Особенности обучения английскому языку в первом классе

Разделы: Иностранные языки

Класс: 1

Ключевые слова: английский язык


Изучение иностранного языка в раннем возрасте (с 6 лет) довольно эффективно, так как именно дети младшего возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. Эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение иностранному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей.

Несколько лет назад в ГБОУ Школе №2070 был введен пропедевтический курс английского языка с 1-го класса как для билингвальных классов, так и для общеобразовательных. В связи с этим возникал ряд вопросов: со стороны педагогов - количество часов в неделю, содержание рабочей программы, особенности методики работы, УМК и др. материалы поскольку Федеральный государственный образовательный стандарт не включает в себя обучение иностранному языку ранее 2 класса; со стороны родителей - чему будут обучать, будут ли выставлять оценки и задавать домашнее задание, должны ли учащиеся уметь читать к концу 1 класса, качество используемых видеоматериалов и т.д. К сожалению, иногда тревожные родители, не знающие языка или имеющие свой неудачный опыт, заранее передают свое волнение детям.

Основной целью вводного курса является создание условий для активного, творческого развития личности, стимулирования интереса учащихся к изучению английского языка.

В процессе работы ставятся следующие задачи:

1. Обучающие:

  1. Обучать школьников английской разговорной речи;
  2. Вводить в разговорную речь основные речевые конструкции и обучать построению самостоятельных несложных фраз;
  3. Обогащать словарный запаса ребенка;
  4. Формировать первичные навыки диалогической и монологической речи;
  5. Разучивать доступные пониманию рифмовки, считалки и песенки;
  6. Развивать навыки общения по-английски между собой или со взрослыми в пределах четко продуманной игровой или семейно-бытовой ситуации;
  7. Развивать интеллектуальные способности, внимание, память;
  8. Создавать условия для коммуникативно-психологической адаптации детей раннего возраста к изучению иностранного языка.
  9. Расширять кругозор детей посредством знакомства с иноязычными праздниками, традициями, иностранными словами, вошедшими в русский язык.

2. Развивающие:

  1. Развивать у детей интерес к изучению английского языка.
  2. Развивать инициативность в обучении английскому языку.
  3. Развивать у детей устойчивое внимание, уверенность в собственных силах.
  4. Побуждать детей к общению с педагогом и друг с другом на английском языке.

3. Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям других народов на материале потешек, стихов, песенок; желания и умения войти в мир другой языковой культуры.
  2. Воспитывать коммуникативную личность, развивать y детей навыки общения.
  3. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения курса:

Предметные результаты:

  • Активно и адекватно использовать имеющийся словарный запас;
  • Пользоваться в повседневной жизни грамматическими конструкциями (речевыми образцами (выражениями)): Я… (имя) Мне (возраст), Я вижу…; Я умею…; Я люблю…; Я имею…;
  • Фонетически грамотно произносить звуки, отличные от русских;
  • Переводить слова с русского языка на английский и наоборот;
  • Показывать картинку с названным словом и называть, что или кто изображен на картинке;
  • Правильно использовать слова и выражения в монологической речи и в игровой деятельности;
  • Задавать и отвечать на вопросы разделов тем курса;
  • Участвовать в составлении диалогов;
  • Использовать в деятельности считалочки, рифмовки;
  • Уметь внимательно слушать речь педагога, перевод ее, опираясь на ключевые слова;
  • Разыгрывать небольшие сценки на английском языке с использованием игрушек.

Метапредметные результаты:

  • Уметь выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  • Взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей, соблюдать правила, участвуя в играх, работая в парах и группах;
  • Уметь действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики раздела;
  • Владеть умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта;
  • Оценивать свои успехи в изучении языка, развивая таким образом умение осуществлять самоконтроль, самооценку;

Личностные результаты:

  • Система ценностных отношений обучающихся к себе и к другим участникам образовательного процесса;
  • Положительное отношение к процессу обучения;
  • Умение самооценки результатов своей работы;
  • Умения работать в группах.

Особенностью обучения иностранному языку в 1ом классе является принцип опережающего развития устных видов речевой деятельности, аудирования и говорения. Главное внимание уделяется развитию разговорной речи и пополнению словарного запаса; знакомству с буквами алфавита, а также звуками (знаками транскрипции), чтобы облегчить задачу при обучении чтению и орфографии на начальных этапах во 2-м классе.

Отличительные особенности курса:

  • возможность начать обучение английскому языку в адаптационный период в занимательной форме;
  • обеспечение доступности каждому испытать свои силы в игровых формах занятий и прикладной проектной деятельности.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность урока должна учитывать нормы СанПин - https://www.garant.ru/article/1483113/ . Время начала курса в учебном году может быть отложено до ноября в связи с адаптационным периодом учащихся. Домашние задание не задаются и отметочное оценивание не используется.

Основные приемы и принципы обучения на первом году обучения в 1-м классе:

  1. Приветствие в максимально положительной атмосфере, мотивирование на интересный материал в начале занятия. Введение и усвоение базовой лексики и языковых структур возможно только в атмосфере позитива.
  2. Установка правил работы с первого занятия:
      своевременная и регулярная готовность к занятию
    • спрашивать разрешение ответить поднятой рукой
    • соблюдение очередности ответа
  3. Создание языковой среды на протяжении каждого занятия. Инструкции на английском должны быть произнесены/зачитаны учителем медленно, продемонстрированы примеры их выполнения для проверки правильности понимания, по необходимости следует использовать приемы развития компенсаторных умений (жесты, мимику, интонацию, перечисление альтернативных вариантов ответа, предметов среды, контекст…)
  4. Четкое произношение учителя - залог успешного процесса развития произносительных навыков учащихся младшего возраста. Необходимо регулярно возвращаться к ранее пройденному аудио- и видеоматериалу, хором отрабатывать произношение лексики прошлого занятия.
  5. Максимальное включение разных каналов восприятия информации.
  6. Максимально использование аудитивных способностей. Введение лексики через аудирование.
  7. Простые виды активности, т.к. на данном уровне учащиеся еще в процессе развития зрительно-моторной координации.
  8. Учителю необходимо регулярно хвалить и воодушевлять учащихся во время перемещения по классу, чтобы они получали удовольствие от работы максимально. Не стоит акцентировать внимание на ошибках - учитель проговаривает ненавязчиво верный вариант.
  9. Использование фантазии учащихся и их желания вжиться в роль какого-либо персонажа.
  10. Развитие умения работать во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса (одноклассниками) через игровые формы работы.
  11. Частая смена различных видов активности (каждые 5-10 минут) для удержания внимания, при этом методы работы должны быть предпочтительно знакомы - выполнение учебных задач, динамических упражнений, спокойные периоды (раскрашивание, рисование, изготовление поделок в соответствии с изучаемым материалом) и смена видов речевой деятельности (аудирование, говорение) в рамках одного урока.
  12. Молчание некоторых учащихся в начале процессе обучения - естественный процесс адаптации, во время которого информация для последующего воспроизведения накапливается через аудирование. Аудирование (аудио- и видеозаписей, речи учителя и речи одноклассников) реализуется с опорой на наглядность и контекст, цифровые, цветные, визуальные диктанты.
  13. Для отработки материала можно использовать логические задания; диалоги с простой практичной лексикой и ярким содержанием, наглядной опорой в виде постеров для инсценировки; песни на каждом занятии и их возможная инсценировка с использованием наглядности/наглядности-подсказок/костюмов; рифмовки, раскрашивание, упражнения на подбор соответствий, игры, настольные игры, прикладные мини-проекты.
  14. Использование раздаточного материала, вырезанных фигурок, игрушек; создание обстановки/среды для ролевой игры.
  15. Включение в ход занятия динамических пауз (физминуток), содержащих лексику текущих занятий.
  16. Обучение в сотрудничестве с одноклассниками: парная и групповая работа (с включением соревновательных моментов).
  17. Использование разнообразных форм поощрения (регулярная похвала, наклейки без оценочных надписей, клеевые стразы, светящиеся в темноте камешки, жетончики, бейджики, головные уборы (короны и пр.), сертификаты)
  18. Завершение урока на позитивном обобщении.
  19. Ведение портофлио учащихся для фиксации их достижений и отслеживания динамики (текущая работа по распечаткам из учебника, рабочей тетради, прописи; творческие работы - мини-проекты как наглядная опора для говорения), видеозаписи фрагментов уроков и мероприятий.

Виды деятельности:

  1. Работа над произношением (сказки, скороговорки, рифмовки, зарядки, жестикулирование).
  2. Работа с предметами (диалог с игрушкой, описание игрушки, игры, сказки).
  3. Работа с картинкой (описание, детализация, рассказ, диалог, игры, сравнение, воображение с прогнозированием).
  4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок, конкурс чтецов, разножанровая декламация, соревнования в командах и парах.
  5. Подвижные игры: игры с мячом, «цепочка» с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы, хороводы, команды в движении.
  6. Спокойные игры: загадки, кроссворды, лото.
  7. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты.
  8. Воспроизведение ситуативных диалогов.
  9. Инсценировка коротких рассказов и пьес.

Тематическое содержание выстраивается на основе УМК Spotlight Starter" и "Starlight Starter" и программа курса может быть выстроена дифференцировано в зависимости от направленности класса: один обязательный час по УМК "Spotlight Starter" для всех классов, второй дополнительный час параллельно, например, как бюджетный кружок по УМК "Starlight Starter".

Тематическое содержание на основе УМК "Spotlight Starter" с параллельным введением букв:

Раздел 1. Давай познакомимся

Страна английского языка. Знакомство: Приветствие. Как дела. Имя. Откуда ты. Сколько тебе лет. Прощание.

Моя семья. Мои друзья.

Буквы Aa, Bb, Cc, Dd.

Раздел 2. Моя школа

Числа 1-5. Цвета. Эмоции и настроение. Школьные принадлежности: портфель, пенал.

Буквы Ee, Ff, Gg, Hh.

Раздел 3. Моя комната

Игры. Игрушки. Числа 6-10.

Буквы Ii, Jj, Kk, Ll.

Раздел 4. Мои домашние животные

Домашние питомцы. Животные на ферме. Дикие животные. Любимые животные. Действия животных.

Буквы Mm, Nn, Oo, Pp.

Раздел 5. Моя еда

Овощи и фрукты. Обед. Чаепитие.

Буквы Qq, Rr, Ss, Tt, Uu.

Раздел 6. Моя малая родина

Родной город. На улицах моего города. Экскурсия. Музей. Каникулы. Где лучше отдыхать.

Буквы Uu, Vv, Ww, Xx, Yy, Zz.

Алфавит.

Пример дополнительных материалов:

  • Введение букв алфавита, первичное знакомство со звуками, отработка каллиграфии, накопление словарного запаса - Приложение 1:
  • Формирование первичных навыков чтения, закрепление каллиграфии, пополнение словарного запаса - Приложение 2:
      Актуализация букв и звуков - видео серии Early Phonics
    • Актуализация звуков и отработка правил чтения в словах, представленных в коротких видеосюжетах - серия Kids vs Phonics
    • Отработка и закрепление артикуляции звуков и правил чтения - пособие: Научись читать по-английски/ Л.А.Камионская. - Москва: Суфлёр, Ростов н/Д: Феникс, 2013.
    • Закрепление каллиграфии
  • Обобщение букв алфавита и способов их чтения, развитие орфографических навыков - Приложение 3:

Тематическое содержание на основе УМК "Starlight Starter"

(до августа 2023 г. ЭУП в МЭШ: Startlight Starter - ID:25508918)

Раздел 1. Давай познакомимся

Приветствие. Знакомство. Цвета.

Раздел 2. Мой портфель

Школьные принадлежности. Числа 1-5. Предметы одушевленные и неодушевленные.

Раздел 3. Дом, в котором я живу

Дом. Предметы мебели. Расположение предметов мебели. Где живут животные.

Раздел 4. Мои игрушки

Игрушки. Числа 6 - 10. Множественное число существительных. Сколько у тебя игрушек.

Раздел 5. Мое лицо

Части тела. Лицо. Чистота - залог здоровья. Мир животных.

Раздел 6. Моя еда

Еда, предпочтения. Полезная еда.

Раздел 7. Мои напитки

Напитки. Чаепитие в разных странах.

Раздел 8. Мои животные

Животные. Что умеют делать животные.

Раздел 9. Мои чувства

Чувства и ощущения. День и ночь. Животные ночью.

Раздел 10. Английский алфавит

Буквы A-D.

Буквы E-H.

Буквы I-L.

Буквы M-P.

Буквы Q-T.

Буквы U-X.

Буквы Y-Z.

Алфавит.

На сегодняшний день представлено огромное количество дополнительных материалов для изучения английского языка в общем доступе, что способствует сохранению и развитию мотивации учащихся, однако, при отборе, например, видео учителю крайне необходимо уметь критически анализировать его содержание и руководствоваться ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/