Арт-терапия - методика развития при помощи художественного творчества, применяется как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы и формы организации обучения. При подготовке к занятиям педагог подбирает такие методы и приемы, которые направлены не столько на заучивание и воспроизведение знаний (опрос, объяснение нового материала, его закрепление), сколько на активизацию продуктивного мышления (методы активного социально-психологического обучения). Необходимость изучения и исследования арт-терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране настало время интенсивного творческого развитие и психотерапии, активного освоения её новых форм, моделей и внедрение отдельных приемов в опыт работы с детьми младшего школьного возраста. Когда ребенок передает в игре или на бумагу свои психические состояния, эмоции, чувства, переживания - он возвращается в мир творчества, возвращается к себе самому.
Проблема психического и творческого состояния и его коррекции рассматривается в отечественной и зарубежной психологии и искусстве в разных теоретических контекстах.
Впервые значение понятия психическое состояние определил Н.Д.Левитов в своем исследовании как «целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических и творческих процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности». Раскрывая значение этого понятия, Н.Д.Левитов отмечает, что психическое состояние зависит от значимости ситуации для человека; «является как переживанием, так и деятельностью»; представляет собой целостную структуру эмоциональных и познавательных компонентов [2].
В работах И.М.Сеченова о психических и творческого состояниях позволило сформировать принцип обратной связи в формировании и течении психических и творческого состояниях, ставшего впоследствии одним из важнейших принципов системной организации психической деятельности человека, понимании к области психических и творческих состояний относятся аффективные проявления (эмоции, аффекты), перцептивные процессы, а также мотивационные состояния. Этот подход явился методологической основой при реализации арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста. Возможности групповой арт-терапии: позволяет развивать ценные социальные навыки; связанна с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы; формирует благополучные межличностные отношения.
Существуют различные виды арт-терапии. Изотерапия - один из эффективных методов в педагогической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения и гибкости мышления, зрительно-моторной координацией. Использование рисованной терапии наиболее эффективно в младшем школьном возрасте. Развивая свое творчество посредством рисования, ребенок невольно создает образы, которые вызывают у него эмоции.
Техники рисования, применяемые нами в практической работе: рисование пальчиками; рисование ладошкой; оттиск печатками из картофеля; оттиск поролоном; оттиск смятой бумагой; восковые мелки (свеча) и акварель; монотипия предметная; монотипия пейзажная; цветной граттаж; кляксография обычная; кляксография с трубочкой; набрызг; отпечатки листьев (рисунок 1)
Рисунок 1 - Работы детей младшего школьного возраста с использованием различных арт-терапевтических техник
В дальнейшем возможно проведение конкурса между отдельными группами или отдельными образовательными организациями «Самый креативный» для детей младшего школьного возраста. Целью такого конкурса является создание условий для развития и реализации творческих способностей дошкольников, выявление и поддержка наиболее одаренных детей младшего школьного возраста. Задачами конкурса являются: поиск новых эффективных методов развития творческих и коммуникативных способностей детей младшего школьного; развитие новых эффективных форм сотрудничества и взаимодействия дошкольных образовательных учреждений города;поиск и пропаганда современных методов и приёмов развития познавательной активности, любознательности и творческих способностей дошкольников; стимулирование педагогов ОУ к творческому, авторскому подходу в организации работы по творческому развитию школьников.
К участию в конкурсе приглашаются команды школ города в составе трёх человек или более из числа детей младшего школьного возраста, по 1й команде от ОУ.
Таким образом, реализация арт-терапевтических техник в работе с детьми младшего школьного играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Список литературы
- Ланге Н.Н. Психологические исследования. Одесса, 1893.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
- Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. - М.: Наука, 1973.