Цель: раскрыть понятие «семья», дать представление о её функциях и семейных ценностях.
Задачи:
- формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей;
- воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные;
- помочь ребенку оценить свое место в семье.
Ход занятия
(2 слайд)
- Посмотрите, пожалуйста на слайд. Что на нем написано? (ямьсе)
- Переставьте буквы таким образом, чтобы слово перестало быть «странным». (3 слайд)
- Сегодня мы рассмотрим сложную, но очень важную тему.
- Подберите как можно больше существительных, связанных с этим словом.
- Ребята, а что такое семья? (слайд 4)
- Семья - это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.
- Семья - это сложный организм, недаром же она называется «семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я - дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т.д. (слайд 5-13)
- Давайте разгадаем загадки и узнаем, кто является членом семьи.
Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня.
(мама)Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй! - говорит мне…
(дядя)Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...
(бабушка)Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он - старший…
(брат)На его лице морщины,
В волосах видны седины.
Этот домоседушка - Наш любимый …
(дед)Мамы старшая сестра -
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: Как живете?
Кто в гости к нам приехал?
(тетя)Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
(папа)Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
(сестра)
- Помните, что ко всем родственникам следует относиться с уважением. Ведь они ваша семья. (слайд 14)
- О семье написано много сказок, рассказов, стихотворений. Но самые короткие и яркие -это пословицы.
- На слайде пословицы перепутались, нужно соотнести начало и конец пословиц. Объяснить их смысл.
В дружной семье |
так идет дело прекрасно. |
В семье согласно, |
и в холод тепло. |
Вся семья вместе, |
счастье дорогу не забывает. |
В семью, где лад, |
так и душа на месте. |
Семья сильна, |
добра не бывает. |
В недружной семье |
когда над ней крыша одна. |
В семье любовь и совет, |
мне и горя нет. |
(слайд 15)
- Послушайте стихотворение.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно! (слайд 16)
- В истории человечества вне семьи не только нормальная жизнь, но и физическое выживание было невозможно.
- Могли ли древние люди выжить в одиночку? Зачем им нужна была семья? (слайд 17)
- Люди были очень трудолюбивы. Сами шили себе одежду из шкур животных. Они работали на полях, сеяли хлеб, держали стада и ловили рыбу в реках. (слайд 18,19)
- Каждая семья жила в отдельной от других хижине. Когда сыновья подрастали, они женились и заводили детей. Жить общей семьей было легче, поэтому семьи были очень большими и дружными. Самым главным считался старший член семьи - его все уважали и с ним советовались.
- Дети тоже выполняли много работы. Они присматривали за младшими детьми, помогали в поле и на огороде. (слайд 20)
- Сейчас я вам расскажу притчу «как появилась дружная семья».
- «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»
- Как вы думаете каких качеств? (слайд 24)
- В современном цивилизованном обществе, люди стараются держаться вместе и ладить друг с другом, несмотря на трудности.
- Ребята, а что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей?
- А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?
- Давайте обратимся к словарю Ожегова. (слайд 25)
- Ценности - это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;
- Ценность - это значимость, польза, полезность
- Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. (слайд 23)
- Сегодня мы с вами будем строить дом из кирпича. Посмотрите, на столе у меня лежат кирпичики, но они необычные. На каждом кирпичике написана семейная ценность. Возводить дом мы будем снизу вверх, кирпичик за кирпичиком. Прикреплять на доску будем при помощи магнитов.
- Ребята, обязательно объясните, почему выбрали именно это понятие.
- Я возьму кирпичик с понятием доброта. Доброта поднимает настроение, вдохновляет. Когда мы видим проявление доброты, становится на сердце тепло.
- Давайте посмотрим на доску и назовем еще раз семейные ценности на которых строится семья.
- Ребята, мы с вами построили прекрасный крепкий дом с семейными ценностями.
- Такой дом может разрушится?
- Если кирпичики стоят плотно друг к другу, то и дом будет крепким. Значит и семья с такими семейными ценностями будет крепкая. (слайд 24)
- Давайте послушаем гимн семьи. (урок 25)
- Давайте подведём итог занятия. На дереве успеха с помощью условных знаков покажи на сколько был понятен материал на уроке.