Рабочая программа по курсу «Почитай-ка» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основании авторской программы Л.А.Ефросининой (М.: Вентана-Граф, 2011 г.) в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений.
Общая характеристика курса
Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцируемого обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика- читателя.
Занятия курса помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-эстетического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели курса:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно- образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных умений.
Преемственность курса с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации курса могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т.д.
Содержание курса создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях курса предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания курса. Содержание программы курса «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий курса поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию
Место курса в учебном плане
Авторская программа курса рассчитана на 1 занятие в неделю. В 1 классе планируется 32 , а во 2-4 классах по 33 занятия. Одно занятие (1кл.-33*, 2-4кл.-34*) - резервное, т.к. по базисному учебному плану предусмотрено в 1классе-33 учебных недели, а во 2-4 классах-34 учебных недели.
Содержание тем учебного курса
1 класс (33 ч)
Здравствуй, книга (2 ч)
- Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
- Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
- Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
- Структура книги, справочный аппарат книги.
- Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной кип гой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
- Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Mapшак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
- Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцкоиский, С.Георгиев, М.Дружинина, С. Степанов и др.).
- Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
- Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
- Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
- Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
- Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева(3 ч)
- Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
- В.Сутеев — автор и художник-оформитель.
- Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
- Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
- Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
- Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
- Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
- Сборник сказочных историй А.Н.Толстого «Приключения Буратино».
- Слушание и чтение историй из книги А.Н.Толстого «Приключения Буратино».
- Инсценирование отдельных историй.
- Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
- Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
- К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
- Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
- Книги-сборники произведений современных детских писателей.
- Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
- Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
- Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
- Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
- Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
- Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
- Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
- Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
- Литературная игра «Послушай и назови».
Дети - герои книг (3 ч)
- Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
- Парад героев сказок.
- Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
- Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
- Книги-сборники о животных.
- Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
- Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Аки-мушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
- Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
- Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
2 класс (34 ч)
Книга, здравствуй (3 ч)
- Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
- Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
- Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
- Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
- Библиотека. Библиотечный формуляр.
- Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
- Викторина «Что вы знаете о книге?».
- Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
- Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
- Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носовя и других детских писателей.
- Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железниковп «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
- Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
- Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
- Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
- Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
- Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
- Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
- Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
- Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
- Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
- Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
- Герои сказок. Викторина.
- Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
- Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
- Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
- Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)
- Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
- Переводчики, пересказчики и обработчики сказок пародов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
- Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
- Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
- Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
- Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
- Мини-проекты (работав группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
- Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
- Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
- Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
- Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
- Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (2 ч)
- Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
- Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
- Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
- Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
- Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
3 класс (34 часа)
История книги. Библиотеки (4 ч)
- Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
- Библия. Детская библия (разные издания).
- Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
- Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
- Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
- Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
- Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
- Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
- Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
- Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
- Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
- Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
- Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
- Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
- Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
- Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
- Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
- Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
- Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
- Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
- Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
- Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
- Художники-оформители книг о животных.
- Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
- Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
- Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
- Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
- По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
- Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
- Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
- Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
- Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
- Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
- Аннотация. Каталожная карточка.
- Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
- Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
- Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
- История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
- Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
- Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги...» (2 ч)
- Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
- Справочная литература. Энциклопедии для детей.
- Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
- Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».