:
стержневая корневая система;
очерёдное листорасположение;
тип листа - простой или сложный (тройчатый, перистый, пальчатый);
тип соцветия - кисть, головка;
плод - боб.
Формула цветка: Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1.
№2. Значение растений семейства Мотыльковые в природе и жизни человека.
(на основе выполнения интерактивного задания)
Ответ:
пищевые: фасоль, горох, соя;
кормовые: клевер, люцерна;
лекарственные: донник, солодка;
декоративные: горошек душистый, белая акация.
№3. Ответ на вопрос урока: Почему семейству Мотыльковые дали такое название?
(ответ из кодовых слов)
Ответ: Сходство цветка бобовых с мотыльком.
Углубленный уровень:
№4. Систематическое положение Клевера красного.
Ответ: вид - Клевер луговой, род - Клевер, семейство - Мотыльковые, класс - Двудольные, отдел - Покрытосеменные, царство - Растения.
№5. Ответ на вопрос: Для всех растений семейства Бобовые характерно наличие на их корнях клубеньков. Для чего они образуются? Как это свойство может использовать человек?
Ответ: На корнях бобовых образуются клубеньки с азотфиксирующими бактериями, которые усваивают свободный азот из воздуха и превращают его в соединения, доступные для растений. После уборки урожая бобовых в почве остаются корни этих растений, благодаря чему почвы обогащаются азотом. Это открытие сделало полный переворот в земледелии. Благодаря способности бобовых растений питаться азотом воздуха, сельское хозяйство получило возможность использовать громадные запасы воздушного азота непосредственно возделыванием бобовых растений.
Все органы бобовых растений богаты веществами, содержащими азот. В семенах содержится большое количество белка. По количеству белка в составе семян бобовые превосходят зерновые культуры более чем вдвое: в зернах пшеницы - до 12%, а у фасоли - до 25% легкоусвояемого, как в говядине, белка. Соя содержит до 45% белка.