Проверочная работа по теме "Основы цитологии. Основы генетики"

Разделы: Биология

Класс: 9

Ключевые слова: генетика


Пояснительная записка к проверочной работе

Класс

9 класс

Тема проверочной работы

Основы цитологии. Основы генетики.

Общее количество заданий

17

Общее количество баллов за работу

23

количество заданий на понимание (30%) - базовый уровень

5

Номера заданий и КЭС на понимание (базовый уровень)

1. Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов - основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. Строение клетки
2.Процессы жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка.
3. Химический состав клетки
4. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека
5. Строение клетки. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа её целостности

количество заданий на применение (50%) - повышенный уровень

9

Номера заданий и КЭС на применение (повышенный уровень)

6. Процессы жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен. Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена
7.Бесполое размножение
8. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Соматические и половые клетки. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза.
9.Индивидуальное развитие (Онтогенез)
10. Индивидуальное развитие (Онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов
11.Закономерности наследственности. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание).
12. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции
13.Многообразие клеток. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов
14.Закономерности изменчивости. Виды изменчивости. Ненаследственная (модификационная ) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции

количество заданий на анализ (20%) (высокий уровень)

3

Номера заданий и КЭС на анализ (высокий уровень

15.Строение клетки. Клеточное строение организмов - основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.
16.Способы деления клеток. Митоз. Мейоз. Жизненный цикл клетки. Соматические и половые клетки. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза.
17. Генетика человека. Закономерности изменчивости. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки.

Критерии отметки

«5» высокий уровень овладения предметных результатов обучения

80-100 % (18-23 балла)

«4» повышенный уровень овладения предметных результатов обучения

65-79 % (15-17 баллов)

«3» базовый уровень овладения предметных результатов обучения

40-64 % (9-14 баллов)

«2» низкий уровень овладения предметных результатов обучения

Ниже 40 % (меньше 9 баллов)

Проверочная работа

Класс: 9

Тема: «Основы цитологии. Основы генетики».

1. Двухмембранное строение характерно
а) для митохондрий
б) для комплекса Гольджи
в) для гладкой эндоплазматической сети
г) для рибосом

2. Транскрипцией называется процесс:
а) образования и РНК;
б) удвоения ДНК;
в) образования белковой цепи на рибосомах;
г) соединения т РНК с аминокислотами.

3.Мономером молекулы белка служит
А) азотистое основание
Б) моносахарид
В) аминокислота
Г) липид

4.Строительная функция углеводов состоит в том, что они
А) образуют целлюлозную клеточную стенку у растений
Б) являются биополимерами
В) способны растворяться в воде
Г) служат запасным веществом животной клетки

5. Какой органоид клетки имеет немембранное строение?
А) вакуоль
Б) хлоропласт
В) клеточный центр
Г) шероховатая эндоплазматическая сеть

6. В процессе энергетического обмена происходит
А) запасание энергии в молекуле АТФ
Б) обеспечение клеток белками
В) синтез углеводов
Г) образование иРНК

7. Примером бесполого размножения служит
А) образование семян у ландыша
Б) развитие личинки у насекомого
В) почкование у гидры
Г) партеногенез у пчёл

8. В процессе мейоза хромосомы располагаются в плоскости экватора клетки в период
А) анафазы
Б) профазы
В) метафазы
Г) телофазы

9. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют
А) эмбриогенезом
Б) филогенезом
В) онтогенезом
Г) ароморфозом

10. Средний зародышевый листок, расположенный между наружным и внутренним
А) эктодерма
Б) энтодерма
В) мезодерма
Г) бластодерма

11. Второй закон Г.Менделя называется законом
А) чистоты гамет
Б) расщепления
В) пополнения
Г) неполного доминирования

12.Изменения, происходящие на уровне нуклеотидов характерны для изменчивости
А) генной
Б) геномной
В) хромосомной
Г) модификационной

13. Что из перечисленного характерно только для клеток эукариот? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) плазматическая мембрана
2) эндоплазматическая сеть
3) жгутики
4) митохондрии
5) ядерная мембрана
6) рибосомы

14. Установите соответствие между примером и типом изменчивости, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИМЕР

ТИП ИЗМЕНЧИВОСТИ

A) потемнение кожи под воздействием солнечных лучей

1) наследственная

Б) различия окраса между телятами одного приплода

2) ненаследственная

В) увеличение массы тела при избыточном питании

Г) появление одного гигантского растения среди растений обычного размера
того же вида

Д) появление уродливых форм растений и животных в районе Чернобыля

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

15. Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Пластиды

В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды - _________(А) - обеспечивают процесс _________(Б) за счёт наличия в их составе пигмента_________(В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют_________(Г).

Перечень терминов:
1) хромопласт
2) хлорофилл
3) лейкопласт
4) фотосинтез
5) вакуоль
6) дыхание
7) хлоропласт
8) каротин

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

16. Установите, в какой последовательности происходят процессы митоза.
1) Расхождение сестринских хроматид.
2) Спирализация хромосом.
3) Образование метафазной пластинки.
4) Деление цитоплазмы.

17. Используя содержание текста «Синдром Дауна», ответьте на следующие вопросы.
1. С чем связано возникновение синдрома Дауна у ребёнка?
2. Что влияет на вероятность рождения ребёнка с синдромом Дауна?
3. Возможно ли, преодолеть отставание в умственном развитии ребёнка с синдромом Дауна?

Синдром Дауна

Синдром Дауна − одна из форм геномной патологии, при которой хромосомы 21-й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями. Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врождённого синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.

Синдром Дауна не является редкой патологией − в среднем наблюдается один случай на 700 родов; в данный момент благодаря диагностике во время беременности частота рождения детей с синдромом Дауна уменьшилась до 1 к 1100. У обоих полов аномалия встречается с одинаковой частотой. Синдром Дауна встречается во всех этнических группах и среди всех экономических классов. Синдром Дауна обусловлен случайными событиями в процессе формирования половых клеток и/или беременности. Поведение родителей и факторы окружающей среды на это никак не влияют.

Возраст матери влияет на шансы зачатия ребёнка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24 лет, вероятность этого 1 к 1562, до 30 лет − 1 к 1000, от 35 до 39 лет − 1 к 214, а в возрасте старше 45 вероятность 1 к 19. По последним данным, отцовский возраст, особенно если он больше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.

Существует ряд дородовых признаков синдрома Дауна, например характерные УЗИ-признаки. Кроме того, имеются различные неинвазивные и инвазивные способы диагностики. Самый точный результат дают инвазивные методики, однако они могут провоцировать выкидыш.

Синдрому Дауна обычно сопутствуют характерные внешние признаки: плоское лицо, развитие эпикантуса («третьего века», как у представителей монголоидной расы), гиперподвижность суставов, короткие конечности, постоянно открытый рот и другие признаки. Кроме того, синдром Дауна часто сопровождается умственной отсталостью.

Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от занятий с ребёнком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам. Так как степень обучаемости детей сильно варьируется, их успех в обучении по стандартной школьной программе может быть различен. Проблемы в обучении, имеющиеся у детей с синдромом Дауна, встречаются и у здоровых детей, поэтому родители первых могут попробовать использовать общую программу обучения, преподаваемую в школах.

Известен случай получения человеком с синдромом Дауна университетского образования.

Ключи

Номер заданий

Ответы

Количество баллов

1

а

1

2

а

1

3

в

1

4

а

1

5

в

1

6

а

1

7

в

1

8

в

1

9

в

1

10

в

1

11

б

1

12

а

1

13

245

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе
1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

14

21211

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе
1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

15

7421

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе
1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

16

2314

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе
1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

17

1.Синдром Дауна возникает у детей с лишней 21-й хромосомой.
ИЛИ
Синдром Дауна возникает у детей с трисомией по 21-й хромосоме.2
2. Возраст родителей, в особенности матери.
3.Да, возможно, при использовании определённых методик ребёнок может учиться по обычной школьной программе.

3 балла: ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
2 балла: ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает в себя три названных выше элемента, но отсутствуют пояснения
1 балл: ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает в себя два из названных выше элементов, но отсутствуют пояснения
0 баллов: ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, или ответ неправильный