Цели и задачи урока:
- Формировать у учащихся приёма составления характеристики географического положения (ГП) Австралии с самостоятельным выбором карт нужного содержания в зависимости от учебной задачи.
- Формирование умения производить анализ карт в сочетании с другими источниками информации, на основе этого анализа устанавливать главные черты природы материка и особенности его рельефа.
- Совершенствование умений работать:
- с контурной картой;
- с градусной сеткой карты (определять координаты крайних точек Австралии).
- Формирование умения прогнозировать (оценивать) влияние ГП на особенности природы материка.
Тип урока: модульный.
Метод обучения: частично-поисковый.
Ключевые образовательные компетенции:
- Учебно-познавательная;
- Коммуникативная;
- Личностно-ориентированная.
Оборудование: Физическая карта Австралии; технологические карты для учащихся; атласы; контурные карты; портреты Дж.Кука и А.Тасмана; иллюстрации; контрольная карта; сводная ведомость; план-памятка.
Прогнозируемый результат (должны знать и уметь):
- определять ГП Австралии, координаты крайних точек;
- показывать и называть элементы береговой линии Австралии;
- называть имена путешественников-исследователей Австралии;
- прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.
Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. М.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний по теме «Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта»
А) Фронтальный опрос (устно):
1) Какие типы почв вы знаете?
2) От каких причин зависит образование почв? (Горные породы, рельеф, климат, растительный и животный мир).
3) Почему у растений пустынь сильно развита корневая система? (Это позволяет собирать воду с большой глубины и с обширных пространств. Пример такого растения: верблюжья колючка).
Б) Работа в парах:
Задания парам: Пользуясь почвенной картой мира, определить, какие почвы преобладают:
- 1 пара - в экваториальном поясе всех материков;
- 2 пара - в субэкваториальных поясах всех материков;
- 3 пара - в тропических поясах;
- 4 пара - в антарктическом поясе.
Взаимооценка с использованием плана-памятки (Приложение №1).
III. Изучение нового материала
1) называю тему урока; ставлю цели и формирую задачи урока; отмечаю место урока в разделе и связь с материалом предыдущих уроков; определяю мотивацию изучения данной темы (она записывается в тетрадь);
2) знакомлю учащихся с планом урока и назначением технологической карты, контрольной карты и сводной ведомости; называю тип урока - модульный.
1. Вступительное слово учителя
Речь сегодня пойдёт о загадочном и удивительном материке Австралия. Это первый материк Южного полушария, который мы изучаем.
2. Подготовленный заранее ученик читает стихотворение Г.Усова
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды,
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры,
Там кроликов страшней, чем наводненье…
3. Слово учителя
Австралия - самый маленький материк на Земле. Его площадь составляет 7 687 квадратных километров. За небольшие размеры её иногда называют материком - островом.
Здесь много необычного для нас: при передвижении к югу становится холоднее, а к северу - жарче.
Австралия целиком находится в Южном полушарии (от лат. аustral- «противоположный», «южный»).
На материке Австралия, острове Тасмания и мелких островах расположено только одно государство - Австралийский Союз со столицей- городом Канберра.
4. Задание: Найти в географических атласах физическую карту Австралии и показать столицу государства Австралийский Союз.
Учитель: Можно сказать, про материк с красивым названием Австралия: «самый, самый, самый», и не ошибёшься.
Австралия - самый сухой материк, так как большую часть его территории занимают пустыни.
Кроме того, он - самый удалённый, по сравнению с другими, от морских торговых путей, именно поэтому Австралия была открыта позже других материков и здесь, надолго задержалась эпоха каменного века.
Австралия - самый малонаселённый материк: численность населения - 23 млн. чел. (для сравнения: в Москве - более 11 млн. чел.).
Наконец, это самый удивительный материк с точки зрения всего органического мира. Здесь обитают многие виды растений и животных, которых не встретишь больше нигде на Земном шаре: кенгуру, коала, страус эму, сумчатый дьявол, утконос, ехидна, сорная курица, лирохвост и др. Если вас заинтересовала эта информация, вы можете воспользоваться Интернет-ресурсами или специально подобранным дополнительным материалом.
В Австралии преобладают равнины, в центре - низменности. На востоке простирается Большой Водораздельный хребет. В основании материка лежит древняя Австралийская платформа. Это самый «спокойный» материк. Недра Австралии богаты бокситами, железной рудой, ураном, нефтью, газом и другими полезными ископаемыми.
IV. Работа с технологической картой
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (РАБОЧИЙ ЛИСТ) УРОКА
ФИ учащегося _________________
УЭ-0
|
Что я должен знать и уметь:
|
||||||
УЭ-1
|
Я должен уметь составлять характеристику ГП материка.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
|
||||||
УЭ-2
|
Я должен уметь работать с физической и контурной картой.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
|
||||||
УЭ-3
|
Я должен уметь составлять характеристику истории исследования материка в хронологическом порядке, выделять главное в лекционном сообщении.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Таблица «История исследования Австралии»
|
||||||
УЭ-4
|
Я должен уметь самостоятельно применять полученные знания по теме, подводить итоги урока.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1) В каком полушарии располагается Австралия?
2) Австралия - это:
3) Какие океаны омывают Австралию?
4) В каком климатическом поясе находится большая часть Австралии?
5) Как называется остров у южных берегов Австралии?
6) Как называются невысокие горы на востоке материка?
7) Какой мыс Австралии является крайней восточной точкой?
8) Столица Австралийского союза:
9) Выберите животных Австралии:
10) Кто из мореплавателей открыл Большой Барьерный риф?
|
||||||
УЭ-5
|
Я должен оценить свою работу на уроке, руководствуясь контрольной картой (Приложение №2). Занести свои результаты в ведомость (Приложение №3).
Критерии оценок:
|
||||||
УЭ-6
|
1. Отметить выбранное домашнее задание:
|
Рекомендации: 1 домашнее задание - с индивидуальным подходом - для сильных учащихся; 2 задание - с дифференцированным подходом; 3 задание - для слабых учащихся.
V. Вывод (слово учителя)
Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, усвоили тему, оценили свои возможности и результаты. Для меня вы были не просто учениками, а собеседниками, помощниками, консультантами. Благодарю всех за сотрудничество. Мне было приятно с вами работать. И я надеюсь, что и вам тоже понравился сегодняшний урок.