Вид занятия: развитие речи (коммуникация)
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Обучать детей пересказу с элементами драматизации.
Коррекционно-развивающие:
- обобщать и систематизировать знания детей о продуктах питания;
- учить подбирать слова-признаки к словам-предметам;
- учить подбирать противоположные слова (слова-антонимы);
- упражнять в согласовании местоимений с существительными;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением;
- развивать диалогическую речь детей;
- развивать слуховое внимание, память, мышление;
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей уважение к профессии продавец, повар.
Оборудование: предметные картинки по теме: масло, сыр, кефир, колбаса, сосиски, котлеты, хлеб, пирог, баранки, печенье, лук, ананас, схема слов-признаков, сыпучие продукты в мешочках, фишки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Инструкция: Договорите последнее слово в моём стихотворении:
- «Тёплый, мягкий и блестящий,
С корочкой такой хрустящей!
Спросим мы у детушек:
Что же это?...(хлебушек).- Из крупы её сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтрак…(каша).-Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нём так много разных дыр.
Догадались? Это …сыр.
Инструкция: Хлеб, каша, сыр - как мы это всё можем назвать одним словом? (продукты)
Тема нашего занятия - продукты питания.
2. Введение в тему
Инструкция: Где можно купить продукты? - В магазине, а точнее в гастрономе.
Гастроном - это магазин, где продают продукты. А раньше слово «гастроном» употреблялось только в значении «любитель хорошо поесть».
Инструкция: Как называется профессия человека, который продаёт продукты? (продавец)
Существуют разные группы продуктов, в зависимости от того, из чего они приготовлены.
Инструкция: Что делают из молока? Продукты из молока (какие?) …молочные.
Инструкция: Что делают из мяса? Продукты из мяса (какие?) …мясные
Инструкция: Что делают из муки? Продукты из муки (какие?) …мучные.
Представьте, что машина привезла в магазин продукты.
Инструкция: Давайте поможем продавцам разложить продукты в нужные отделы (овощной, молочный, мясной, хлебобулочный).
Инструкция: Какие ещё отделы есть в магазине? (кондитерский, рыбный, бакалейный).
Логопед раздаёт детям карточки с изображением продуктов.
Дети по одному берут карточки с изображением продуктов и раскладывают их в нужный отдел, объясняя свой выбор: Я отнёс сыр в молочный отдел, потому, что это молочный продукт.
- Молодцы! Все хорошо справились с заданием!
3. Дидактическая игра «Мой, моя, моё, мои»
Инструкция: Посмотрите на картинки и назовите только тот продукт, про который можно сказать «мой», «моя», «моё», «мои». Например, мой творог, моя колбаса, мои сосиски, моё печенье.
4. Физминутка. Пальчиковая гимнастика
Хозяйка однажды с базара пришла, (пальчики «шагают по ладошке»)
Хозяйка с базара домой принесла: (загибать пальчики по одному)
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу,
Ох! (хлопнуть в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе (чередовать удары ладошками/кулачками)
О том, кто вкусней и нужней на земле:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла,
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла, (удары ребром одной ладошки по другой)
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу,
Ох!
Закрытые крышкою в душном горшке, (кулачок одной руки накрыть ладошкой)
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла,
Ох!
И суп овощной оказался неплох! (показать два больших пальца)
5. Дидактическая игра «Из чего, какой?»
На доске схема «волнистая черта».
Инструкция: Какие слова мы обозначаем с помощью волнистой черты? (слова-признаки)
Инструкция: Суп из овощей, значит он какой? …(овощной), из рыбы?...(рыбный), из картофеля?... (картофельный).
На столах перед каждым ребёнком в пакетиках сыпучие продукты.
Инструкция: Назовите каждый свой продукт и скажите, какой суп или из них получится?
Суп из гороха - гороховый, из фасоли - фасолевый, из вермишели - вермишелевый, из геркулеса - геркулесовый, из риса - рисовый.
Инструкция: Какой ещё может быть суп? …(горячий, тёплый, солёный, вкусный, полезный)
Каша из манки - манная, Из гречки - гречневая, из риса - рисовая, из пшена - пшённая, из перловки - перловая.
Инструкция: Какая ещё может быть каша? …(горячая, вкусная, жидкая, густая, молочная, рассыпчатая).
6. Дидактическая игра «Назови ласково»
Суп - супчик, каша - кашка, котлета - котлетка, колбаса - колбаска, торт - тортик, молоко - молочко.
7. Пересказ рассказа «Что вкуснее?»
Логопед предлагает детям разыграть сказку по ролям.
Автор:
«Жили-были сыр, котлеты,
Мармелад, зефир, конфеты,
Соки, овощи и фрукты,
Называем их - продукты,
Называем их - еда,
Очень любим их всегда!
Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее.
Котлета сказала:
- Я вкуснее всех, потому что я из мяса.
Суп сказал:
- Я вкуснее всех, потому что я из овощей.
-Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, - возразил компот.
- Я вкуснее всех, потому что я из творога, - вмешалась ватрушка.
Пюре сказало:
-Я вкуснее всех, потому что я из яблок.
Таня и Ваня услышали спор продуктов и сказали:
- Не спорьте, вы все очень вкусные. Мы вас всех скушаем с удовольствием.
8. Итог занятия
Инструкция: Итак, какой же продукт оказался самым вкусным и полезным?
Оказывается, все продукты очень вкусные и полезные!
Наше занятие окончено, желаю вам всегда быть здоровыми и сильными!