Урок биологии в 7-м классе "Растения семейства Злаковые"

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель: Определить характерные признаки растений, относящихся к семейству Злаковые, класса Однодольные, рассмотреть их применение в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Задачи:

  • Образовательные: выявить основные признаки растений, относящихся к семейству Злаковые, класса Однодольные, определить их области применения человеком.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность, умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
  • Воспитательные: Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни.

УУД

  • Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики.
  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Планируемые результаты

  • Предметные: знать характерные признаки растений, относящихся к семейству Злаковые, класса Однодольные, их применение в жизни и хозяйственной деятельности человека, приводить примеры.
  • Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации, анализировать, сопоставлять и находить ответ на проблемный вопрос
  • Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование: гербарии растений семейства Злаковые, проросшие побеги растения овес.

Ход урока

На столе стоит тарелка с маленькими, теплыми кусочками бородинского хлеба.

Учитель: Ребята, вы чувствуете запах хлеба? Вкусно пахнет? Попробуйте, хлебушек, вкусно?

А теперь скажите, из чего делают хлеб. (Из муки) А из чего делают муку?

(Зерновки пшеницы). Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Мы сегодня поговорим о растениях сем Злаковые (Мятликовые), класс Однодольные, отдел Покрытосеменные.

Посмотрите на гербарии растений, который лежит у вас на столе, на проросшие побеги растения овес. Давайте рассмотрим растения и определим, по каким признакам эти растения можно отнести к семейству злаковые, к классу Однодольные.

Заполните таблицу в тетради.

Назовите характерные признаки, растений, которые относятся к классу Однодольные (мочковатая корневая система, в семени одна семядоля, параллельное жилкование листьев).

Назовите признаки, характеризующие, что эти растения относятся к семейству Злаковые (плод зерновка, стебель соломина, полый внутри, соцветие сложный колос).

Среди растений нашей планеты, злаки занимают особое положение. Они произрастают всюду, где земля не покрыта льдом, - доходят до северного и южного пределов распространения цветковых растений, поднимаются высоко в горы, и к самой границе ледников. Во всех растительных сообществах злаки играют главную роль.

Злаки - основная культура в сельском хозяйстве, без них жизнь человека сейчас просто немыслима. Ведь именно злаки являются основными пищевыми растениями для большинства населения Земли. И они же - одни из главных кормовых растений в животноводстве.

Рассмотрим основные представители семейства Злаковые.

Сообщения, подготовленные учащимися, презентация.

Растения семейства злаки

Но есть и необычные для нас растения семейства Злаковые. Рейграс французский (родственник овса), могар, бор (итальянское просо), гоми, чумиза, пайдза (родственны просу), а также джугара (в Средней Азии возделывается как хлебная, кормовая и техническая культура).
Злаковые растения широко используются в народном хозяйстве, в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности.

Учитель: Ребята, на столе у вас стоят чашечки с разными зерновыми культурами. Рассмотрите их и назовите для приготовления, каких блюд используют эти злаковые культуры.

Хлебные злаки

Каша, самое распространенное блюдо, в кухнях разных народов мира. Каша, как самостоятельное блюдо, всегда занимала почётное место на русском столе. Ели кашу не только в будни, ею угощали гостей, ставили на стол в торжественном случае. В Древней Руси «Кашей» называли свадебный пир. Она была символом мира, дружбы: заключая мировой договор, наши предки варили кашу и ели ее вместе с бывшим врагом в знак дружественного союза. Если договорённость не достигалась, говорили: «С ним каши не сваришь». Отголоски этих событий дошли до нас в пословице. В народных сказках и преданиях каша олицетворяла богатство, благополучие. «Щи да каша - пища наша», - говорил народ.

Учитель: назовите пословицы и поговорки о кашах, о зерновых культурах.

Учащиеся отвечают по домашним заготовкам:

  • гречневая каша - матушка наша, а хлеб ржаной - отец родной;
  • каша - кормилица наша;
  • русского мужика без каши не накормишь;
  • кашу маслом не испортишь;
  • каша-то густа, да чашка пуста;
  • где щи да каша - там и наши.

Сообщение учащихся.

Из манной крупы можно приготовить самое деликатесное горячее сладкое блюдо, это «Гурьевская» каша. В неё добавлены растёртые с сахаром желтки, взбитые белки, обжаренные грецкие орехи, консервированные фрукты, молочные пенки.

Гурьевская каша названа по фамилии большого гурмана графа Гурьева.

Граф купил крепостного повара, приготовившего это блюдо в его честь. Звали кулинара Захар Кузьмин.

Крупы являются ценным продуктом питания, содержащим углеводы, белки, жиры, витамины группы В. При недостатке этого витамина в организме люди становятся раздражительными, плохо спят, разрушается нервная система. Белковое голодание приводит к тяжёлым расстройствам здоровья.

Марко Поло попробовал блюдо, которое китайцы готовили, отваривая в воде тонкие трубочки теста. Такие трубочки он увёз в Европу. Уже в 14-м веке они вошли в итальянскую кухню и изготавливались кустарным способом. С 18-го века Италия наладила фабричное производство макаронных изделий и стала вывозить их в соседние страны - по всему свету.

Первая макаронная фабрика в России появилась в 1797-м году в Одессе.

Эксперимент

В чашках крупы риса, овса, ячневая крупа, манная и названия каш, соотнесите их названия и чашки с крупами.

Закрепление в виде теста.

Учитель: Ребята, сегодня вы узнали много нового. Какой вывод вы можете сделать из того, что услышали?

Вывод: Растения семейства Злаковые, имеют определенные признаки - плод зерновка, стебель соломина, полый внутри, соцветие сложный колос.

Растений, которые относятся к классу Однодольные, имеют определенные признаки - мочковатая корневая система, в семени одна семядоля, параллельное жилкование листьев.

Человек использует зерновки злаковых растений в пищевой промышленности, для приготовления множества вкусных блюд кухни разных народов мира.

Урок окончен.