ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для эффективного использования новейших достижений науки и техники мышление человека должно быть логически правильным.
Люди с давних времен стремились познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов. Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительна. Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет: «Разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логическому конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервным срывам».
Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности. В том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике, риторике, в творческом процессе и изобретательности.
Логическое мышление не является врожденным, но его можно и нужно развивать различными способами. Один из способов развития логического абстрактного мышления - это изучение законов логики. Другой способ развития мышления - решение задач.
Логическое мышление - основа образования, залог успешного понимания технических и гуманитарных дисциплин.
Элементы и основы математической логики заложены в логические элементы и логические устройства ЭВМ, в процедуры поиска информации в базах данных и в сети Интернет, а также в системах логического программирования.
Направленность программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Логика» имеет естественнонаучную направленность.
Актуальность программы
Воплощение в жизнь современных методов исследовательского обучения в образовании невозможно без понимания роли информации и информационных процессов в обществе, умения анализировать, кодировать и представлять данные, делать умозаключения, систематизировать и структурировать информацию, прогнозировать вариативность результата.
Новизна программы в том, что она сочетает в себе тематику, редко встречающуюся в дополнительном образовании. Можно найти дополнительные общеобразовательные программы по программированию, по логике для начальной школы и практически невозможно найти программу, в которой подробно рассматривается формальная логика от понятий до умозаключений, причем последние изучаются в игровой форме. А изучив теорию графов, ребята используют ее как инструмент практически во всех темах курса от логики до комбинаторики.
Нормативно-правовая основа разработки программы
Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242)
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 ").
- Образовательная программа МАОУДО Центр «Диалог».
- Учебный план МАОУДО Центр «Диалог».
Данная программа направлена на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, на умение анализировать и логически мыслить.
Цель программы: создание условий для формирования логического мышления, развития интеллектуальных способностей.
Задачи программы:
личностные:
- формирование способности к организации своей деятельности - планирование цели и деятельности, осуществление контроля и оценки;
- формирование ответственного отношение к выполняемой работе;
- формирование ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности
метапредметные:
- развитие потребности в саморазвитии, ответственности, активности, аккуратности;
- развитие мотивации к процессу овладения логическим мышлением
образовательные (предметные:
- развитие познавательного интереса к анализу и систематизации информации;
- включение в познавательную деятельность в процессе приобретения знаний, умений и навыков логического мышления
- развитие познавательных универсальных действий, которые включают в себя и логические задачи, а также постановку и решение проблемы.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предназначена для обучающихся объединения «Компьютерная школа» второго года обучения по направлению WEB, является продолжение программы «Логика в информатике» и интегрирована с программой «WEB-конструирование», параллельное изучение которых необходимо для успешного овладения знаниями.
Адресат программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рекомендуется для обучающихся 14-16 лет.
Возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики
С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю: друзей, сверстников - одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.
Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи.
Ведущая деятельность в этом возрасте - учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы.
Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.
Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание - приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14-16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.
В обучении учебные предметы начинают уже выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения. В то же время в отличие от младшего возраста, в котором ребенок с большим интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности.
При обучении детей данного возраста рекомендовано соблюдать некоторые правила: контроль преподносить как заботу; не критиковать подростка в присутствии других; не бояться признаваться в своих ошибках; объяснять мотивы своих требований и поощрять их обсуждение с подростком; в некоторых ситуациях просить совета (помощи) как у равного или старшего; относиться мудро к "срывам" в поведении подростка.
Объем и срок освоения программы
Предполагаемый объем учебного времени на весь период обучения и необходимый для освоения программы составляет 1 год обучения (62 учебных часа).
Формы обучения
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса
Данная программа предполагает занятия в группе с основным составом обучающихся возраста 14-16 лет. Состав группы - постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год - 62. Одно занятие в неделю. Продолжительность одного занятия 2 учебных часа (40 минут+10 минут перерыв+40 минут).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе:
Обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- понятие дерева-графа;
- основные формы мышления - понятие, высказывание (суждение), умозаключение, силлогизм;
- логическую символику;
- основные логические функции (логические связки);
- приоритеты логических операций;
- понятие таблицы истинности;
- алгоритм построения таблицы истинности
- законы алгебры логики;
- понятия база данных;
- понятия, база знаний.
Обучающиеся должны уметь:
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- строить дерево поиска решения;
- составлять формулу суждения;
- строить таблицы истинности;
- упрощать логические функции;
- формализовать несложные высказывания;
- записывать высказывания с помощью логических переменных и логических операций;
- решать логические задачи различными способами;
- составлять факты, правила, запросы в Прологе;
- выводить умозаключение, строить силлогизм.
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в итоге изучения программы:
- личностные качества: личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся и нравственно-этическое оценивание, смыслообразование (соотношение цели действия и его результата);
- учебно-познавательные компетенции: умение поставить задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; умение анализировать и синтезировать новые знания, умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
- социально-коммуникативные компетенции - умение вступать в диалог и вести его, умение спокойно отстаивать свое мнение, соотносить свои желания с интересами других людей;
- информационные компетенции - умение получать и структурировать информацию, используя различные источники.
Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы:
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории на следующей ступени образования;
- формирование навыков социального поведения;
- формирование общей культуры обучающегося;
- социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели, формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения образовательных и познавательных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- самообразование обучающегося в процессе организации проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Предметные результаты:
- теоретическое и практическое освоение образовательной программы;
- формирование и развитие компетентности в изучаемой области.
Формы аттестации:
Аттестация обучающихся производится в соответствии с «Положением об итоговой и промежуточной аттестацией обучающихся в МАОУДО Центре «Диалог». Основной формой аттестации считается зачет-незачет по общеобразовательной общеразвивающей программе, который складывается из следующих составляющих:
- самостоятельная работа,
- практические задания,
- зачетные итоговые работы,
- беседы, опросы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, практическая работа, индивидуальные задания, зачетные работы, аналитическая справка, отзыв детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, итоговые работы, конкурсы и мероприятия различного уровня.
Календарный план мероприятий
№ |
Уровень |
Название |
Форма проведения |
Сроки |
1 |
Диалог |
Телеконференция |
очная |
октябрь-ноябрь |
2 |
Федеральный |
Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» (урокцифры.рф) |
онлайн |
сентябрь-апрель |
Материально-техническое обеспечение
- Компьютерный класс
- 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 24" Monitor
- доска с маркерами
- экран и проектор
Программная поддержка:
- Операционная система Windows
- Стандартные программы Windows: графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, калькулятор.
- Электронные таблицы Microsoft Excel.
- Дистанционной платформа для проведения занятий https://moodle.dialog-el.ru/
- Язык логического программирования ПРОЛОГ
- Телеконференция
- Электронные учебники
Информационное обеспечение
Дидактический материал разработан для каждого занятия, оформлен в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint. В программе Microsoft Word разработаны раздаточный материал с заданиями для индивидуального и группового выполнения обучающимися. Презентации используются для наглядной подачи информации на большом экране с одновременным ее комментированием.
Кадровое обеспечение
Реализовывать данную общеобразовательную общеразвивающую программу может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы, владеющий компетенциями, необходимыми для организации занятий обучающихся, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.
Список литературы для педагога
- Андреева Е., Фалина И. системы счисления и компьютерная армфметика. Изд. 2-е - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
- Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л.Босова, И.Н.Фалина - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Гетманова А.Д. Логика: для педагогических учебных заведений. - М.: Новая школа. 1995.
Список литературы для обучающихся и родителей
- Березина Л.Ю. Графы и их применение: Популярная книга для школьников и преподавателей. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
- Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. Учебник. М.: Космополис, 1994.