Цель: укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью.
Задачи:
-
учить детей в ходе занятия ставить конкретную цель и описывать её;
- развивать в детях умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе;
- воспитывать способность радоваться успехам других.
Оборудование: доска, экран, компьютер, клубок ниток, лист бумаги и карандаш каждому участнику, плакаты и наглядное оформление по теме занятия.
Участники: учащиеся 7-х классов
Ход занятия
I. Организационный момент
- знакомство;
- сообщение темы;
- знакомство с правилами
1.1. Ритуал приветствия
Упражнение «Ладошки»
Психолог подходит к каждому ребёнку, поднося развёрнутые ладони. Если ребёнок готов к работе, открыт для общения, он показывает открытые ладони. Если настроение нейтральное, устал, точно не знает готов заниматься или нет, то одна развёрнута, а другая тыльной стороной. Если на работу не настроен, плохое настроение, показывает на обеих руках тыльную сторону.
II. Основная часть
2.1. Упражнение «Хвасталки»
Материалы: клубок ниток.
Психолог: Встаньте в один большой круг. Сейчас мы будем рассказывать друг другу о своих успехах. Ничего, что это будет похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что всегда найдётся сфера, где вы успешны. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для нас и тем легче каждому из нас быть успешными.
Сейчас каждый из нас подумает о своём достижении, не важно большое оно или маленькое. Важно, что оно значимо для вас. Начну я. Затем я зажму конец нити, а клубок брошу кому-нибудь из вас. Этот человек скажет мне: «Я рад за Вас».
Участники занятия выполняют задание
Психолог: Посмотрите, какая паутинка у нас получилась. Что она символизирует?
Теперь будем разматывать паутинку. Расскажите о достижении того, кто бросил вам клубок, и верните его.
Рефлексия
- Легко ли было говорить о своих успехах?
- Узнали вы что-то новое о ком-то?
- Легко ли было радоваться за других?
Психолог: Сегодня мы поговорим об успешном человеке. Выясним, каким он должен быть. Корень этого слово - успех.
По толковому словарю С.И.Ожегова (Успешный - Заключающий в себе успех, удачный)
Успех - это
- Хорошие результаты в работе, учёбе.
- Общественное признание.
Как добиться успеха
В этом мире безумном?
Надо много трудиться
И стремиться быть умным.
Кругозор свой расширить,
Свой характер улучшить.
И немного усилий,
Чтобы выглядеть лучше.
Психолог: - Ребята, по вашему мнению, что такое успех?
Ответы участников занятия
Успех - это
- Удача в достижении чего-нибудь
- Общественное признание
- Хорошие результаты в работе, учебе
Чтобы добиться в чём-то успеха, наверное, надо в себе что-то воспитывать.
Воспитать себя - это непросто, но возможно.
2.2. Упражнение «Без ложной скромности»
Материалы: лист бумаги и карандаш каждому.
Психолог: Обычно людям нравится, когда их хвалят. Чья похвала для вас важна? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе?
Ответы участников занятия
Психолог: Когда мы говорим о себе что-то хорошее, это помогает нам добиться в жизни успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца сложные дела.
Я хочу, чтобы вы сейчас подумали о трёх вещах, которым вы хотели бы научиться или которые хотели бы делать лучше.
Потом представьте, что вы этого уже достигли.
Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я очень хорошо плаваю». Теперь возьмите лист бумаги и запишите это крупными буквами, украсьте, можно сделать красивую рамку и т.д.
Участники занятия выполняют задание.
Затем каждый ребёнок презентует свой «плакат».
Рефлексия
- Что чувствовали, когда говорили о себе?
- Окружающие вас чаще хвалят или недовольны вами?
- Что вы при этом чувствуете?
- А вы чаще себя хвалите или недовольны собой?
Ответы участников занятия
Психолог:Успешные люди честолюбивы. Они храбры.
Они верят в себя и свое дело. Они профессиональны. Они ответственны
Стать успешным мешают:
- сомнение в своих силах, неуверенность в себе;
- преждевременное разочарование;
- недостаток поддержки;
- нежелание перемен окружающими;
- реальные возможности (здоровье, возраст)
Психолог: Мы много говорим о том, как быть успешным и что для этого нужно делать. Однако во многом успешность зависит от характера человека. Например, любой человек может научиться рано вставать, но не каждый на это пойдет, и уж тем более не каждый человек сможет делать это регулярно. Так что достижение успеха конкретным человеком еще и определяется его характером, способностями, уровнем интеллекта.
2.3. Упражнение «Достижение цели»
Психолог: Ребята! Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь в этом учебном году, чему научиться. Подумайте, как без слов вы могли бы показать это группе. Можно объединяться в группы и помогать друг другу. Остальные будут угадывать.
Участники занятия выполняют задание
Рефлексия
- Трудно ли было выбрать важную цель?
- Верите ли вы, что можете достичь этой цели в поставленные сроки?
- Это будет легко?
Ответы участников занятия
III. Заключительная часть
Психолог: Ребята! Следующие строки для каждого из вас:
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь деревцем в долине, но только будь
Самым лучшим деревцем у родника.
Будь кустиком, если ты не можешь стать деревом.
Если ты не можешь быть кустиком, будь травой
И сделай дорогу счастливее.Если ты не можешь быть щукой, будь окунем -
Но будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой,
Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой.
Выигрываем мы или проигрываем - неважно,
Проявляй лучшее, что в тебе есть.
Психолог: Надеюсь, Вы для себя почерпнули многое из выше сказанного и в будущем станете успешными людьми!
3.1. Упражнение «Ладошки»
(Упражнение проводится ещё раз. См. начало занятия)
После завершения упражнения, желающие могут прокомментировать свое состояние.
Рефлексия.
- Какое упражнение показалось самым интересным?
- Какое самым трудным?
- Почему?
3.2. Ритуал прощания
Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «Желаем успехов всегда и во всем! До новых встреч!»
Психолог: Спасибо, до новых встреч!
Литература
- Грецков А.Тренинг общения для подростков. СПб., 2005.
- Научитесь мыслить позитивно! //Будем здоровы! Режим доступа: http://arushanov-robert.ru/2014/08/22/nauchites-myslit-pozitivno/
- Психология успеха // Referat. Режим доступа: https://xreferat.com/77/5752-1-psihologiya-uspeha.html