Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Даниеля Дефо;
- Проанализировать образ главного героя, его характер, поведение;
- Развивать умение работать с информацией: анализировать, оценивать ее;
- Развивать навыки критического мышления и анализа текста;
- Воспитывать уважение к труду, самостоятельности и упорству.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, произведение Д.Дефо «Робинзон Крузо», картографические пособия.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Форма урока: урок-игра.
Ход урока
1. Организационный момент. Создание мотивации
Сегодня на уроке мы будем говорить о книге, которая увидела свет почти 300 лет назад и сразу же принесла автору ошеломительный успех.
Это роман английского писателя Д.Дефо «Робинзон Крузо». Наверно, книга очень интересная, если её читают многие поколения людей в разных странах? Как вы считаете? У книги интересная и судьба, как и судьба человека, её создавшего. сформулируем проблему урока, главный вопрос: ЧТО ПОМОГЛО РОБИНЗОНУ ВЫЖИТЬ? или ЧТО ПОМОГЛО ПРЕВРАТИТЬ ОСТРОВ ОТЧАЯНИЯ В ОСТРОВ НАДЕЖДЫ? Чтобы достигнуть цели урока, какие задачи мы перед собой поставим? ‒ оценить природные условия острова; ‒ определить черты характера, которые помогли выжить Робинзону; ‒ выявить, какие знания и умения помогли выжить Робинзону на острове
2. Игра "Верю - не верю"
У книги интересная и судьба, как и судьба человека, её создавшего.
Игра «Верю - не верю» (Подтвердить предложение: верно или неверно утверждение:
- Настоящая фамилия автора романа «Робинзон Крузо» была Фо?
- Даниель Дефо был купцом, политиком и за всю свою жизнь написал только один роман - «Робинзон Крузо»?
- Полное название романа состоит из 39 слов?
- Существует продолжение романа, в котором Даниель Дефо описал приключения Робинзона Крузо на территории России.
3. Переведите текст
Получите полное название романа Д.Дефо
The Life and Strange Surprizing Adventures of Robinson Crusoe, of York, Mariner: Who lived Eight and Twenty Years, all alone in an un‐inhabited Island on the Coast of America, near the Mouth of the Great River of Oroonoque; Having been cast on Shore by Shipwreck, wherein all the Men perished but himself. With An Account how he was at last as strangely deliver'd by Pyrates.
4. Работа с картой
- Отправной точкой нашего путешествия является Англия и ее столица, откуда 1 сентября 1659 года отправился в путешествие Робинзон Крузо. Обратимся к карте. Покажите на физической карте мира Англию и обозначьте её столицу.
- Для характеристики климата выделите в тексте слова, которые можно выразить цветом. Прочтите их.
«Отойдя от берега не больше двух-трех миль я спустился в широкую котловину, которую со всех сторон и так тесно окружали холмы, поросшие густым лесом. 15 июля я исследовал местность по течению ручья. Ручей протекмал по красивым лугам. Кругом зеленели густые, высокие травы, а дальше, на склоне холма, рос в изобилии табак. Разлив не достигал до этого высокого места, и потому табак разросся здесь пышными всходами. Зато я видел великолепные экземпляры алоэ и сахарного тростника. Я пошел по долине. Справа и слева возвышались холмы. Все вокруг зеленело, цвело, благоухало …»
‒ Какие цвета преобладают в описании?
‒ О чем говорит зеленый цвет?
‒ При каких условиях возможно произрастание зеленых растений?
- Приведите примеры, какие съедобные растения произрастали на острове?
‒ Каких представителей фауны встретил на острове Робинзон?
5. Кластер «Черты характера Р.Крузо»
Да, с природными условиями Р.Крузо повезло. Но смог бы он выжить на острове, если сам бы не прилагал никаких усилий? Вы помните, что Робинзон вывез с потерпевшего крушение корабля много вещей: назовите из списка предметов и вещей те, которые Робинзон привез с корабля и зачеркните 5 лишних.
- сухари
- масло
- пила
- рис
- доски
- овес
- ящик плотника
- ячмень
- вилки
- пшеница
- макароны
- гвозди
- отвертка
- лопата
- топоры
- точило
- пули
- лом
- кирка
Знания это одно, а вот умение применить их на практике - другое. Что Крузо научился делать? Какие профессиональные навыки он приобрел?
Но было бы все это возможным, если бы Робинзон был безвольным слабохарактерным человеком? Впишите в элементы кластера те черты характера, которые помогли нашему герою выжить.
Дополнительное задание: Необходимо восстановить текст послания, которое было размыто водой за долгое плавание
Судьбе было угодно, чтобы наш…............ потерпел крушение возле…......... . 20 дней нам пришлось…......... туда, куда гнали нас…....... Вся команда…........... В живых остался только я, Ро….....................
.............… выбросили меня на …..........., затерянный в ….......... Я не имел понятия, что это за… ............. Одно знаю твердо: это, несомненно, часть Южной… ..........., лежащей недалеко от испанских….............
6. Интервью на тему «Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове»
Робинзон Крузо после своего долгого путешествия приехал к нам в гости. Предлагаю взять у него интервью на тему «Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове». В парах подготовьте по 2 вопросу знаменитому герою. Инсценируйте интервью. Остальные оценивают Робинзона и корреспондента.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия
Меняется ли Робинзон Крузо на острове?
(Он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию).
На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносит в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему он так поступает?
(Робинзону Крузо важно проанализировать всё происходящее. Он находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины).
- Подтвердились ли ваши знания о романе?
- Чем был интересен урок?
- Почему образ Робинзона интересен до сих пор?
"Домашнее задание"
Написать небольшое сочинение на выбор:
- Если бы я был Робинзоном… (продолжите)
- Каким я увидел Робинзона.