Конспект игрового занятия для детей 3–4 лет из цикла занятий «Времена года». «Весна пришла» по сюжету русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: времена года, весна, русская народная сказка «Заюшкина избушка»


Цель: знакомство со временем года «весна», его признаками и явлениями природы, введение понятий «зима» - «весна», развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии.

Задачи:

  • дать понятия признаков весны, расширить представления об окружающем мире
  • закрепить знания основных цветов
  • развивать умение правильно определять формы предметов (квадрат, круг, треугольник)
  • развивать память, внимание
  • способствовать развитию у детей творчества, воображения
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание оказывать помощь.

Оборудование: игрушки: лиса, зайчик, собака, медведь, петух, деревянный домик, снег на подносе, мешочек, цветные мячики и корзиночки, геометрические формы серого цвета (круг, квадрат, треугольник) на каждого ребенка, картинки к лото «Какой формы».

Ход занятия

(проводится в кабинете педагога-психолога)

Детей встречает психолог и игрушка Зайчик

- Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть!

Зайчонок предлагает ребятам встать в круг и поприветствовать друг друга:

Игра «Приветствие»

Ну-ка дружно встанем в круг.

Дети берутся за руки

Ты мой друг, и я твой друг.

и двигаются по кругу,

Будем рядышком стоять.

останавливаются,

Дружно ручками качать.

качают ручками,

Ручками помашем:

ручками машут.

И друг другу «Здравствуй!» скажем.

Детки здороваются хором

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Зайка. А давайте поиграем с Зайкой?

Музыкальная игра «Зайка серенький сидит»

- Молодцы, Зайке очень понравилось. Он к нам пришел в гости с новой сказкой.

Педагог выставляет героев сказки «Заюшкина избушка».

И начинает рассказывать и показывать сказку:

«Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная.

Пришла весна. Избушка Лисы и растаяла».

- Ребята, а как вы думаете, почему избушка лисы растаяла?

Потому что стало пригревать солнышко, стало тепло, снег и растаял (демонстрация - эксперимент со снегом).

Педагог демонстрирует картинки весны. Проговаривает ее признаки.

Картинки выставляются на магнитную доску.

Педагог дальше продолжает рассказывать и показывать сказку.

«Лиса и просится к зайцу. Заяц пустил её в избушку. Стала лиса зайца из избушки гнать:

- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала. Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы обтирает. Бежит мимо собака:

- Тяф-тяф-тяф! О чём, заинька, плачешь?

- Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

- Не плачь, зайчик, - говорит собака. - Я её выгоню».

- Ребята, а собака очень любят играть с мячиками. Они все разные по цвету. Давайте их разберем по своим корзинкам.

Игра «Разбери мячики по цвету»

Педагог предлагает детям опустить руку в мешочек, достать первый попавшийся мячик и положить его в корзинку, соответствующего цвета.

- Молодцы. Помогли собачкам.

«Подошли к избушке: - Тяф-тяф-тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!

Испугалась собака и убежала. Опять сидит зайчик и плачет. Идёт мимо Медведь. «Чего Зайка плачешь… (слова по сюжету сказки).

- Ребята, давайте поможем Медведю.

Игра «Какой формы» (за столами)

Перед детьми лежат (серого цвета) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Педагог показывает картинку. Например, солнышко и спрашивает у ребенка: Какой формы солнышко? - Круглое. Ребенок берет картинку и кладет рядом с геометрической фигурой - круг.

Педагог предлагает картинки из лото каждому ребенку. В конце игры педагог задает вопрос: «Какой предмет у тебя круглой/квадратной/треугольной формы?». Дети называют.

- Молодцы. Помогли медведю. Пошли они к лисе. А Лиса «Как выскочу….. (слова по сюжету сказки).

Испугался медведь и убежал. Сидит зайка плачет.

«Ему навстречу петух с косой:

- Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?

- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

- Пойдем, я твоему горю помогу.

- Нет, петух, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.

- Нет выгоню!

Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:

- Ку-ка-ре-ку! А ну, Лиса прочь!».

- А лисичка и говорит. Мне грустно. Домик мой растаял. Ребята оиграйте со мной, тогда Зайчика в дом и пущу.

Ну что ребята, поиграем с лисичкой.

Музыкальная игра «Зайчики и лисичка»

По лесной лужайке "Зайчики" бегают по комнате.
Разбежались зайки.
Вот какие зайки, Зайки-побегайки!

Сели зайчики в кружок. Присаживаются и "роют лапкой" землю.
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки!

Вдруг бежит лисичка. Лисичка" (педагог) бегает между ними с игрушечной лисичкой руках.)

Рыжая сестричка.
Ищет - где же зайки.
Зайки-побегайки! По окончании музыки "зайчики" убегают, а "лисичка их догоняет.)

- Ох, ребята, спасибо вам, что со мной поиграли.

Стали Петушок и зайка вместе жить и друг к другу в гости ходить.

Игра ритуал прощание «Ну-ка дружно встанем в круг»

Ну-ка дружно встанем в круг.

Дети берутся за руки

Ты мой друг, и я твой друг.

и двигаются по кругу,

Будем рядышком стоять.

останавливаются,

Дружно ручками качать.

качают ручками,

Ручками помашем: «До свиданья, скажем!»

ручками машут.

Педагог и зайчик прощаются с ребятами:

- Ребята, спасибо вам! До новых встреч!