Проект "Время героев": использование поискового материала по теме «Наша школа и Великая Отечественная война» на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание, Мастер-класс

Ключевые слова: школьный музей


Сегодня уже никто не будет спорить с утверждением, что одна из главных задач современной школы заключатся в том, чтобы наши ученики стали настоящими гражданами и патриотами своей страны.

Именно с этих позиций мы и подходим к вопросам обучения и воспитания ребят в нашей школе.

Центром патриотического и гражданского воспитания молодежи в нашей школе мы считаем музей истории школы, который с недавнего времени является партнером музея Победы в Москве.

Музей в нашей школе был открыт 4 ноября 1977 г. В апреле 1987 года музей истории школы получил свой первый документ - государственное свидетельство.

Наш музей содержит много документов, материалов, фотографий, которые стали основой внеурочной работы по истории, патриотическому и гражданскому воспитанию наших ребят.

Музей в нашей школе является неотъемлемым звеном общего образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием актива музея.

Музей способствует социализации и самореализации подростков и старших школьников в коллективной творческой деятельности средствами краеведения. Важна роль музея в создании условий для более активного включения учащихся в поисковую и исследовательскую работу, связанную с историей школы, её педагогического коллектива, учеников.

Большое значение играет тот факт, что активисты музея на школьном, городском и краевом уровне показывают свои знания, умения и навыки, связанные с начальным этапом приобщения к исследовательской деятельности и пропагандой научных знаний среди учащихся школы.

Наши юные краеведы неоднократно становились призерами городских, краевых и всероссийских конкурсов, неоднократно были награждены в рамках партнерской работы с Музеем Победы в Москве. А недавно члены совета музея Шустова София и Золотуев Владимир побывали на первой всероссийской музейной смене в детском центре «Океан». Там они рассказывали ребятам со всей страны про работу нашего музея.

Материалы музея стали основой внеурочной деятельности по истории в нашей школе. Мы проводим музейные уроки. Рассказываем ребятам о истории нашей школы, которая несомненно является частью истории России.

Сегодня в нашем музее 12 разделов.

  1. «Первые страницы»
  2. «Они учились в нашей школе»
  3. «Наши директора»
  4. «Учителя-выпускники нашей школы»
  5. «Сердце, отданное детям»
  6. «Наша школа и война»
  7. «Пионерия и комсомол»
  8. «Наши добрые дела»
  9. «Его имя носит наша школа»
  10. «Наши достижения»
  11. «Школьные традиции»
  12. «Наш школьный музей»

2023-2024 год стал для школы юбилейным. Нашей школе исполнилось 100 лет. Два года мы готовились к этому событию. Очень помогла возможность использовать внеурочную деятельность.

Ребята старшеклассники смогли:

  • Оцифровать наиболее ценные документы (воспоминаний, фото, видеоматериалов) и вещественных экспонатов по истории школы,
  • Учащихся школы были привлечены к исследованию, изучению и сохранению истории страны путём обращения к материалам музея и материалам семейных архивов,
  • Готовые оцифрованные материалы использовались учителями и учащимися на уроках и во внеурочной деятельности,
  • Были созданы интернет-страницы, сайты, аккаунтов в социальных сетях, виртуальные экскурсии и пр.

Внеурочная деятельность помогла нам принять участие в проекте РОСТ (создание в школе пространства для рекреационно образовательной среды отдыха и творчества). Наш музей получил грантовую поддержку. На эти средства была закуплена новая мебель в музей, экспозиционные витрины.

Многое было сделано и по подготовке к юбилею школы. Результаты этой работы мы показываем нашим школьникам, выпускникам прошлых лет.

Был разработана программа внеурочной деятельности по краеведению для учеников 5-7 классов под названием «Мой родной Владивосток», которая успешно реализуется в школе в рамках гражданского и патриотического воспитания учеников.