Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка при изучении рифмованных текстов

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе является важной потребностью современного общества. В условиях огромного потока информации предъявляются более высокие требования и к тем, кто учится, и к тем, кто учит. Учащийся должен получить всестороннее развитие, приобрести необходимую культуру, воспитанность, готовность включаться в профессиональную деятельность. Учитель - обеспечить воспитание широко образованной, социально активной личности, а это возможно только при условии повышения качества учебно-воспитательного процесса. Владение иностранным языком - это средство, с помощью которого человек получает возможность не только обогатить свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, но и возможность оценивать чужую мысль и выражать свое отношение к чужой культуре, чужому творчеству.

Коммуникативно-ориентированный подход в обучении является на сегодняшний день самым востребованным и приоритетным. От коммуникативной ситуации во многом зависит набор компонентов умений, реализуемых в каждом конкретном случае. Коммуникативный метод предусматривает не только тщательный отбор коммуникативных ситуаций, но и их осознание со стороны учащихся. Эффект обучения выражается не в количестве выученных слов, грамматических правил, но в развитии личности, а это достигается только тогда, когда ученик в процессе речевой деятельности реализует какой-то свой жизненный опыт, приобретает для себя что-то новое, переходит на другой более высокий уровень понимания и оценки событий. Немаловажную роль играет здесь и роль учителя, который выступает уже в роли консультанта, советника, который организует ход событий на уроке, помогает ученику самому найти путь к овладению нужной информацией. Использование таких технологий способствует устранению психологических барьеров, создается побуждающая к творчеству обстановка. Залогом успеха я считаю взаимоотношения с учащимися. Важно попытаться понять каждого, научить ребят учиться, развивать их творческую инициативу, включать в активную мыслительную и речевую деятельность. Основным материалом, подлежащим усвоению, является тот, который представлен в учебнике, но работа с ним организуется таким образом, что упражнения перестают быть упражнениями, а становятся речевой ситуацией и выполняются в форме игры. Практика показала, что нестандартные формы и приемы наиболее действенны, так как при их применении учащиеся охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают и, главное, умеют им пользоваться. Каждый момент процесса обучения нуждается в выборе таких форм, приемов и методов, которые подходят к данной теме. Опираясь на опыт преподавания, я пришла к выводу, что использование коммуникативно-ориентированных заданий с поэтическими текстами на уроках иностранного языка позволяет учащимся прочно усвоить структуры предложений различных коммуникативных типов, временные формы глагола и успешно использовать их в повседневной практике. У ребят исчезает страх перед грамматикой, они лучше усваивают её через рифмованные структуры.

Неограниченные возможности при работе с рифмованными стихами для отработки грамматических правил позволяют, во-первых, не только заинтересовать учащихся творческой деятельностью, но и привлечь к активному участию в выполнении упражнений - формируется внутренняя мотивация школьников, которая в дальнейшем может обернуться глубоким интересом к изучению языка в целом.

Во-вторых, креативный подход к грамматике избавляет от скучного, бесполезного зазубривания правил-инструкций и, наоборот, развивает память, мышление, творческие способности учащихся. "Ведь для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать". (Р.Декарт).

Каждый современный учитель старается преподнести учебный материал в ненавязчивой и занимательной форме, чтобы повысить мотивацию у учащихся. При изучении иностранного языка в начальной школе многие дети и родители сталкиваются с рядом проблем, которые в последствие, приводят к снижению интереса к изучаемому предмету. Поэтому, очень важно учителю, работающему в начальных классах, прививать интерес с первого года обучения, разрабатывать уроки с применением различных инновационных технологий, ориентироваться на каждого ребенка, как на креативную личность. Сильное эмоциональное и мотивационное воздействие на личность производят рифмы. Помочь учителю преуспеть в своих начинаниях может рифмование.

Общеизвестен тот факт, что у детей младшего школьного возраста хорошо развита долговременная память. Исходя из этой особенности, целесообразно использовать различные рифмовки при обучении чтению, лексике, грамматике на уроках английского языка. Заучивание наизусть коротких стихов и рифмовок, безусловно, помогает совершенствовать и корректировать произносительные навыки, развивает память и чувство ритма, значительно увеличивает словарный запас обучающихся.

На своих уроках рифмованные тексты я использовала, как элементы различных игр, для тренировки произносительных навыков, при проведении физкультразминок. Они делают урок разнообразнее, ярче, интереснее. Занятия с применением рифмованных текстов обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере.

Рифмовки помогали мне реализовывать многие методические задачи, такие как:

  • Отработка произносительных навыков.
  • Введение и активизация лексических единиц в речи.
  • Тренировка и закрепление грамматического материала.
  • Обучение чтению.

Рифмованные структуры и креативные упражнения можно успешно использовать не только при работе с младшими школьниками, но и на средней и старшей ступенях обучения. Их можно использовать:

  • на этапе презентации нового грамматического явления;
  • на этапе формирования рецептивных навыков, узнавание той или иной грамматической формы;
  • при формировании продуктивных грамматических навыков говорения (упражнения на подстановку, трансформацию, расширению структур и комбинирование нового грамматического материала с ранее изученным);
  • как источник для организации речевой зарядки;
  • в качестве релаксации, для снятия напряжения или усталости в середине урока.

Очень эффективно я использовала рифмовки для изучения букв английского алфавита.

Представляя новую букву, мы проговариваем рифмовку, где встречаются слова с этой буквой. Чтобы запомнить графическое изображение буквы, необходимо записать эту рифмовку на доске или показать в презентации, выделив нужную букву в словах. Для лучшего запоминания рифмовок, возможна «инсценировка» рифмовки, то есть изображение жестами того, о чем говориться в рифмовке.

Примеры рифмовок для изучения букв английского алфавита:

  • Letter Ii - I like hiking and cycling.
  • Letter Ee - Please, feel at ease.
  • Letter Uu - I like unusual tunes in music. It's amusing.
  • Letter Ww - Why, Willy? Why, Willy? Why, Willy, why?

Для успешного запоминания правил чтения и распознавания этих правил в словах возможно использование игры «Rhyme-chain». Учащимся дается исходное слово, они по цепочке (друг за другом) называют слова в рифму. Учитель предварительно объясняет, что должно использоваться одно правило чтения.

Пример:

  • Take - make - shake - cake - … .
  • Bad - sad - mad -dad - …

Я использую различные рифмовки для развития навыков произношения. При составлении таких рифмовок необходимо учитывать то, что тренируемый звук должен неоднократно повторяться в одной фразе.

Примеры:

  • Red Rabbit eat orange carrot. Звук [r]
  • A bear brings a basket of berries to bears. Звук [b]
  • Hunters hunt for hares in the hunting. Звук [h]

Обучение лексике происходит намного интереснее, когда учитель использует рифмованные стихи для отработки выражений. Огромный интерес у учащихся вызывают короткие и простые рифмовки, в которых мы знакомились с новыми лексическими единицами. Обогащение словарного запаса является одним из основных, качественных показателей работы учителя. Для активизации речевой деятельности обучающихся важно, чтобы любая произносимая на занятии фраза была ситуативно обусловлена, широко использовались возникающие естественные ситуации, вызывающие желание высказаться. Проблема создания на занятии условий, приближенных к реальному общению, остается одной из центральных в методике активизации речевой деятельности. Одним из способов стимулирования естественного иноязычного общения предлагаю забавные стихотворения и рифмовки. При работе с такими заданиями варианты ответов бывают и остроумные, и оригинальные, и просто правдоподобные. Процесс творческого мышления захватывает учеников, превращаясь в увлекательную игру, а желания высказать свою версию создает естественную речевую ситуацию.

Детям в школе очень сложно и неинтересно оперировать сложными грамматическими конструкциями. А ведь успешное овладение грамматической стороной речи определяется как раз способностями учащихся к восприятию и использованию грамматических структур в собственных высказываниях. Поэтому, неоценимую помощь в работе с грамматическими конструкциями могут оказать рифмовки. Они способствуют лучшему запоминанию и дальнейшему употреблению грамматических клише в речи. Применение игровых методов обучения может помочь избежать монотонности и однообразия в работе над грамматическим материалом и сделать скучную работу более интересной и увлекательной.

Я, исходя из целей и задач урока, опираясь на свой творческий потенциал, использовала рифмовки в различных тренировочных грамматических упражнениях.

Примеры:

1) Грамматическое явление - порядок слов в утвердительном предложении. Учащимся дается задание воссоздать текст стихотворения, выстроив в правильной последовательности данные вразброс слова в каждой строчке так, чтобы получилась рифма.

Very kind is my mother. My mother is very kind.
Very brave is my father. My father is very brave.
Very naughty is my sister. My sister is very naughty.
Very strange is this Mister. This Mister is very strange.

2) Грамматическое явление - глаголы в 3 лице единственного числа в настоящем времени. Выполнить упражнение письменно и озвучить. Задание - правильно вставить глаголы. Глаголы написаны на доске.

I like parrots,
So I have a parrot.
My parrot eats the carrot.
Ann likes snakes,
So she has a snake.
Her snake doesn't eat the cake.

3) Учащимся даётся задание вставить апострофы (' или 's) там, где необходимо, и объяснить почему так, а не иначе:

My father name is Sam,
My mother name is Ann,
My brother name is James,
My sister name is Jane.
My aunts names are Polly and Mary,
My uncles names are Paul and Harry,
My grandparents names are Tom and Kelly
And my name is Helen.
Who am I?
Im Sam and Ann daughter,
Tom and Kelly granddaughter,
James and Jane sister,
Polly, Mary, Paul and Harry niece.

Итак, стремясь активизировать мыслительную и речевую деятельность каждого, воспитывать думающую и творческую личность, я использую приемы и формы работы, которые позволяют этого достичь. Я пришла к выводу, что использование рифмовок на уроках английского языка дает огромное пространство для творческой деятельности учителя и ученика. Рифмовки по своей сути многофункциональны и дают учителю необходимые ресурсы для обучения различным аспектам языка. При помощи рифмовок учитель может не только обучать, но и развивать память, внимание, мышление и воображение. Уроки с применением рифмовок всегда динамичные, живые, насыщенные, ученики активные, раскрепощенные. Применение рифмовок способствует повышению мотивации и развитию коммуникативной компетенции.

Литература

  1. Драгункин А.Н. Английская грамматика в стихах. Запоминалки. Издательский дом «АНДРА-С» - Санкт-Петербург,2008.-288с.
  2. Ткачева Е.Л.Английский язык. 2-4 классы: Практическая лексика и грамматика в тестах и упражнениях. Издательство «Учитель» Волгоград.,2007.-223с.
  3. Майборода С.А. Музыкальная грамматика. Библиотечка «Первого сентября», Москва, Чистые пруды, 2010.
  4. Фурсенко С.В. Грамматика в стихах: Веселые грамматические рифмовки английского языка. - СПб.: КАРО,-160с.