Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «В мире книг»

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 2


Рабочая программа по курсу «Почитай-ка» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основании авторской программы Л.А.Ефросининой (М.: Вентана-Граф, 2011 г.) в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений.

Общая характеристика курса

Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцируемого обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика- читателя.

Занятия курса помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-эстетического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели курса:

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно- образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных умений.

Преемственность курса с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации курса могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т.д.

Содержание курса создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях курса предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Ценностные ориентиры содержания курса. Содержание программы курса «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа курса — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий курса поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию

Место курса в учебном плане

Авторская программа курса рассчитана на 1 занятие в неделю. В 1 классе планируется 32 , а во 2-4 классах по 33 занятия. Одно занятие (1кл.-33*, 2-4кл.-34*) - резервное, т.к. по базисному учебному плану предусмотрено в 1классе-33 учебных недели, а во 2-4 классах-34 учебных недели.

Содержание тем учебного курса

1 класс (33 ч)

Здравствуй, книга (2 ч)

  1. Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
  2. Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

  1. Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-про­изведение и книга-сборник).
  2. Структура книги, справочный аппарат книги.
  3. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной кип гой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3 ч)

  1. Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Mapшак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
  2. Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцкоиский, С.Георгиев, М.Дружинина, С. Степанов и др.).
  3. Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
  4. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

  1. Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
  2. Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
  3. Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева(3 ч)

  1. Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
  2. В.Сутеев — автор и художник-оформитель.
  3. Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
  4. Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

  1. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
  2. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
  3. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

  1. Сборник сказочных историй А.Н.Толстого «Приключения Буратино».
  2. Слушание и чтение историй из книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино».
  3. Инсценирование отдельных историй.
  4. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3 ч)

  1. Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
  2. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
  3. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
  4. Книги-сборники произведений современных детских писателей.
  5. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

  1. Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
  2. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
  3. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
  4. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

  1. Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
  2. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
  3. Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
  4. Литературная игра «Послушай и назови».

Дети - герои книг (3 ч)

  1. Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
  2. Парад героев сказок.
  3. Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
  4. Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных (3 ч)

  1. Книги-сборники о животных.
  2. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
  3. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Аки-мушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
  4. Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
  5. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

2 класс (34 ч)

Книга, здравствуй (3 ч)

  1. Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
  2. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
  3. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
  4. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения (2 ч)

  1. Библиотека. Библиотечный формуляр.
  2. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
  3. Викторина «Что вы знаете о книге?».
  4. Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (4 ч)

  1. Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
  2. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носовя и других детских писателей.
  3. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железниковп «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
  4. Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
  5. Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
  6. Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
  7. Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

  1. Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
  2. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
  3. Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
  4. Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (4 ч)

  1. Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
  2. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
  3. Герои сказок. Викторина.
  4. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях (4 ч)

  1. Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михал­ков и др.).
  2. Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
  3. Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Старые добрые сказки (4 ч)

  1. Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
  2. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок пародов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
  3. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
  4. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

  1. Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
  2. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
  3. Мини-проекты (работав группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

  1. Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
  2. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
  3. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
  4. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
  5. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (2 ч)

  1. Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
  2. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
  3. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
  4. Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
  5. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

3 класс (34 часа)

История книги. Библиотеки (4 ч)

  1. Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
  2. Библия. Детская библия (разные издания).
  3. Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
  4. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
  5. Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

  1. Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
  2. Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
  3. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

  1. Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
  2. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
  3. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
  4. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

  1. Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
  2. Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
  3. Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

  1. Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
  2. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
  3. Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
  4. Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы (4 ч)

  1. Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
  2. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
  3. Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
  4. Художники-оформители книг о животных.
  5. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг (3 ч)

  1. Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
  2. Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
  3. Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
  4. По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
  5. Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (2 ч)

  1. Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
  2. Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
  3. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (3 ч)

  1. Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
  2. Аннотация. Каталожная карточка.
  3. Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
  4. Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей (3 ч)

  1. Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
  2. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
  3. Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
  4. Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги...» (2 ч)

  1. Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
  2. Справочная литература. Энциклопедии для детей.
  3. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
  4. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

См. продолжение Программы