Опыт работы по театрально-игровой деятельности в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: театрально-игровая деятельность


«Духовная жизнь ребенка полна
лишь тогда, когда он живет в мире сказок,
творчества, воображения и фантазии…»
В.Сухомлинский

Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

На протяжении нескольких лет в нашей группе педагоги занимаются развитием театрально-игровой деятельности. Мы организовали театрализованные представления по русским народным сказкам «Теремок», «Репка», «Краденое солнце» (К.Чуковского), «У солнышка в гостях» и другие.

Прежде всего, мы создали условия для театрально-игровой деятельности детей: изготовили сказочных героев для пальчикового, теневого, настольного театра, приобрели кукольный театр. Совместно с родителями воспитанников изготовили ширму, декорации, костюмы.

В театрально-игровую деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. В средней группе продолжаем обогащать впечатления детей, развивать их игровые навыки. Удачным получился вечер сказок и загадок, в котором участвовали и дети и родители. В сценарии утренников и развлечений включаем короткие сказки и инсценировки. Чаще всего действие происходит в лесу, а персонажи - звери.

Для постановки театрализованных представлений большое значение имеет выбор литературного произведения. Литературное произведение выбираем вместе с музыкальным руководителем, учитываем знания и интересы детей.

Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть ту или иную роль. После прочтения сказки предлагаем прослушать ее в записи. Затем проводим с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть поведения персонажей.

Далее предлагаем прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции. Затем воспитатель разучивает с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи. При распределении ролей учитываем индивидуальные особенности детей, их возможности. Но, возникал вопрос: а как быть, если не все желающие смогут получить роль? Решили на каждую роль назначать дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, по- своему создать сказочный образ.

Большую роль проводим с родителями воспитанников. С ними оформили выставку картин, с изображением сказочных героев; систематически родители принимают участие в проведении бесед, презентаций при ознакомлении ребят с детскими писателями и их произведениями. С помощью родителей готовим костюмы и атрибуты к сказкам. Мы, педагоги проводим консультации для родителей на темы: «Развитие театрально-игровой деятельности у детей», «Создание условий для самостоятельного художественного творчества», «Влияние театра на формирование речи детей» и т.д.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что работа по организации театрально - игровой деятельности детей дает положительные результаты. Ребята с увлечением участвуют в постановке сказок, учатся перевоплощаться, передавать особенности литературных персонажей. У детей формируется эстетический вкус, развивается память, воображение, речь.

Методическое обеспечение

  1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии». М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.» - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005.
  3. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.: «Детство-пресс», 2008.
  4. 4.Мерзлякова С.И., Фольклор-музыка-театр, М:, «Владос», 1999.
  5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий». - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 2-3 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.
  7. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду: кн. для воспитателей детского сада. - М.: Академия,1972. -76с.
  8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.-Харьков:Сфера, 2009. -87с.
  9. Фокина Э.Д. Русский фольклор детям.-СПб.:Питер, 2007. -144с.