Час общения с психологом «Учимся быть успешными»

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель: укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью.

Задачи:

    учить детей в ходе занятия ставить конкретную цель и описывать её;
  • развивать в детях умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе;
  • воспитывать способность радоваться успехам других.

Оборудование: доска, экран, компьютер, клубок ниток, лист бумаги и карандаш каждому участнику, плакаты и наглядное оформление по теме занятия.

Участники: учащиеся 7-х классов

Ход занятия

I. Организационный момент

  • знакомство;
  • сообщение темы;
  • знакомство с правилами

1.1. Ритуал приветствия

Упражнение «Ладошки»

Психолог подходит к каждому ребёнку, поднося развёрнутые ладони. Если ребёнок готов к работе, открыт для общения, он показывает открытые ладони. Если настроение нейтральное, устал, точно не знает готов заниматься или нет, то одна развёрнута, а другая тыльной стороной. Если на работу не настроен, плохое настроение, показывает на обеих руках тыльную сторону.

II. Основная часть

2.1. Упражнение «Хвасталки»

Материалы: клубок ниток.

Психолог: Встаньте в один большой круг. Сейчас мы будем рассказывать друг другу о своих успехах. Ничего, что это будет похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что всегда найдётся сфера, где вы успешны. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для нас и тем легче каждому из нас быть успешными.

Сейчас каждый из нас подумает о своём достижении, не важно большое оно или маленькое. Важно, что оно значимо для вас. Начну я. Затем я зажму конец нити, а клубок брошу кому-нибудь из вас. Этот человек скажет мне: «Я рад за Вас».

Участники занятия выполняют задание

Психолог: Посмотрите, какая паутинка у нас получилась. Что она символизирует?

Теперь будем разматывать паутинку. Расскажите о достижении того, кто бросил вам клубок, и верните его.

Рефлексия

  • Легко ли было говорить о своих успехах?
  • Узнали вы что-то новое о ком-то?
  • Легко ли было радоваться за других?

Психолог: Сегодня мы поговорим об успешном человеке. Выясним, каким он должен быть. Корень этого слово - успех.

По толковому словарю С.И.Ожегова (Успешный - Заключающий в себе успех, удачный)

Успех - это

  • Хорошие результаты в работе, учёбе.
  • Общественное признание.

Как добиться успеха
В этом мире безумном?
Надо много трудиться
И стремиться быть умным.
Кругозор свой расширить,
Свой характер улучшить.
И немного усилий,
Чтобы выглядеть лучше.

Психолог: - Ребята, по вашему мнению, что такое успех?

Ответы участников занятия

Успех - это

  • Удача в достижении чего-нибудь
  • Общественное признание
  • Хорошие результаты в работе, учебе

Чтобы добиться в чём-то успеха, наверное, надо в себе что-то воспитывать.

Воспитать себя - это непросто, но возможно.

2.2. Упражнение «Без ложной скромности»

Материалы: лист бумаги и карандаш каждому.

Психолог: Обычно людям нравится, когда их хвалят. Чья похвала для вас важна? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе?

Ответы участников занятия

Психолог: Когда мы говорим о себе что-то хорошее, это помогает нам добиться в жизни успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца сложные дела.

Я хочу, чтобы вы сейчас подумали о трёх вещах, которым вы хотели бы научиться или которые хотели бы делать лучше.

Потом представьте, что вы этого уже достигли.

Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я очень хорошо плаваю». Теперь возьмите лист бумаги и запишите это крупными буквами, украсьте, можно сделать красивую рамку и т.д.

Участники занятия выполняют задание.

Затем каждый ребёнок презентует свой «плакат».

Рефлексия

  • Что чувствовали, когда говорили о себе?
  • Окружающие вас чаще хвалят или недовольны вами?
  • Что вы при этом чувствуете?
  • А вы чаще себя хвалите или недовольны собой?

Ответы участников занятия

Психолог:Успешные люди честолюбивы. Они храбры.

Они верят в себя и свое дело. Они профессиональны. Они ответственны

Стать успешным мешают:

  • сомнение в своих силах, неуверенность в себе;
  • преждевременное разочарование;
  • недостаток поддержки;
  • нежелание перемен окружающими;
  • реальные возможности (здоровье, возраст)

Психолог: Мы много говорим о том, как быть успешным и что для этого нужно делать. Однако во многом успешность зависит от характера человека. Например, любой человек может научиться рано вставать, но не каждый на это пойдет, и уж тем более не каждый человек сможет делать это регулярно. Так что достижение успеха конкретным человеком еще и определяется его характером, способностями, уровнем интеллекта.

2.3. Упражнение «Достижение цели»

Психолог: Ребята! Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь в этом учебном году, чему научиться. Подумайте, как без слов вы могли бы показать это группе. Можно объединяться в группы и помогать друг другу. Остальные будут угадывать.

Участники занятия выполняют задание

Рефлексия

  • Трудно ли было выбрать важную цель?
  • Верите ли вы, что можете достичь этой цели в поставленные сроки?
  • Это будет легко?

Ответы участников занятия

III. Заключительная часть

Психолог: Ребята! Следующие строки для каждого из вас:

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь деревцем в долине, но только будь
Самым лучшим деревцем у родника.
Будь кустиком, если ты не можешь стать деревом.
Если ты не можешь быть кустиком, будь травой
И сделай дорогу счастливее.

Если ты не можешь быть щукой, будь окунем -
Но будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой,
Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой.

Выигрываем мы или проигрываем - неважно,
Проявляй лучшее, что в тебе есть.

Психолог: Надеюсь, Вы для себя почерпнули многое из выше сказанного и в будущем станете успешными людьми!

3.1. Упражнение «Ладошки»

(Упражнение проводится ещё раз. См. начало занятия)

После завершения упражнения, желающие могут прокомментировать свое состояние.

Рефлексия.

  • Какое упражнение показалось самым интересным?
  • Какое самым трудным?
  • Почему?

3.2. Ритуал прощания

Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «Желаем успехов всегда и во всем! До новых встреч!»

Психолог: Спасибо, до новых встреч!

Литература

  1. Грецков А.Тренинг общения для подростков. СПб., 2005.
  2. Научитесь мыслить позитивно! //Будем здоровы! Режим доступа: http://arushanov-robert.ru/2014/08/22/nauchites-myslit-pozitivno/
  3. Психология успеха // Referat. Режим доступа: https://xreferat.com/77/5752-1-psihologiya-uspeha.html