Урок-игра «Путешествие на остров Робинзона» по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо". Интегрированный урок по литературе, географии, английскому языку

Разделы: География, Литература, Иностранные языки

Ключевые слова: Д.Дефо «Робинзон Крузо»


Цели:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Даниеля Дефо;
  • Проанализировать образ главного героя, его характер, поведение;
  • Развивать умение работать с информацией: анализировать, оценивать ее;
  • Развивать навыки критического мышления и анализа текста;
  • Воспитывать уважение к труду, самостоятельности и упорству.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, произведение Д.Дефо «Робинзон Крузо», картографические пособия.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: урок-игра.

Ход урока

1. Организационный момент. Создание мотивации

Сегодня на уроке мы будем говорить о книге, которая увидела свет почти 300 лет назад и сразу же принесла автору ошеломительный успех.

Это роман английского писателя Д.Дефо «Робинзон Крузо». Наверно, книга очень интересная, если её читают многие поколения людей в разных странах? Как вы считаете? У книги интересная и судьба, как и судьба человека, её создавшего. сформулируем проблему урока, главный вопрос: ЧТО ПОМОГЛО РОБИНЗОНУ ВЫЖИТЬ? или ЧТО ПОМОГЛО ПРЕВРАТИТЬ ОСТРОВ ОТЧАЯНИЯ В ОСТРОВ НАДЕЖДЫ? Чтобы достигнуть цели урока, какие задачи мы перед собой поставим? ‒ оценить природные условия острова; ‒ определить черты характера, которые помогли выжить Робинзону; ‒ выявить, какие знания и умения помогли выжить Робинзону на острове

2. Игра "Верю - не верю"

У книги интересная и судьба, как и судьба человека, её создавшего.

Игра «Верю - не верю» (Подтвердить предложение: верно или неверно утверждение:

- Настоящая фамилия автора романа «Робинзон Крузо» была Фо?

- Даниель Дефо был купцом, политиком и за всю свою жизнь написал только один роман - «Робинзон Крузо»?

- Полное название романа состоит из 39 слов?

- Существует продолжение романа, в котором Даниель Дефо описал приключения Робинзона Крузо на территории России.

3. Переведите текст

Получите полное название романа Д.Дефо

The Life and Strange Surprizing Adventures of Robinson Crusoe, of York, Mariner: Who lived Eight and Twenty Years, all alone in an un‐inhabited Island on the Coast of America, near the Mouth of the Great River of Oroonoque; Having been cast on Shore by Shipwreck, wherein all the Men perished but himself. With An Account how he was at last as strangely deliver'd by Pyrates.

4. Работа с картой

- Отправной точкой нашего путешествия является Англия и ее столица, откуда 1 сентября 1659 года отправился в путешествие Робинзон Крузо. Обратимся к карте. Покажите на физической карте мира Англию и обозначьте её столицу.

- Для характеристики климата выделите в тексте слова, которые можно выразить цветом. Прочтите их.

«Отойдя от берега не больше двух-трех миль я спустился в широкую котловину, которую со всех сторон и так тесно окружали холмы, поросшие густым лесом. 15 июля я исследовал местность по течению ручья. Ручей протекмал по красивым лугам. Кругом зеленели густые, высокие травы, а дальше, на склоне холма, рос в изобилии табак. Разлив не достигал до этого высокого места, и потому табак разросся здесь пышными всходами. Зато я видел великолепные экземпляры алоэ и сахарного тростника. Я пошел по долине. Справа и слева возвышались холмы. Все вокруг зеленело, цвело, благоухало …»

‒ Какие цвета преобладают в описании?

‒ О чем говорит зеленый цвет?

‒ При каких условиях возможно произрастание зеленых растений?

- Приведите примеры, какие съедобные растения произрастали на острове?

‒ Каких представителей фауны встретил на острове Робинзон?

5. Кластер «Черты характера Р.Крузо»

Да, с природными условиями Р.Крузо повезло. Но смог бы он выжить на острове, если сам бы не прилагал никаких усилий? Вы помните, что Робинзон вывез с потерпевшего крушение корабля много вещей: назовите из списка предметов и вещей те, которые Робинзон привез с корабля и зачеркните 5 лишних.

  • сухари
  • масло
  • пила
  • рис
  • доски
  • овес
  • ящик плотника
  • ячмень
  • вилки
  • пшеница
  • макароны
  • гвозди
  • отвертка
  • лопата
  • топоры
  • точило
  • пули
  • лом
  • кирка

Знания это одно, а вот умение применить их на практике - другое. Что Крузо научился делать? Какие профессиональные навыки он приобрел?

Но было бы все это возможным, если бы Робинзон был безвольным слабохарактерным человеком? Впишите в элементы кластера те черты характера, которые помогли нашему герою выжить.

Дополнительное задание: Необходимо восстановить текст послания, которое было размыто водой за долгое плавание

Судьбе было угодно, чтобы наш…............ потерпел крушение возле…......... . 20 дней нам пришлось…......... туда, куда гнали нас…....... Вся команда…........... В живых остался только я, Ро….....................
.............… выбросили меня на …..........., затерянный в ….......... Я не имел понятия, что это за… ............. Одно знаю твердо: это, несомненно, часть Южной… ..........., лежащей недалеко от испанских….............

6. Интервью на тему «Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове»

Робинзон Крузо после своего долгого путешествия приехал к нам в гости. Предлагаю взять у него интервью на тему «Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове». В парах подготовьте по 2 вопросу знаменитому герою. Инсценируйте интервью. Остальные оценивают Робинзона и корреспондента.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Меняется ли Робинзон Крузо на острове?

(Он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию).

На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносит в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему он так поступает?

(Робинзону Крузо важно проанализировать всё происходящее. Он находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины).

- Подтвердились ли ваши знания о романе?

- Чем был интересен урок?

- Почему образ Робинзона интересен до сих пор?

"Домашнее задание"

Написать небольшое сочинение на выбор:

- Если бы я был Робинзоном… (продолжите)

- Каким я увидел Робинзона.