Конспект урока по окружающему миру "Охрана природы"

Разделы: Начальная школа, Экология

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: окружающий мир, охрана природы


Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

Цель урока:

  • обобщить знания о правилах поведения в лесу, около водоёмов;
  • показать отрицательное воздействие человека на природу, формировать бережное, отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • учить учащихся устанавливать связь между деятельностью человека, неживой и живой природой;
  • учить анализировать факты; делать выводы и обобщения;
  • обосновать основные правила поведения в природе,
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать гуманное отношение к природе.

Формирование УУД

  • Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты охраны окружающего мира; устанавливать причинно-следственные связи человека с природой;
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • Коммуникативные: принимать участие в работе группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.
  • Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране.

I. Организационный момент

Наблюдения за погодой

А начнем мы наш урок с упражнения «Погода».

- Какой сегодня день недели?

- Какое число и месяц? Какая сегодня погода?

- Какое состояние неба?

- Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?

II. Актуализация знаний

1) - Вы очень наблюдательны. Молодцы! Об объектах какой природы мы говорили? (Об объектах неживой природы) (ветер, солнце, воздух)

- А что вы можете сказать о состоянии живой природы? (Почки на деревьях набухли. Показалась травка. Утром слышен щебет птиц, они уже начали вить гнезда и т.д.)

2)

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло - голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Туча в небе проплывает.

Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг …(природа).

На доске появляется запись природа

3) Игра "Не ошибись!" Если слышите предметы живой природы, то хлопаете в ладоши, если неживой топаете.

(Воробей, камни, вода, звёзды, берёза, песок, земля, волк, дождь, солнце, человек, облако, бабочка, медведь, сосулька, грибы, ветер)

III. Самоопределение к деятельности

Отгадаем загадки.

Отвечают хором.

(На столах листочки, один ученик пишет буквы)

- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк) (напишите 2 букву отгадки -О)

- В красной шапочке грибок
Хочет прыгнуть в кузовок,
Но грибник брать не спешит,
Ведь красавец ядовит! (Мухомор) (напишите 3 букву отгадки - Х)

- На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белёные, шапочки зелёные. (Берёзы) (назовите 3 букву - Р)

- По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка) (назовите 5 букву - А)

- На свинью похож, а в лесу живёт. (Кабан) (напишите - 5 букву отгадки - Н)

- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее …(Лиса) (напишите 4 букву отгадки - А)

- Какое слово получилось? Охрана

- Наша тема урока? Соедините два слова охрана + природа=Охрана природы

(на доске)

- О чём будем говорить на уроке? Какую цель на этом уроке поставим перед собой? (Как правильно вести себя на природе)

IV. Работа по теме урока

1) - Доскажите слово.

Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно - комаров.
Там всегда полно чудес -
Я люблю прогулки в … (Лес)

- Куда сейчас направимся? (В лес)

Отправляемся в путешествие.

Посмотрите, как красиво в лесу, птички поют, много насекомых.

2) Работа в группах (Обсуждение)

Звучат звуки леса

- Какое значение лес имеет для человека?

Ответы учеников:

- Собираем грибы, ягоды (В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи)

- Место отдыха (В лесу человек отдыхает, совершает прогулки в лес, организует игры на свежем воздухе, т.к. в лесу чистый воздух, очень красиво)

(В лесу растёт очень много лекарственных растений, которыми лечатся человек и животные)

- Красота. Лес встречает нас своей красотой, дарит нам положительные эмоции, радует разнообразием красок и ароматов.

- Лёгкие планеты (чистый воздух)

- Источник древесины (Из древесины делают различные изделия. Строят дома, изготавливают мебель, учебники, тетради, школьные принадлежности: карандаши, линейки и т.д., посуду, сувениры и игрушки)

(Приём «Кластер»)

2) Работа по рисункам. Каждой группе по одному рисунку.

Звучат звуки леса

Что угрожает лесу? Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Презентация (вырубает деревья, неумеренно охотится, оставляет костёр непотушенный, мусор вываливает).

- Какой вред наносит человек, вырубая очень много деревьев?

При вырубке гибнут не только деревья, но и большинство лесных обитателей (птицы, звери, насекомые). Многие вещи сделаны из древесины. Книги, тетради сделаны из бумаги, которую тоже делают из древесины, поэтому вырубают леса. 1 дерево растет более 100 лет.

Проблемный вопрос. Как должен поступить человек? Ему нужна древесина?

Не печатать книги?

- Как помочь лесу? (сажать деревья, 80 кг макулатуры сохраняют 1 дерево). Наша школа участвовала в сборе макулатуры и заняла в городе 1 место. На следующий год мы тоже будем участвовать в сборе макулатуры, поэтому можно заранее приготовить макулатуру. А макулатура идёт на переработку и можно использовать как сырьё.

Вывод. Нельзя незаконно вырубать деревья!

- Какой вред наносит человек природе, когда незаконно охотится? Люди охотятся на животных. На Земле много исчезающих видов животных. Неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. Можно охотиться, только получив разрешение. Вывод Нельзя охотиться на редких видов животных.

(прикрепляется к доске ОХРАНА ПРИРОДЫ)

- Какой вред наносит человек природе, вываливая, оставляя мусор? Ужасно, когда среди мягкой травы босую ногу подкарауливает острый осколок стекла или край консервной банки.

Вывод. Нельзя оставлять в лесу мусор! (прикрепляется к доске ОХРАНА ПРИРОДЫ)

- Какой вред наносят природе пожары? Как правильно разжечь костёр?

Нельзя разжигать костёр! Во время пожара погибают лесные жители.

Как возникает пожар в лесу?

Вывод. Нельзя разводить в лесу костёр! (прикрепляется к доске ОХРАНА ПРИРОДЫ)

Если хочется делать шашлыки на природе. Как быть? (в специально отведённых местах можно делать шашлыки)

- Какой вред наносит человек природе, собирая очень много лекарственной травы?

Вывод: Собирать лекарственные травы в тех местах, где их много! (прикрепляется к доске ОХРАНА ПРИРОДЫ) Надо собирать только знакомые лекарственные травы.

4) Составление правил поведения в лесу. Разбор ситуации. Правила на с правой стороны доски. Один ученик из группы выходит и находит своё правило, прикрепляет к ОХРАНЕ ПРИРОДЫ.

Ситуация для 1 группы

Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь? Когда лучше собрать букет цветов: в начале прогулки или по пути домой?

Правило №1. Не рви в лесу цветы и травы!

Ситуация для 2 группы

В лесу встретились красивые незнакомые ягоды, хочется попробовать. Как быть?

Правило №2. Никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения. (Они могут быть ядовитыми.)

Ситуация для 3 группы

Ты встретил ребят, которые очень громко слушают музыку. Что им посоветуешь? Почему?

Правило №3. Не шумите в лесу! (Ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые. Испугаются лесные жители)

Ситуация для 4 группы

Долго ходили в лесу устали и проголодались. Вышли на поляну. Ваши действия?

Правило №4. Не оставляй в лесу мусор! (На доске есть правило)

Ситуация для 5 группы

Твой друг обнаружил в лесу муравейник. Вокруг него и на нём много муравьев. Но ему стало интересно, что, же там внутри него? Взял палку и стал его ворошить. Что ты ему скажешь?

Правило №5. Не разоряй муравейники! Нельзя разрушать муравейники!

5) Приём «Инсерт»

Текст Муравьи

Ученики ставят знаки V,+,-,?. Читают новые для них информации.

Муравьев называют «санитарами леса», и это не случайно. Муравьи поедают вредных насекомых наряду с птицами, но делают это в 20 раз быстрее. За минуту приносят 20 вредных насекомых. За одно лето жители одного муравейника способны уничтожить несколько миллионов вредителей.

Муравьи трудолюбивые и дружные насекомые. Они никогда не спят, круглые сутки собирая продукты для пропитания и материал для строительства своих муравейников. Они очень маленькие, но несмотря на это муравей легко поднимает и несет на себе груз, который в сто раз больше его собственного веса.

Способствуют распространению растений: когда муравьи перетаскивают найденные семена к себе в дом в качестве пищи, часть их теряется и таким образом растения заселяют новые территории.

Муравьи - важное звено в пищевой цепи лесных обитателей, ведь они являются кормом для многих птиц.

Птицы используют муравьёв не только как корм, но и как лекарство - чтобы уничтожить нательных паразитов, они «купаются» в муравейниках.

Иногда муравьи селятся в мёртвых деревьях, помогая их разложению. Так очищают лес от трухлявых, гнилых, больных деревьев.

Муравьи - очень преданные насекомые, они готовы на все ради своей семьи, например, если муравей заражен смертельной болезнью, то он сразу покидает гнездо и идет умирать в одиночестве, чтобы не навредить другим.

V

+

-

?

- У кого больше +?

- Что узнали нового? (Ученики зачитывают из текста что узнали нового.)

6) Составление правил поведения в лесу. (продолжение)

Ситуация для 1 группы

Твой товарищ увидел интересное гнездо и полез на дерево. Что ему скажешь?

Правило № 6. Не разоряй птичьи гнёзда, не трогай яйца птиц!

Ситуация для 2 группы

Увидел детей, которые ломают ветки или пытается поцарапать своё имя на коре дерева. Что им скажешь?

Правило №7. Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев!

Ситуация для 3 группы

Увидел в лесу ежонка. Он один. Тебе захотелось ему помочь. Как быть?

Правило №8. Не забирай из леса домой животных!

Ситуация для 4 группы

Вам встретились грибы. Как правильно их собирать?

Правило № 9. Собирай только знакомые грибы! Не вырывай и сбивай грибы, даже не съедобные! (Только под присмотром взрослых)

Ситуация для 5 группы

В лесу вам встретилась очень большая гусеница. Как ты поступишь?

Правило №10. Самое важное не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.

7) Правила любителей природы (на доске ОХРАНА ПРИРОДЫ) НА ДОСКЕ

Приём «Кластер»

ОХРАНА ПРИРОДЫ

  • Не рви в лесу цветы и травы!
  • Не разоряй муравейники!
  • Не шуми в лесу!
  • Не оставляй в лесу мусор!
  • Не разводи в лесу костёр!
  • Не разоряй птичьи гнёзда, не трогай яйца птиц!
  • Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев!
  • Не забирай из леса домой животных!
  • Собирай только знакомые грибы! Не вырывай и сбивай грибы!
  • Никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения.
  • Собирать лекарственные травы, если её много.
  • Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, бабочек червячков.
  • Нельзя незаконно вырубать леса.

(Каждая группа выходит и закрепляет знаки охраны природы.)

V. Физминутка электронная. Лесные зверята

VI. Работа по учебнику

Стр.52-53.

- Рассмотрите рисунок на с.52 и расскажите, что угрожает природа?

- Кто виноват во всех проблемах? (человек)

- Как связаны между собой человек и природа? (Мы зависим от воздуха, воды, растений, животных. Природа также зависит от нас)

Люди зависят от природы: от воздуха, воды, растений и животных.

Но природа зависит от людей.

1) - Все живое дышит ВОЗДУХОМ и этот воздух должен быть чистым. Много заводов и фабрик, из труб идёт ужасный черный дым . Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. В сутки автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов.

- Проблемный вопрос. Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом и не болели? (Обсуждение вопроса в группе)

1. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Небольшой хвойный лес очищает в год 35 т пыли. Лиственный лес - 70 т пыли. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько нужно одному человеку. Наш город окружен лесами.

2. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.

Проблемный вопрос (закрыть заводы)

- Но ведь если закрыть все заводы и фабрики, мы не сможем жить; папам и мамам негде будет работать, да и мы все не сможем обойтись без многих предметов. (нужно поставить очистные сооружения на трубы, чтобы отходами не загрязнять природу)

- Ребята, у кого из ваших родителей есть машины?

- А как вы думаете, они загрязняют воздух?

Проблемный вопрос. - Так что же теперь, уничтожить все машины? (нет, сажать больше деревьев)

*Беседа о городе.

Какие зоны отдыха в нашем городе для детей и взрослых построены? (каскад прудов, городской парк, парк «Здоровье», городское озеро)

2) Проблемный вопрос. Пресной ВОДЫ на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. Люди загрязняют водоемы, выбрасывая мусор-банки, стекло, моют машины на берегу рек и озёр. Это очень опасно для рыб и для самого человека. Некоторые предприятия сбрасывают отходы, вредные вещества в реки. (Обсуждение вопроса в группе)

- В реки сливается маслянистая жидкость, В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. Вода в реке станет непригодной не только для питья, но и для купания. А как помочь речкам и озёрам?

  • Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
  • Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
  • Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать…
  • Ловить рыбу не сетями. а удочкой.

3) Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы численность ЖИВОТНЫХ не уменьшалась? (Обсуждение в группе.)

Главное правило - не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. - Ребята, как помочь природе?

4) Проблемный вопрос. Растения. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами? (Обсуждение в группе.)

  • Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки.
  • Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
  • Охранять деревья.

Проблемный вопрос.

- А ведь книга сделана из бумаги, которую сделали из древесины, значит, спилили дерево. Что же, не нужно выпускать книги? (дети затрудняются с ответом)

- Как помочь природе?

Учебник с.53.

Сажать леса, строить очистные сооружения и установки для очистки от дыма, ограничить лов рыбы, не ловить красивых насекомых и не собирать букетов из дикорастущих растений)

VII. Работа в рабочих тетрадях стр. 40-41

VIII. Итог

Поиграем в игру «Можно-нельзя» (дети отвечают хором).

- Ломать ветки деревьев и кустарники (нельзя)

- Сажать больше деревьев (можно)

- Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

- Ходить только по тропинкам (можно)

- Рвать большие букеты цветов (нельзя)

- Любоваться цветами, красотой природы (можно)

- Оставлять мусор в лесу (нельзя)

- Собрать мусор в яму и закопать (можно)

- Разжигать костры в лесу (нельзя)

- Беречь лес от пожара (можно)

- В лесу шуметь (нельзя)

- Собирать одному в лесу ягоды и грибы(нельзя)

- Ходить с родителями в лес. (можно)

- Увидев в чаще леса красивую полянку, убегать от взрослых.(нельзя)

- Обижать, ловить, пугать насекомых и животных.(нельзя)

- Заботиться о природу.(можно)

IX. Рефлексия

Звучит песня о лесе

- Дерево настроения.

На доске у нас с вами дерево «настроения», где вы себя видите на этом уроке? Для этого возьмите листочки покрасьте их. Заклейте его на нашем «дереве настроения». (красный - у вас не всё получилось, задания были сложные, желтый - задания чуть-чуть сложные, зелёный - у вас всё получилось и задания понравились)

И чтобы эти правила запомнились ещё лучше мы с вами оформим вот такой плакат: «Берегите природу!». Сейчас вы нарисуете знаки, на которых изобразите какое-нибудь правило охраны природы. И мы прикрепим их на наш плакат, который поможет изучить правила поведения в природе и ребятам других классов нашей школы, вашим родным и друзьям.

Дети рисуют знаки. Прикрепляют их на ватман, оформляя коллаж.

Если останется время, тогда творческое задание: Создать запрещающий экологический знак.

Примерные темы:

  1. «Не разрушайте муравейники»,
  2. «Запрещается громко слушать музыку»,
  3. «Запрещается ловить рыбу»,
  4. «Запрещается ловить бабочек» или на свой выбор учащихся.