Тип урока: обобщения и систематизация знаний.
Цель урока:
- обобщить знания о правилах поведения в лесу, около водоёмов;
- показать отрицательное воздействие человека на природу, формировать бережное, отношение к природе.
Планируемые результаты:
- учить учащихся устанавливать связь между деятельностью человека, неживой и живой природой;
- учить анализировать факты; делать выводы и обобщения;
- обосновать основные правила поведения в природе,
- развивать наблюдательность;
- воспитывать гуманное отношение к природе.
Формирование УУД
- Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты охраны окружающего мира; устанавливать причинно-следственные связи человека с природой;
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- Коммуникативные: принимать участие в работе группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.
- Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране.
I. Организационный момент
Наблюдения за погодой
А начнем мы наш урок с упражнения «Погода».
- Какой сегодня день недели?
- Какое число и месяц? Какая сегодня погода?
- Какое состояние неба?
- Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?
II. Актуализация знаний
1) - Вы очень наблюдательны. Молодцы! Об объектах какой природы мы говорили? (Об объектах неживой природы) (ветер, солнце, воздух)
- А что вы можете сказать о состоянии живой природы? (Почки на деревьях набухли. Показалась травка. Утром слышен щебет птиц, они уже начали вить гнезда и т.д.)
2)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло - голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Туча в небе проплывает.Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг …(природа).
На доске появляется запись природа
3) Игра "Не ошибись!" Если слышите предметы живой природы, то хлопаете в ладоши, если неживой топаете.
(Воробей, камни, вода, звёзды, берёза, песок, земля, волк, дождь, солнце, человек, облако, бабочка, медведь, сосулька, грибы, ветер)
III. Самоопределение к деятельности
Отгадаем загадки.
Отвечают хором.
(На столах листочки, один ученик пишет буквы)
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк) (напишите 2 букву отгадки -О)- В красной шапочке грибок
Хочет прыгнуть в кузовок,
Но грибник брать не спешит,
Ведь красавец ядовит! (Мухомор) (напишите 3 букву отгадки - Х)- На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белёные, шапочки зелёные. (Берёзы) (назовите 3 букву - Р)- По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка) (назовите 5 букву - А)- На свинью похож, а в лесу живёт. (Кабан) (напишите - 5 букву отгадки - Н)
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее …(Лиса) (напишите 4 букву отгадки - А)
- Какое слово получилось? Охрана
- Наша тема урока? Соедините два слова охрана + природа=Охрана природы
(на доске)
- О чём будем говорить на уроке? Какую цель на этом уроке поставим перед собой? (Как правильно вести себя на природе)
IV. Работа по теме урока
1) - Доскажите слово.
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно - комаров.
Там всегда полно чудес -
Я люблю прогулки в … (Лес)
- Куда сейчас направимся? (В лес)
Отправляемся в путешествие.
Посмотрите, как красиво в лесу, птички поют, много насекомых.
2) Работа в группах (Обсуждение)
Звучат звуки леса
- Какое значение лес имеет для человека?
Ответы учеников:
- Собираем грибы, ягоды (В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи)
- Место отдыха (В лесу человек отдыхает, совершает прогулки в лес, организует игры на свежем воздухе, т.к. в лесу чистый воздух, очень красиво)
(В лесу растёт очень много лекарственных растений, которыми лечатся человек и животные)
- Красота. Лес встречает нас своей красотой, дарит нам положительные эмоции, радует разнообразием красок и ароматов.
- Лёгкие планеты (чистый воздух)
- Источник древесины (Из древесины делают различные изделия. Строят дома, изготавливают мебель, учебники, тетради, школьные принадлежности: карандаши, линейки и т.д., посуду, сувениры и игрушки)
(Приём «Кластер»)
2) Работа по рисункам. Каждой группе по одному рисунку.
Звучат звуки леса
Что угрожает лесу? Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Презентация (вырубает деревья, неумеренно охотится, оставляет костёр непотушенный, мусор вываливает).
- Какой вред наносит человек, вырубая очень много деревьев?
При вырубке гибнут не только деревья, но и большинство лесных обитателей (птицы, звери, насекомые). Многие вещи сделаны из древесины. Книги, тетради сделаны из бумаги, которую тоже делают из древесины, поэтому вырубают леса. 1 дерево растет более 100 лет.
Проблемный вопрос. Как должен поступить человек? Ему нужна древесина?
Не печатать книги?
- Как помочь лесу? (сажать деревья, 80 кг макулатуры сохраняют 1 дерево). Наша школа участвовала в сборе макулатуры и заняла в городе 1 место. На следующий год мы тоже будем участвовать в сборе макулатуры, поэтому можно заранее приготовить макулатуру. А макулатура идёт на переработку и можно использовать как сырьё.
Вывод. Нельзя незаконно вырубать деревья!
- Какой вред наносит человек природе, когда незаконно охотится? Люди охотятся на животных. На Земле много исчезающих видов животных. Неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. Можно охотиться, только получив разрешение. Вывод Нельзя охотиться на редких видов животных.
(прикрепляется к доске ОХРАНА ПРИРОДЫ)
- Какой вред наносит человек природе, вываливая, оставляя мусор? Ужасно, когда среди мягкой травы босую ногу подкарауливает острый осколок стекла или край консервной банки.
Вывод. Нельзя оставлять в лесу мусор! (прикрепляется к доске ОХРАНА ПРИРОДЫ)
- Какой вред наносят природе пожары? Как правильно разжечь костёр?
Нельзя разжигать костёр! Во время пожара погибают лесные жители.
Как возникает пожар в лесу?
Вывод. Нельзя разводить в лесу костёр! (прикрепляется к доске ОХРАНА ПРИРОДЫ)
Если хочется делать шашлыки на природе. Как быть? (в специально отведённых местах можно делать шашлыки)
- Какой вред наносит человек природе, собирая очень много лекарственной травы?
Вывод: Собирать лекарственные травы в тех местах, где их много! (прикрепляется к доске ОХРАНА ПРИРОДЫ) Надо собирать только знакомые лекарственные травы.
4) Составление правил поведения в лесу. Разбор ситуации. Правила на с правой стороны доски. Один ученик из группы выходит и находит своё правило, прикрепляет к ОХРАНЕ ПРИРОДЫ.
Ситуация для 1 группы
Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь? Когда лучше собрать букет цветов: в начале прогулки или по пути домой?
Правило №1. Не рви в лесу цветы и травы!
Ситуация для 2 группы
В лесу встретились красивые незнакомые ягоды, хочется попробовать. Как быть?
Правило №2. Никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения. (Они могут быть ядовитыми.)
Ситуация для 3 группы
Ты встретил ребят, которые очень громко слушают музыку. Что им посоветуешь? Почему?
Правило №3. Не шумите в лесу! (Ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые. Испугаются лесные жители)
Ситуация для 4 группы
Долго ходили в лесу устали и проголодались. Вышли на поляну. Ваши действия?
Правило №4. Не оставляй в лесу мусор! (На доске есть правило)
Ситуация для 5 группы
Твой друг обнаружил в лесу муравейник. Вокруг него и на нём много муравьев. Но ему стало интересно, что, же там внутри него? Взял палку и стал его ворошить. Что ты ему скажешь?
Правило №5. Не разоряй муравейники! Нельзя разрушать муравейники!
5) Приём «Инсерт»
Текст Муравьи
Ученики ставят знаки V,+,-,?. Читают новые для них информации.
Муравьев называют «санитарами леса», и это не случайно. Муравьи поедают вредных насекомых наряду с птицами, но делают это в 20 раз быстрее. За минуту приносят 20 вредных насекомых. За одно лето жители одного муравейника способны уничтожить несколько миллионов вредителей.
Муравьи трудолюбивые и дружные насекомые. Они никогда не спят, круглые сутки собирая продукты для пропитания и материал для строительства своих муравейников. Они очень маленькие, но несмотря на это муравей легко поднимает и несет на себе груз, который в сто раз больше его собственного веса.
Способствуют распространению растений: когда муравьи перетаскивают найденные семена к себе в дом в качестве пищи, часть их теряется и таким образом растения заселяют новые территории.
Муравьи - важное звено в пищевой цепи лесных обитателей, ведь они являются кормом для многих птиц.
Птицы используют муравьёв не только как корм, но и как лекарство - чтобы уничтожить нательных паразитов, они «купаются» в муравейниках.
Иногда муравьи селятся в мёртвых деревьях, помогая их разложению. Так очищают лес от трухлявых, гнилых, больных деревьев.
Муравьи - очень преданные насекомые, они готовы на все ради своей семьи, например, если муравей заражен смертельной болезнью, то он сразу покидает гнездо и идет умирать в одиночестве, чтобы не навредить другим.
V |
+ |
- |
? |
- У кого больше +?
- Что узнали нового? (Ученики зачитывают из текста что узнали нового.)
6) Составление правил поведения в лесу. (продолжение)
Ситуация для 1 группы
Твой товарищ увидел интересное гнездо и полез на дерево. Что ему скажешь?
Правило № 6. Не разоряй птичьи гнёзда, не трогай яйца птиц!
Ситуация для 2 группы
Увидел детей, которые ломают ветки или пытается поцарапать своё имя на коре дерева. Что им скажешь?
Правило №7. Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев!
Ситуация для 3 группы
Увидел в лесу ежонка. Он один. Тебе захотелось ему помочь. Как быть?
Правило №8. Не забирай из леса домой животных!
Ситуация для 4 группы
Вам встретились грибы. Как правильно их собирать?
Правило № 9. Собирай только знакомые грибы! Не вырывай и сбивай грибы, даже не съедобные! (Только под присмотром взрослых)
Ситуация для 5 группы
В лесу вам встретилась очень большая гусеница. Как ты поступишь?
Правило №10. Самое важное не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
7) Правила любителей природы (на доске ОХРАНА ПРИРОДЫ) НА ДОСКЕ
Приём «Кластер»
ОХРАНА ПРИРОДЫ
- Не рви в лесу цветы и травы!
- Не разоряй муравейники!
- Не шуми в лесу!
- Не оставляй в лесу мусор!
- Не разводи в лесу костёр!
- Не разоряй птичьи гнёзда, не трогай яйца птиц!
- Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев!
- Не забирай из леса домой животных!
- Собирай только знакомые грибы! Не вырывай и сбивай грибы!
- Никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения.
- Собирать лекарственные травы, если её много.
- Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, бабочек червячков.
- Нельзя незаконно вырубать леса.
(Каждая группа выходит и закрепляет знаки охраны природы.)
V. Физминутка электронная. Лесные зверята
VI. Работа по учебнику
Стр.52-53.
- Рассмотрите рисунок на с.52 и расскажите, что угрожает природа?
- Кто виноват во всех проблемах? (человек)
- Как связаны между собой человек и природа? (Мы зависим от воздуха, воды, растений, животных. Природа также зависит от нас)
Люди зависят от природы: от воздуха, воды, растений и животных.
Но природа зависит от людей.
1) - Все живое дышит ВОЗДУХОМ и этот воздух должен быть чистым. Много заводов и фабрик, из труб идёт ужасный черный дым . Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. В сутки автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов.
- Проблемный вопрос. Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом и не болели? (Обсуждение вопроса в группе)
1. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Небольшой хвойный лес очищает в год 35 т пыли. Лиственный лес - 70 т пыли. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько нужно одному человеку. Наш город окружен лесами.
2. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.
Проблемный вопрос (закрыть заводы)
- Но ведь если закрыть все заводы и фабрики, мы не сможем жить; папам и мамам негде будет работать, да и мы все не сможем обойтись без многих предметов. (нужно поставить очистные сооружения на трубы, чтобы отходами не загрязнять природу)
- Ребята, у кого из ваших родителей есть машины?
- А как вы думаете, они загрязняют воздух?
Проблемный вопрос. - Так что же теперь, уничтожить все машины? (нет, сажать больше деревьев)
*Беседа о городе.
Какие зоны отдыха в нашем городе для детей и взрослых построены? (каскад прудов, городской парк, парк «Здоровье», городское озеро)
2) Проблемный вопрос. Пресной ВОДЫ на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. Люди загрязняют водоемы, выбрасывая мусор-банки, стекло, моют машины на берегу рек и озёр. Это очень опасно для рыб и для самого человека. Некоторые предприятия сбрасывают отходы, вредные вещества в реки. (Обсуждение вопроса в группе)
- В реки сливается маслянистая жидкость, В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. Вода в реке станет непригодной не только для питья, но и для купания. А как помочь речкам и озёрам?
- Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
- Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
- Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать…
- Ловить рыбу не сетями. а удочкой.
3) Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы численность ЖИВОТНЫХ не уменьшалась? (Обсуждение в группе.)
Главное правило - не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. - Ребята, как помочь природе?
4) Проблемный вопрос. Растения. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами? (Обсуждение в группе.)
- Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки.
- Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
- Охранять деревья.
Проблемный вопрос.
- А ведь книга сделана из бумаги, которую сделали из древесины, значит, спилили дерево. Что же, не нужно выпускать книги? (дети затрудняются с ответом)
- Как помочь природе?
Учебник с.53.
Сажать леса, строить очистные сооружения и установки для очистки от дыма, ограничить лов рыбы, не ловить красивых насекомых и не собирать букетов из дикорастущих растений)
VII. Работа в рабочих тетрадях стр. 40-41
VIII. Итог
Поиграем в игру «Можно-нельзя» (дети отвечают хором).
- Ломать ветки деревьев и кустарники (нельзя)
- Сажать больше деревьев (можно)
- Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
- Ходить только по тропинкам (можно)
- Рвать большие букеты цветов (нельзя)
- Любоваться цветами, красотой природы (можно)
- Оставлять мусор в лесу (нельзя)
- Собрать мусор в яму и закопать (можно)
- Разжигать костры в лесу (нельзя)
- Беречь лес от пожара (можно)
- В лесу шуметь (нельзя)
- Собирать одному в лесу ягоды и грибы(нельзя)
- Ходить с родителями в лес. (можно)
- Увидев в чаще леса красивую полянку, убегать от взрослых.(нельзя)
- Обижать, ловить, пугать насекомых и животных.(нельзя)
- Заботиться о природу.(можно)
IX. Рефлексия
Звучит песня о лесе
- Дерево настроения.
На доске у нас с вами дерево «настроения», где вы себя видите на этом уроке? Для этого возьмите листочки покрасьте их. Заклейте его на нашем «дереве настроения». (красный - у вас не всё получилось, задания были сложные, желтый - задания чуть-чуть сложные, зелёный - у вас всё получилось и задания понравились)
И чтобы эти правила запомнились ещё лучше мы с вами оформим вот такой плакат: «Берегите природу!». Сейчас вы нарисуете знаки, на которых изобразите какое-нибудь правило охраны природы. И мы прикрепим их на наш плакат, который поможет изучить правила поведения в природе и ребятам других классов нашей школы, вашим родным и друзьям.
Дети рисуют знаки. Прикрепляют их на ватман, оформляя коллаж.
Если останется время, тогда творческое задание: Создать запрещающий экологический знак.
Примерные темы:
- «Не разрушайте муравейники»,
- «Запрещается громко слушать музыку»,
- «Запрещается ловить рыбу»,
- «Запрещается ловить бабочек» или на свой выбор учащихся.