Конспект урока "Как живет семья"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Школа России»


Цель: Формирование представления о семье, о внутрисемейных отношениях, значимых событиях членов семьи.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать систему знаний о семье, о родственных отношениях между членами семьи;
  • научить оценивать характер взаимоотношений людей в семье с позиции этических чувств;

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, группировать, обобщать;
  • развивать умение работать в паре и самостоятельно.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к своей семье, способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью.
  • развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.

Формирование УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

  • осознавать необходимость бережного отношения к членам семьи; понимать значение семьи в нашей жизни (личностные УУД);
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала, высказывать свои предположения на основе изученного материала, принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД);
  • выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя, ставить проблему поискового характера; проводить рефлексию результатов деятельности; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи, (познавательные УУД);
  • слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; вступать в диалог; принимать активное участие в ходе урока, уметь договариваться, принимать общее решение (коммуникативные УУД).

Тип урока: изучение новых знаний.

Методы и методические приёмы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование.

  • Для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, карточки с вопросами, аудиозапись музыки для физминутки.
  • Для учащихся: учебник «Окружающий мир», 1 ч., А.А.Плешаков, набор карточек для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Мотивация

Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать?

II. Актуализация знаний. Определение темы урока

Учитель:

Давным-давно на далёком острове жил мальчик. Он жил один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик, очень старый и очень мудрый. "Куда ты идёшь?" - спросил старик. "Я иду искать место, где мне не будет так одиноко", - ответил мальчик. "Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной", предложил старик. Он привёл мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. "Посмотри! - сказал старик. - Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами". Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по - настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась….. семья.

- Молодцы! Вот вы узнали о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. (на доске тема)

Дети (читают хором): «Как живёт семья?» на доске

III. Целеполагание и мотивация

Учитель: - Нам предстоит большая и интересная работа. Используя слова-помощники и слово «семья», попробуем составить вопросы, на которые мы должны получить ответы.

1) Что такое ….семья?
2) Как называют членов …семьи?
3) Как нужно относиться к членам …семьи?
4) Как живет семья ?

IV. Изучение нового материала

Учитель: - Итак, ищем ответы на поставленные вопросы.

Первый вопрос: Что такое семья?

Выскажите своё мнение (Ответы детей). Скажите, а где мы можем посмотреть точное определение этого слова?

- Давайте посмотрим в толковом словаре Сергея Ожегова, что говорится о семье. (читает) «Семья - это группа родственников, живущих вместе». (на слайде)

- В одной семье могут жить люди разного поколения, т.е. люди разного возраста. Поколение - это люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса - младшее поколение. Ваши бабушки, дедушки - старшее поколение.

- Узнали мы , что такое семья? (Да). Тогда я поставлю знак «+» около вопроса (ставит)

- Ответим на второй вопрос. Как называют членов семьи? А поможет нам в этом учебник. Открываем учебник на стр.56-57.

Работа с учебником, стр. 56 - 57 (работа по иллюстрациям учебника)

Учитель: - Знакомьтесь: это семья первоклассницы Даши. А это семья первоклассника Алёши.

Рассмотрите рисунки. Посчитайте, сколько человек в каждой семье.

Перечислите членов этих семей.

Прочитайте, как зовут всех членов семьи Даши. Чем они занимаются? Посмотрите на Дашу и Петю. Что делает старший брат? Как вы думаете, как он относится к своей младшей сестрёнке?

Про обе семьи в учебнике сказано, что они очень дружные. Как вы понимаете выражение «дружная семья»?

У кого из вас, как вы считаете, дружная семья?

Учащиеся выполняют задание.

Почему вы так считаете?

- Мы уже поняли, что у каждого человека в семье своя роль.

Учитель спрашивает некоторых детей, обращаясь к ним по имени.

- .............., ты кто для мамы? (дочь)

- ……….., кто называет тебя сыном? (папа)

- .............., ты кто для бабушки? (внук)

- ……….., у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

-…………, у тебя есть сестра. Кто ты ей? (брат)

Молодцы, ребята, вы хорошо отвечали. Как вы думаете, мы ответили на второй вопрос? (Да). Тогда я поставлю знак «+» около вопроса «Как называют членов семьи?» (ставит)

Следующий вопрос: Как нужно относиться к членам семьи?

- На этот вопрос мы ответим, поработав в группах. Поделитесь, пожалуйста, на группы.

- Ребята, на ваших партах лежат карточки со словами (понимание, дружба, любовь, уважение, жадность, ссоры, мир, обман, труд, грубость). Выберите, из этих слов, только те, из которых, по вашему мнению, строится семья. И постройте домик из карточек-кирпичиков.

Групповая работа (одна группа работает у доски)

- Расскажите, из каких слов, вы построили свои домики? Почему? (Ответы детей)

- А кирпичики со словами жадность, ссоры, обман, грубость нам нужны? (нет).

- А что мы делаем с предметами, которые нам не нужны?

Давайте, также поступим с этими словами.
______________________________
- Вот как нужно относиться к членам семьи. Ответили мы на третий вопрос? (Да). Тогда я поставлю знак «+» около вопроса «Как нужно относиться к членам семьи?» (ставит)

Физкультминутка «Семья»

Мама, милая, родная, (ладони прикасаются к щекам, движения головой - влево - вправо)
Папа тоже дорогой. (вытягивают руки вперёд).
Бабушка совсем седая, (поглаживая виски в сторону затылка)
Дед уже не молодой. (поглаживание щёк вниз)
Брат похаживает в школу, (ходьба на месте)
А сестра лишь в детский сад, (сгибание ног в коленях)
Я скажу, ребята, смело (сгибание правой руки в локте, большим пальцем прикасаясь к груди)
Что семье я очень рад. (руки от груди разводят в стороны)

Учитель: У каждого народа есть свои обычаи и традиции в семьях. А вот какие традиции в семьях на Кавказе, расскажут ……Амина М, Ибрагим, Лана Х.

На Кавказе живут большими семьями, все друг другу помогают. Детей воспитывает не только семья, но и родня, все окружение, все общество. Любой старший брат может сделать замечание младшему или послать его с поручением по делам. Почет и уважение к старшему, одно из правил кавказских народов. Оказать почтение любому старшему, вставать при его появлении, уступать ему место, не вступать в разговор первым со старшим.

- Я желаю вам следовать этим традициям и с уважением относиться к членам своей семьи.

- А сейчас я вам предлагаю заглянуть в гости ещё в одну семью. (На экране фото нашего класса).

Правильно ли я сказала, называя наш класс семьей? (Да!)

- Вы молодцы, совершенно верно, наш класс это тоже огромная семья со своими традициями. И чтобы наша семья была дружной, счастливой, трудолюбивой, что мы должны делать? (Ответы детей)

- Как в любой семье, в нашей классной семье, нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы будем заботиться и помогать друг другу.

- Мы будем называть друг друга по именам. Дружить с каждым учеником класса. Помогать друг другу в учебе.

- А чего мы не будем делать?

- Мы не будем грубить друг другу. Пускать в ход кулаки. Говорить друзьям обидные слова.

- На какой из вопросов мы не нашли ответ.

Дети отвечают, что на вопрос «Как живет семья?» они не ответили.

- Правильно, вы ещё не рассказали об интересных событиях, которые происходят в жизни вашей семьи.

- Давайте послушаем ребят, которые подготовили проекты о своей семье.

(дети представляют проекты)

IV. Закрепление полученных знаний

- Итак, мы ответили на все вопросы.

- Вспомним ответы на вопросы, поставленные в начале урока, и еще раз на них ответим.

  • Что такое семья? (Ответы детей)
  • Как называют членов семьи? (Ответы детей)
  • Как нужно относиться к членам своей семьи? (Ответы детей)

ВЫВОД: Семья - это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная любовь и помощь, совместные труд и отдых.

V. Рефлексия

(фронтальная форма работы)


- На этом наше занятие подходит к концу. Если ли у вас всё получилось, и вы довольны нашей работой на занятии, поднимите солнышко, а если у вас возникли трудности или вам что-то было непонятно поднимите тучку.

- До свидания! До новых встреч!