Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логика»

Разделы: Информатика, Дополнительное образование


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для эффективного использования новейших достижений науки и техники мышление человека должно быть логически правильным.

Люди с давних времен стремились познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов. Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительна. Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет: «Разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логическому конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервным срывам».

Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности. В том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике, риторике, в творческом процессе и изобретательности.

Логическое мышление не является врожденным, но его можно и нужно развивать различными способами. Один из способов развития логического абстрактного мышления - это изучение законов логики. Другой способ развития мышления - решение задач.

Логическое мышление - основа образования, залог успешного понимания технических и гуманитарных дисциплин.

Элементы и основы математической логики заложены в логические элементы и логические устройства ЭВМ, в процедуры поиска информации в базах данных и в сети Интернет, а также в системах логического программирования.

Направленность программы

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Логика» имеет естественнонаучную направленность.

Актуальность программы

Воплощение в жизнь современных методов исследовательского обучения в образовании невозможно без понимания роли информации и информационных процессов в обществе, умения анализировать, кодировать и представлять данные, делать умозаключения, систематизировать и структурировать информацию, прогнозировать вариативность результата.

Новизна программы в том, что она сочетает в себе тематику, редко встречающуюся в дополнительном образовании. Можно найти дополнительные общеобразовательные программы по программированию, по логике для начальной школы и практически невозможно найти программу, в которой подробно рассматривается формальная логика от понятий до умозаключений, причем последние изучаются в игровой форме. А изучив теорию графов, ребята используют ее как инструмент практически во всех темах курса от логики до комбинаторики.

Нормативно-правовая основа разработки программы

Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242)
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 ").
  • Образовательная программа МАОУДО Центр «Диалог».
  • Учебный план МАОУДО Центр «Диалог».

Данная программа направлена на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, на умение анализировать и логически мыслить.

Цель программы: создание условий для формирования логического мышления, развития интеллектуальных способностей.

Задачи программы:

личностные:

  • формирование способности к организации своей деятельности - планирование цели и деятельности, осуществление контроля и оценки;
  • формирование ответственного отношение к выполняемой работе;
  • формирование ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности

метапредметные:

  • развитие потребности в саморазвитии, ответственности, активности, аккуратности;
  • развитие мотивации к процессу овладения логическим мышлением

образовательные (предметные:

  • развитие познавательного интереса к анализу и систематизации информации;
  • включение в познавательную деятельность в процессе приобретения знаний, умений и навыков логического мышления
  • развитие познавательных универсальных действий, которые включают в себя и логические задачи, а также постановку и решение проблемы.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является то, что она предназначена для обучающихся объединения «Компьютерная школа» второго года обучения по направлению WEB, является продолжение программы «Логика в информатике» и интегрирована с программой «WEB-конструирование», параллельное изучение которых необходимо для успешного овладения знаниями.

Адресат программы

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рекомендуется для обучающихся 14-16 лет.

Возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю: друзей, сверстников - одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи.

Ведущая деятельность в этом возрасте - учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы.

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.

Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание - приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.

Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14-16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

В обучении учебные предметы начинают уже выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения. В то же время в отличие от младшего возраста, в котором ребенок с большим интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности.

При обучении детей данного возраста рекомендовано соблюдать некоторые правила: контроль преподносить как заботу; не критиковать подростка в присутствии других; не бояться признаваться в своих ошибках; объяснять мотивы своих требований и поощрять их обсуждение с подростком; в некоторых ситуациях просить совета (помощи) как у равного или старшего; относиться мудро к "срывам" в поведении подростка.

Объем и срок освоения программы

Предполагаемый объем учебного времени на весь период обучения и необходимый для освоения программы составляет 1 год обучения (62 учебных часа).

Формы обучения

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса

Данная программа предполагает занятия в группе с основным составом обучающихся возраста 14-16 лет. Состав группы - постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год - 62. Одно занятие в неделю. Продолжительность одного занятия 2 учебных часа (40 минут+10 минут перерыв+40 минут).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе:

Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • понятие дерева-графа;
  • основные формы мышления - понятие, высказывание (суждение), умозаключение, силлогизм;
  • логическую символику;
  • основные логические функции (логические связки);
  • приоритеты логических операций;
  • понятие таблицы истинности;
  • алгоритм построения таблицы истинности
  • законы алгебры логики;
  • понятия база данных;
  • понятия, база знаний.

Обучающиеся должны уметь:

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • строить дерево поиска решения;
  • составлять формулу суждения;
  • строить таблицы истинности;
  • упрощать логические функции;
  • формализовать несложные высказывания;
  • записывать высказывания с помощью логических переменных и логических операций;
  • решать логические задачи различными способами;
  • составлять факты, правила, запросы в Прологе;
  • выводить умозаключение, строить силлогизм.

Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в итоге изучения программы:

  • личностные качества: личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся и нравственно-этическое оценивание, смыслообразование (соотношение цели действия и его результата);
  • учебно-познавательные компетенции: умение поставить задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; умение анализировать и синтезировать новые знания, умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
  • социально-коммуникативные компетенции - умение вступать в диалог и вести его, умение спокойно отстаивать свое мнение, соотносить свои желания с интересами других людей;
  • информационные компетенции - умение получать и структурировать информацию, используя различные источники.

Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы:

Личностные результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории на следующей ступени образования;
  • формирование навыков социального поведения;
  • формирование общей культуры обучающегося;
  • социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели, формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения образовательных и познавательных задач;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • самообразование обучающегося в процессе организации проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Предметные результаты:

  • теоретическое и практическое освоение образовательной программы;
  • формирование и развитие компетентности в изучаемой области.

Формы аттестации:

Аттестация обучающихся производится в соответствии с «Положением об итоговой и промежуточной аттестацией обучающихся в МАОУДО Центре «Диалог». Основной формой аттестации считается зачет-незачет по общеобразовательной общеразвивающей программе, который складывается из следующих составляющих:

  • самостоятельная работа,
  • практические задания,
  • зачетные итоговые работы,
  • беседы, опросы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

журнал посещаемости, практическая работа, индивидуальные задания, зачетные работы, аналитическая справка, отзыв детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, итоговые работы, конкурсы и мероприятия различного уровня.

Календарный план мероприятий

Уровень

Название

Форма проведения

Сроки

1

Диалог

Телеконференция

очная

октябрь-ноябрь

2

Федеральный

Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» (урокцифры.рф)

онлайн

сентябрь-апрель

Материально-техническое обеспечение

  • Компьютерный класс
  • 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 24" Monitor
  • доска с маркерами
  • экран и проектор

Программная поддержка:

  • Операционная система Windows
  • Стандартные программы Windows: графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, калькулятор.
  • Электронные таблицы Microsoft Excel.
  • Дистанционной платформа для проведения занятий https://moodle.dialog-el.ru/
  • Язык логического программирования ПРОЛОГ
  • Телеконференция
  • Электронные учебники

Информационное обеспечение

Дидактический материал разработан для каждого занятия, оформлен в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint. В программе Microsoft Word разработаны раздаточный материал с заданиями для индивидуального и группового выполнения обучающимися. Презентации используются для наглядной подачи информации на большом экране с одновременным ее комментированием.

Кадровое обеспечение

Реализовывать данную общеобразовательную общеразвивающую программу может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы, владеющий компетенциями, необходимыми для организации занятий обучающихся, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.

Список литературы для педагога

  1. Андреева Е., Фалина И. системы счисления и компьютерная армфметика. Изд. 2-е - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
  2. Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л.Босова, И.Н.Фалина - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Гетманова А.Д. Логика: для педагогических учебных заведений. - М.: Новая школа. 1995.

Список литературы для обучающихся и родителей

  1. Березина Л.Ю. Графы и их применение: Популярная книга для школьников и преподавателей. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
  2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. Учебник. М.: Космополис, 1994.