ВВЕДЕНИЕ
В наше время высокие технологии ускоренными темпами овладевают всеми сторонами нашей жизни. Эти современные процессы требуют, чтобы подрастающее поколение было не только вооружено основами фундаментальных знаний, но могло их применить. Для достижения такого уровня образованности необходимо формировать функционально грамотную личность, которая способна адаптироваться в обществе и влиять на него.
Читательская грамотность базовый навык, который является ключом к формированию других видов функциональной грамотности. А сегодня наблюдается спад интереса к чтению у школьников. Проявляется равнодушие, а порой отрицательное отношение к урокам литературного чтения.
Встал вопрос, найти наиболее эффективные дидактические средства, которые помогут на уроках литературного чтения продуктивно формировать читательскую грамотность младших школьников. Как показала моя практика таким средством является использование на уроках рабочих листов.
Уникальность моей работы заключается в том, что мной разработана структура интегрированного рабочего листа по литературному чтению, предназначенного для формирования читательской грамотности младших школьников.
Цель работы, представление своего эффективного педагогического опыта по использованию рабочих листов на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности.
Задачи моей работы:
- определить значение рабочих листов в процессе формирования читательской грамотности младших школьников;
- познакомить со структурой интегрированных рабочих листов;
- представить авторские рабочие листы по литературному чтению;
- проанализировать мониторинг овладения уровнем читательской грамотности обучающимися.
Основным условием применения учителем в своей практике рабочих листов, является понимание того, какую роль он им отводит на уроке. Успех применения рабочих листов в обучении во многом зависит от самого преподавателя, его опыта и профессионализма.
Основная сложность применения рабочих листов в работе учителя заключается в трудоёмком процессе их разработки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Читательская грамотность - способность осмысливать тексты различного содержания и формата, извлекать информацию, требуемую для достижения своих целей, обогащать свои знания, использовать прочитанное в различных жизненных ситуациях.
За основу при формировании читательской грамотности у обучающихся беру 3 группы читательских умений:
- Понимание о чём сообщается в тексте, формулирование темы и главной мысли; нахождение и выявление в тексте информации, которая подаётся в различном виде; выстраивание выводов на основе фактов из текста.
- Анализ, интерпретация и обобщение информации из текста, формулирование ценностных суждений.
- Использование информации из текста для решения учебных, познавательных и практических задач.
Формированию читательской грамотности должно уделяться особое внимание на уроках по всем предметам, но литературное чтение является базовым предметом по её формированию.
Одним из продуктивных средств по формированию читательской грамотности на уроках является использование рабочих листов. Так как позволяет решить следующие образовательные задачи:
- учитывать уровень подготовки класса;
- использовать задания разного уровня и вида;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- фокусировать внимание обучающихся на изучаемом материале;
- развивать все виды памяти;
- использовать материал в процессе дистанционного обучения.
Рабочий лист - это распечатанный дидактический материал для организации работы на уроке. Он включает в себя задания, которые ранжированы в определённой логической последовательности и направленны на достижение усвоения намеченных результатов. Специфика рабочего листа помогает дополнить содержание изучаемого материала и осуществить индивидуальный подход в обучении.
В работе применяю рабочие листы трёх видов:
- информационные (включают правила, дополнительную информацию и пр.);
- тестовые;
- интегрированные (теоретический материал, контроль знаний, индивидуальная работа).
Наиболее продуктивным для формирования читательской грамотности, на мой взгляд, является использование интегрированных рабочих листов, которые отражают маршрут обучающихся от начала до конца урока.
Наполнение рабочего листа осуществляю в соответствии со следующими принципами:
- лаконичность;
- структурность;
- смысловой акцент;
- ассоциативность;
- наглядность.
Особое внимание уделяю структуре рабочего листа на уроках литературного чтения. Считаю, что применяемая мною структура из 7 блоков способствует формированию читательской грамотности младших школьников. Рассмотрим подробнее структуру рабочего листа:
- 1 блок «Биография»: информация об авторе: фамилия, имя, отчество, даты жизни, портрет, интересные факты о писателе.
- 2 блок «Словарная работа»: знакомство и уточнение лексического значения слов.
- 3 блок «Анализ произведения»
- 4 блок «Составление плана»: задания могут быть на расстановку пунктов плана в соответствии с содержанием; на дополнение пунктов плана.
- 5 Блок «Творческая мастерская»: придумай продолжение рассказа, дорисуй рисунок, составь синквейн.
- 6 Блок «Для любознательных»: дополнительная информация по теме, с которой ребята могут ознакомиться путем перехода по QR-коду: ссылки на диафильм, мультфильм, образовательные порталы с интерактивными заданиями.
- 7 Блок «Проверь себя»: проверка усвоения темы (тест по произведению).
Такая структура рабочего листа позволяет выстроить целостную систему работы по формированию читательской грамотности у детей.
Использование рабочих листов позволяет учителю самому выбирать, какие задания использовать, отталкиваясь от конкретных читательских умений, которые он формирует при изучении литературного произведения. У обучающегося появляется возможность, работать в том темпе, который ему удобен, высказывать собственные суждения, не копируя ответы других. Но в то же время работа с рабочими листами может предполагать не только самостоятельную работу с произведением, но и коллективное обсуждение.
В рабочем листе задания следует формулировать так, чтобы, отвечая на вопрос, необходимо было многократно перечитать текст, вернуться к информации, произвести с ней анализ, синтез, выявить причинно-следственные связи. Это способствует наиболее точному и полному пониманию текста, осмыслению всех деталей, практическому применению извлечённой информации, выдвижению собственной оценки и её рефлексии.
В рабочие листы включаю как репродуктивные задания, так и продуктивные. Считаю, что их соотношение зависит от уровня подготовки обучающихся.
Применение рабочих листов на уроке предполагает как индивидуальные, так и групповые формы работы. Но при формировании групп важно помнить, что в группах более четырёх человек снижается эффективность работы. Работа в парах или группах развивает коммуникативную компетентность, повышает мотивацию учащихся.
Я считаю, что каждый рабочий лист - это модель урока, которую можно изменять, дополнять, а в дальнейшем использовать как опорный конспект для закрепления материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в итоге повышает интерес к чтению, то есть мотивирует на работу с текстом, а значит и на формирование читательской грамотности.
Использование комплектов рабочих листов помогает систематизировать работу по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения и оценить уровень овладения читательскими умениями обучающимися.
В сентябре 2023 года у обучающихся 3 «В» класса была проведена диагностика четырёх групп читательских умений. Был выявлен низкий уровень следующих читательских умений:
- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры теста;
- интерпретация и обобщение информации.
Для уроков тщательно отбирала задания, которые были направлены на повышение именно данной группы читательских умений. Задания систематизировала и разрабатывала интегрированные рабочие листы для уроков литературного чтения.
В декабре 2023 года мониторинг показал повышение читательских умений по всем четырём группам. Основные результаты мониторинга представлены на диаграммах.
Считаю, что повышение читательской грамотности обучающихся способствовало повышению познавательной и творческой активности. Дети моего класса принимают активное участие в школьных и региональных литературных конкурсах и достигли следующих результатов:
- Садовникова М. 1 место в школьном конкурсе чтецов «Весёлые стихи Б.Заходера»
- Вожов З. 1 место в школьном конкурсе чтецов «Весёлые стихи Б.Заходера»
- Голобокова К. 2 место в школьном конкурсе чтецов «Весёлые стихи Б.Заходера»
- Абрамова С. 3 место в региональном творческом конкурсе «Любимая книга - 2023» в номинации «Любимому Микишке всё не до книжки» Конкурс частушек.
- Шушенькова В. 2 место в региональном творческом конкурсе «Любимая книга - 2023» в номинации «Книжки малышки», участник в регионального конкурса «Русские книги для чтения».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проделанной мной работы, могу сделать вывод, что использование интегрированных рабочих листов на уроках литературного чтения стимулирует интерес к чтению у всех учащихся, включая малоактивных. Таким образом, внедрение этого метода в учебный процесс может оказаться полезным инструментом для формирования читательской грамотности у школьников младших классов.
Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает обучающемуся разобраться в построении урока, увидеть, от чего и к чему он двигается в процессе выполнения заданий. Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно выполнял задания.
Рабочий лист позволяет формировать читательскую грамотность у обучающихся на уроках литературного чтения через организацию эффективной самостоятельной работы, а также является средством получения обратной связи.
Использование рабочих листов предоставляет возможность обучающимся раскрыть свои потенциальные возможности, создают ситуацию успеха для слабых учеников, что позволяет раскрыться таким ученикам.
Учитель на таком уроке не выполняет доминирующую роль, не является основным транслятором знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем.
Считаю, что рабочий лист является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает формировать читательскую грамотность в рамках системно-деятельностного подхода.
Список литературы
- Бондаренко, Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после. - 2018. - №1. - С. 1-3.
- Бунеева, Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) / Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова // Образовательные технологии: сборник материалов. - М.: Баласс, 2018. - С. 65-89.
- Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Б.А.Ланин. - М.: Эксмо, 2017. - 512 с.
- Макеева, С.Г. Теоретические основы формирования смыслового чтения как универсального учебного действия / С.Г.Макеева // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 5 (116). - С. 30-38.
- Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М.П.Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 288 с.
- Технологии формирования смыслового чтения в начальной школе: методическое пособие / Н.Е.Скрипова, А.В.Бабухина. - Челябинск: ЧИППКРО, 2019. - 116 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.