План-конспект урока по теме "Семейная экономика" в 8-м классе

Разделы: Технология, Конкурс «Использование рабочих листов на уроке и дома»

Класс: 8


Класс: 8 класс.

Цель: создание образовательного пространства для формирования функциональной грамотности обучающихся по теме «Семейная экономика».

Задачи:

  • образовательная: повторение и закрепление основных определений по теме урока, анализ семейного бюджета, научиться создавать своими руками простой сувенир для использования в семье;
  • развивающая: развитие экономического мышления, формирование читательской грамотности, творческого потенциала обучающихся;
  • воспитательная: воспитание ответственного отношения к ведению домашнего хозяйства, любознательности, трудолюбия, аккуратности.

Ожидаемые результаты:

  • личностные: трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, культура поведения и бесконфликтного общения;
  • метапредметные результаты: осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, проводить оценку своих действий на основе заданных критериев, составлять отчет о проделанной работе;
  • предметные результаты: обучающиеся повысят уровень финансовой грамотности, научатся анализировать финансовую ситуацию семьи, познакомятся с методами и способами экономии семейного бюджета.

Формы обучения: фронтальная форма, групповая форма, индивидуальная форма, интерактивная форма.

Межпредметные и предметные связи: математика, обществознание.

Оформление классной доски: на доске написан эпиграф к занятию, пословицы на экономическую тему (сбережение денег), таблица для подведения результатов работы.

Оснащение урока:

  • техническое оснащение: экран, компьютер, проектор;
  • дидактическое оснащение: запись песни «Утро начинается», парты поставить так, чтобы класс можно было посадить на 3 команды по 5-6 человек, подготовить кейс-папки с рабочими листами, технологическими картами и заданиями для команд, материалы и инструменты для выполнения практической работы по изготовлению сувенира (сувенир для изготовления может быть выбран любой, в зависимости от возможностей учителя и учащихся), кубик Блума для рефлексии.

Литература для учителя и ученика:

  • Глозман Е.С. учебник «технология 8-9 класс», «Дрофа», 2022.
  • Симоненко В.Д. «Технология 8 класс», Москва, «Вентана-Граф», 2019.
  • Боброва Л.В. «Технология: уроки с использование ИКТ, внеклассные мероприятия», - Волгоград, «Учитель» 2009.
  • Методические разработки преподавания курса / модуля «Основы финансовой грамотности» различным категориям населения Чувашской Республики (сборник методических материалов ЧРИО), Чебоксары, 2020.

АННОТАЦИЯ

Урок по теме «Семейная экономика» в 8 классе является важной частью при формировании финансовой грамотности у обучающихся в рамках реализации предмета «Технология». Урок можно использовать как обобщающее-повторяющий урок или как единичный урок, который будет проведён с обучающими 8 класса. Также данный план -конспект можно использовать для проведения внеклассного мероприятия с целью повышения финансовой грамотности обучающихся и развития интереса к предмету. Методическая разработка полностью соответствует требованиям программы по предмету «Технология» для 8 класса. Урока проводится в форме деловой игры, что соответствует возрастным особенностям обучающихся и способствует развитию творческого потенциала.

Цель данного урока: создание образовательного пространства для формирования функциональной грамотности обучающихся.

Урок проводится с применением игровых технологий, которые сочетаются с кейс технологиями. Учитель разрабатывает рабочие листы с заданиями для команд. Каждая команда представляет собой семью из 4-6 человек. Рабочие листы помещаются в кейс-папку для каждого ученика. Также можно поместить рабочие листы в одну кейс -папку, предназначенную для команды. Использование такой подачи учебного материала способствует тому, что задание будет у каждого ученика, причём без наличия учебника. Роль рабочих листов заключается в подаче материала в наглядной форме, в возможности использования рабочих листов как вариант рабочей тетради. Использование на уроке заготовленных учителей рабочих листов способствует тому, что эти рабочие листы могут быть вклеены в рабочую тетрадь ученика, или из этих листов может быть собрана тетрадь ученика. В настоящее время многие учащиеся ленятся самостоятельно вести записи в тетради, поэтому наличие уже заготовленных учителем рабочих листов будет способствовать повышению работоспособности учащихся, повышению их интереса к уроку, созданию учителем на уроке «ситуации успеха», возможности повторения учебного материала дома, и как следствие, повышение качества образования. Рабочие листы удобно использовать при применении кейс-метода не уроках. Особенность этого метода - создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Учебный материал подается в виде проблем (кейсов). В данном случает учебный кейс составляют рабочие листы, несущие в себе учебный материал.

До проведения урока учитель делит класс на 3 группы - семьи (Богатовы, Мамонтовы, Здоровейкины). Каждая семья выполняет своё задание, решает свои задачи. Семья «Богатовы» состоит из мамы, папы, двух детей и бабушки с дедушкой. Бюджет у семьи общий и им нужно договориться, как они будут планировать свой бюджет, чтобы он был сбалансированным. Семья «Здоровейкины» должны отгадать финансовый кроссворд, провести практическую работу по расчету затрат на приобретение необходимых для учащихся канцтоваров, дать потребительскую характеристику приобретенным товарам, провести физкультминутку, показывая тем самым сплоченность своей команды. Семья «Мамонтовы» выполняют практическую работу по изготовлению простого сувенира для по технологической карте. В эту группу детей можно заранее подготовить ученика, который заранее овладел технологией изготовления сувенира, и будет выполнять на уроке роль помощника учителя.

По заключении выполнения задания каждая команда - семья представляет устный отчет по проделанной работе по плану: 1) что сделали? 2) что получилось? 3) что было трудно? 4) где можно использовать полученный результат?

Учитель также может провести рефлексию с классом фронтально, используя кубик Блума (назови, что тебе понравилось на уроке? поделись своим мнением и чувствами по поводу урока).

По итогам работы учитель в таблицу на доске вносит свои оценки.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Сообщение темы и постановка цели и задач урока

(СЛАЙД 1)

Учитель: Я хочу начать наш урок словами немецкого писателя Бертольда Авербаха (немецкий писатель 19 века)

«Нажить много денег - храбрость,
Сохранить их - мудрость,
А умело расходовать - искусство».

Вопрос: Ребята, как вы понимаете смысл этих слов?

Предполагаемые ответы детей: чтобы сохранить деньги приходится себе в чём -то отказывать, а это мудрость; чтобы деньги правильно расходовать нужно знать правила пользования деньгами и их сохранения;

Учитель: народные пословицы доносят до нас мудрость народа. В своих пословицах народ говорит, что «не нужен клад, коли в семье лад», «не в деньгах счастье», «копейка рубль бережёт», «деньги любят счёт», «экономия - те же деньги», «нелегко деньги нажить, а легко прожить», «не имей сто рублей, а имей сто друзей», «денег наживешь, без нужды проживешь», «есть грош, будет и рожь», «копейка рубль бережёт», «здоровья на деньги не купишь», «деньги - не то, что заработано, а то, что с умом потрачено».

(СЛАЙД 2)

1. Определение темы урока обучающимися

Учитель: Придумайте, пожалуйста, тему для нашего урока, глядя на слайд 2.

Ответ детей: семейная экономика.

Учитель: эта тема всегда является актуальной, так как мы с вами знаем, что жизнь любого человека, семьи невозможна без доходов и расходов. Эта тема изучается и на обществознании, и на технологии. Также вы все живёте сейчас в большой или маленькой семье и понимаете, как важно знать и уметь правильно распределять доходы семьи, чтобы семья имела достаток и благополучие.

2. Определение цели и задач урока обучающимися

Учитель: ребята, вот сегодня наша встреча посвящена семейной экономике. Давайте каждый попробует поставить себе цель, зачем он сегодня на уроке? Что каждый хотел бы узнать, взять для себя что-то из нашей с вами встречи? Итак, какие цели поставим на наш урок?

Ответы детей: научиться планировать бюджет, как научиться сохранить деньги, как можно заработать.

(СЛАЙД 3)

Учитель: я поставила для себя такую цель: помочь вам обобщить знания по семейной экономике, которые вы получали из разных источников, возможно на уроках обществознания, на уроках технологии, а также от своих родных и близких.

Чтобы достичь этой цели какие шаги мы должны сделать, т.е. какие задачи должны выполнить?

Ответы детей: послушать, что будут говорить на уроке, обсудить с друзьми свои знания, выполнять задания.

Задачи:

  • вспомнить основные понятия по теме;
  • применить эти знания при решении задач по составлению семейного бюджета;
  • взаимодействовать друг с другом как члены семьи, поддерживая и помогая друг другу.

(СЛАЙД 4)

Учитель: Ребята, давайте ответим на вопрос, а какие функции для нас с вами, для государства выполняет семья?

Ответы детей: в семье рождаются дети, семья - это то место, где тебя любят, семья нужна, чтобы поддерживать друг друга, семья - это общее хозяйство, где тебя накормят, напоят и спать положат.

Учитель:

  • Семья воспитывает жителей страны
  • Семья играет регулирующую и стабилизирующую роль
  • Семья выполняет коммуникативную функцию
  • Семья выполняет экономическую роль (удовлетворение насущных потребностей человека)

(СЛАЙД 5)

Учитель: А какие потребности удовлетворяет семья?

Ответы детей: желание общаться, желание, чтобы тебя накормили, понимали, любили и уважали.

Учитель: у каждого из нас есть свои потребности. И возможно вы уже знаете, что существует пирамида потребностей, которую составил Абрахам Маслоу - основатель гуманистической психологии. Давайте посмотрим на эту пирамиду на слайде и вспомним о тех потребностях, в которых каждый из нас нуждается, и ответим на вопрос, а семья может удовлетворять все эти потребности?

  • Физиологические потребности
  • Потребность в безопасности
  • Потребность в принадлежности и любви
  • Потребность в уважении и признании
  • Потребность в самовыражении

Ответ детей: да.

3. Вводный инструктаж

Учитель: Сейчас мы с вами разделимся на три команды, это будут наши семьи на этот урок, нужно выбрать главу своей семьи, человека, который направляет семью в правильную сторону, и выполним задания, которые будут укреплять нашу семью, будут помогать увеличивать благополучие семьи. Работать мы с вами будем по материалу в кейс-папке. Там содержится вся нужная для вас информация.

Первая семья «Богатовы» будут анализировать семейный бюджет при заданной финансовой ситуации, рассмотрят варианты экономии семейного бюджета (уменьшение использования света, газа, воды, использование пособий от государства, оформление Пушкинской карты, временные подработки при оказании услуг).

Вторая семья «Здоровейкины» будут выполнять практическую работу по составлению потребительского портрета канцтоваров, разгадывать кроссворд и проведет со всеми нами физкультминутку.

Третья семья «Мамонтовы» будут создать небольшой сувенир для семьи с целью экономии семейного бюджета на подарки, для развития предпринимательской идеи.

Дети делятся на команды, выбирают командира и начинают работать с кейс-папками, изучая учебный материал.

(СЛАЙД 6)

4. Практическая работа и текущий инструктаж учителя

В практической работе используются задания на рабочих листах из кейс-папок. Задания для кейс-папок находятся в специальном приложении к конспекту урока. Деятельность учителя и учащихся строится по нижеприведенному плану.

Дети изучают учебный материал на рабочих листах в кейс-папках, выполняют задания, готовят отчет по работе команды.

Учитель проверяет работу в группах, отвечает на вопросы, помогает найти нужный материал, консультирует.

В команде «семья Мамонтовых» заранее подготовленный ученик помогает другим учащимся быстро и правильно организовать работу по технологической карте. Учащиеся изготавливают из текстиля сувенир - народную тряпичную куклу «Северная Берегиня», изучают историю этой куклы, отвечают на вопросы в рабочем листе по традициям в своей семье.

Команда «Здоровейкины» после выполнения своей работы перед отчетами всех команд проводит физкультминутку со всеми.

Физкультминутка (проводит семья Здоровейкины)

Семейная зарядка. Осенью, весной, летом и зимой мы во двор выходим дружною семьей. Встанем в круг, и по порядку каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, папа бодро приседает, повороты влево -вправо делает мой братик Слава, я сама бегу трусцой и качаю головой.

5. Подведение итогов

По окончании выполнения заданий в кейс-папках, учащиеся представляют отчет своей работы на весь класс. Во время отчета командир группы проговаривает ответы на вопросы: 1) что сделали? 2) что получилось? 3) что было трудно? 4) где можно использовать полученный результат? 5) что понравилось или не понравилось в работе?

Учитель проверяет правильность выполнения задания, задаёт при необходимости уточняющие вопросы и записывает оценку в таблицу на доске.

Критерии оценивания заданий:

  • оценка «5»: задание выполнено полностью, ответ верный, дети проявили творчество и самостоятельность в работе, работали дружно;
  • оценка «4»: задание выполнено на 70-80 (%), ответ верный в выполненных заданиях, дети проявили творчество и самостоятельность, работали дружно;
  • оценка «3»: задание выполнено на половину, ответ верный в выполненных заданиях, дети проявили творчество, работали дружно;
  • оценка «2»: задание не выполнено.

Рефлексия

Учитель: а сейчас, ребята, мне хотелось бы получить от вас обратную связь. Я буду кидать вам кубик, на гранях которого написано начало предложений, а вы, пожалуйста, зачитайте эти предложения, выберите то, что вам откликается, и закончите предложение своими словами.

Учитель кидает кубик Блима одному из учащихся по своему выбору. Учащийся зачитывает предложения на гранях кубика и даёт возможность кому-нибудь из класса закончить это предложение (отвечать может любой ученик, которому откликается по внутреннему состоянию позиция, озвученная на кубике). После ответа этого ученика, ученик, управляющий кубиком, зачитывает следующие предложения. Это действие повторяется до тех пор, пока не будут прочитаны и закончены все предложения или до остановки этого процесса учителем.

(СЛАЙД 7,8)

Учитель: Ребята, в заключение нашего урока мне хочется сказать вам, что Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2024 год годом семьи. И хочется зачитать его слова:

«Семья - это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности».

Сегодня на уроке мы с вами повторили тему «Семейная экономика», решили задачи на расчет бюджета, вспомнили основные положения по теме и некоторые даже изготовили сувенир для экономии семейного бюджете и создания добрых отношений в семье. Хочу пожелать вам и вашим семьям всего самого наилучшего закончить свой урок словами народной пословицы.

  • «труд кормит, а лень портит»

Рабочие листы к уроку

Презентация