Воспитание эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в процессе восприятия произведений искусства

Разделы: Работа с дошкольниками


В указе Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиций российских духовно-нравственных ценностей» определены цели, задачи, инструменты государственной политики в сфере традиционных ценностей, установлена значимость совершенствования форм и методов образования и воспитания, с целью более эффективного продвижения традиционных ценностей в молодёжной среде. Названы традиционные ценности, такие как:

  • историческая память и преемственность поколений, единство народов России,
  • приоритет духовного над материальным,
  • патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
  • гуманизм, милосердие, справедливость,
  • высокие нравственные идеалы, крепкая семья.

Поэтому, педагогический коллектив детского сада «Журавушка» ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево интенсивно внедряет в образовательный процесс детского сада инновационные технологии, методы, и формы работы с дошкольниками по этико-эстетическому воспитанию, в целях сохранения культурных традиций, памятников истории, архитектуры, популяризации народного искусства.

Широко используется в работе с дошкольниками метод проектов. Очень интересным получился проект «История космоса в рисунках». Актуальность проекта обусловлена тем, что он направлен на воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости за свою страну и её достижения в космической сфере.

Дети, при помощи взрослых получили новые знания о научных изобретениях, познакомились с изобретениями знаменитых русских ученых-конструкторов Циолковского, Королева и др. и, затем полученная информация была отражена в продукте проекта: детских рисунках и рассказах детей на тему «История космоса в рисунках».

Считаем проект очень важным для воспитания и сохранения культурного кода нации. Проект помогает не допустить забвения своих корней в национальном масштабе, даёт возможность дошкольникам стремиться к историко-культурной преемственности.

На практике мы убедились, что дети получили чрезвычайно интересный опыт. Они не просто рисовали, но и переживали историю страны. Была проведена огромная исследовательская работа, ведь такие рисунки нельзя сделать на пустом месте.

Кроме того, для формирования эмоциональной отзывчивости, в работе с дошкольниками использована новая форма совместной деятельности «Детская Ассамблея искусств». Была реализована такая интересная тема как «Начинается земля, как известно, от Кремля». На занятиях выяснилось, что у детей недостаточно знаний и представлений об истории столицы нашей Родины, о её достопримечательностях, о значении для России.

Дети захотели узнать, почему площадь называется Красной? Какие постройки есть на площади? Чем они знамениты? Почему их называют памятниками архитектуры? В какой одежде ходили люди? Где начинается русская земля?

После проведения познавательно-исследовательской деятельности с родителями в домашних условиях, изучения фактов, памятников архитектуры, достопримечательностей, дети, совместно с родителями сделали макеты, коллекцию русских народных костюмов для кукол, посуду и многое другое.

Выбранная форма «Ассамблея искусств» позволила каждому ребенку презентовать свою работу для сверстников и рассказать о её истории, эмоционально отозваться на красоту произведений искусств.

Детские работы получились замечательными, яркими, они сделаны с большой любовью. Ну а участие в Ассамблее искусств стало мощным инструментом воздействия на познавательное и художественно-эстетическое развитие дошкольников, способствовало реализации программы воспитания.

Кроме того, внедрено новое для нас интересное направление «Ресайклинг-Арт». Это превращение старых, отслуживших предметов быта в новые арт-объекты. Актуальность данного направления заключается в том, что оно направлено на этико-эстетическое воспитание дошкольников, носит социальный характер, позволяет привлечь внимание дошкольников к проблемам сохранения экологии нашей планеты.

В ходе создания экспонатов, моделей, инсталяций Космической архитектуры, дошкольники позволили бытовым отходам стать объектами творчества. Они придумали и изобразили жилища других планет, космические города, используя разнообразные материалы и бытовые отходы. В результате продуктом детской деятельности стала уникальная выставка.

Еще одной эффективной и интересной формой привлечения дошкольников к совместной деятельности стали арт-челленджи и различные акции, посвященные событиям в стране. Так дети, совместно с родителями активно участвовали в акции «Защитникам Отечества» в поддержку российских военных, участвующих в спецоперации. Получилось много рисунков, в которых дети выразили свою позицию. В дальнейшем все рисунки были объединены в ролик и размещены на сайте детского сада.

Актуальной для нас является работа мультстудии. В настоящее время важнейшими задачами ДОО в соответствии с ФГОС ДО являются усвоение детьми общечеловеческих ценностей, расширение кругозора, раскрытие у воспитанников творческих способностей. Как показывает опыт работы, развитие этих качеств у дошкольников возможно в том числе и через использование в работе с детьми мультфильмов, потому что события, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать, повышать осведомленность детей, развивать мышление, речь и воображение, формировать мировоззрение. А главное, что мультфильмы, созданы в некоей неповторимой манере. Практически каждый строится на какой-нибудь проблемной ситуации, которая может повстречаться малышу в жизни. За детской наивностью и внешней простотой сюжетной линии скрыты философские и даже вполне серьёзные темы, которые развивают мышление ребенка. Кроме того, в мультфильмах заложено много интересного и познавательного о природе, живописи, искусстве, правильном и безопасном поведении и многом другом.

На сегодняшний день в нашем детском саду над созданием с детьми мультфильмов работает команда единомышленников, рабочая группа педагогов. В нашем учреждении мультфильмы являются эксклюзивным продуктом совместной творческой деятельности. В создании мультфильмов принимают участие педагоги, родители, дети разных групп. Педагогами, совместно с дошкольниками и родителями за время работы мультстудии создана целая коллекция разнообразных мультфильмов, которая пользуется большой популярностью в детском саду. Некоторые из них уже стали победителями различных конкурсов.

В настоящее время в детском саду продолжается внедрение технологии «образовательное путешествие» с использованием маршрутной карты. Разработаны и проведены занятия на тему «Древняя Москва», «Спасская башня», «Теремной дворец московского Кремля», «Храм Василия Блаженного».

Использование вышеперечисленных технологий, форм и методов позволяет прививать дошкольниками уважение и любовь к Родине, традициям, помогает уже с детства развивать у детей интерес к истории Родины, её культурному наследию, чтобы в будущем они могли всё это сохранить и приумножить.