В первый год своей педагогической деятельности у меня возник вопрос: «Как увлечь каждого ученика предметом, чтобы не убить в нем охоту учиться?»
Я стала изучать и искать наиболее эффективные технологии с целью повышения познавательного интереса у учащихся.
И наиболее эффективными для меня стало использование информационно-коммуникативных технологий.
Информационно-коммуникативные технологии - это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи»
Я считаю, что в современном образовательном процессе не достаточно наполнить ученика знаниями, как сосуд, а необходимо зажечь каждого из них, как факел и научить учиться.
Основной идеей использования информационных технологий считаю стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
При работе с использованием информационно-коммуникативными технологиями поставила для себя следующие цели и задачи:
Цели:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- повысить эффективность процесса обучения;
- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
- профессиональная самореализация, через использование мультимедиа технологий в учебно-воспитательном процесс
Задачи:
- применение на уроках готовых электронных ресурсов и продуктов, и создание своих;
- повышения познавательных интересов учащихся через применение информационно-коммуникативных технологий.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных учителю.
Хотелось бы рассказать о тех, которые я наиболее часто и эффективно использую на своих уроках и внеурочной деятельности.
1. Уроки с использованием презентаций, подготовленных к уроку учителем
Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен. Готовая продукция даёт возможность использовать в одной презентации карты, рисунки, портреты знаменитых людей края, видеофрагменты и т.д. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
2. Уроки, на которых учащиеся представляют свои презентации
Чаще всего это уроки кубановедения, окружающего мира и литераурного чтнеия.
При подготовке презентации, ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, преобразуя её в совершенно новый продукт.. http://school-collection.edu.ru/catalog/ единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3. Уроки с использованием образовательных онлайн платформ
Образовательных онлайн платформ на просторах интернета большое количество. Хочу показать вам те, которые использую в своей работе.
- Яндекс учебник
- Учи.ру
- леарнинг аппс.орг - создание интерактивных мультимедийных упражнеий
Чем удобно и эффективно использование этих учебных платформ?
В первую очередь, хотелось бы сказать о том, что на всех этих платформах можно не только пользоваться готовыми материалами, но и создавать их самой учитывая уровень подготовки своих учеников и возрастные особенности, т.е. предлагать разно уровневые задания, тем самым создавать ситуацию успеха для каждого ученика.
Следующий плюс этих платформ в том, что ученики могут выполнять задания дома, в удобное для них время и комфортных условиях
Еще немало важное преимущество в том, что учитель может производить контроль выполнения созданных им заданий.
И что хочется еще отметить, это еще одна мотивирующая деталь этих ресурсов - это наградные материалы, которые получают дети в результате успешных выполнений заданий.
Задания на этих платформах я более эффективно использую на этапах закрепления и обобщения знаний.
Таким образом, применение средств новых информационно-коммуникативных технологий на уроках для повышения познавательных интересов учащихся показало, что в сочетании с традиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения.
Использование ИКТ позволяет добиться более высокого уровня наглядности изучаемого материала, активизирует все виды памяти.
Уроки с использованием ИКТ способствуют повышению интереса учащихся к предмету и более качественному усвоению знаний.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.