Парадигмой современного образования является формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами с ориентацией на деятельностное обучение, основной целью которого есть развитие личности учащегося. В современной системе образования мы видим отказ от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, в новых стандартах ориентируемся на формирование компетенций, которыми учащийся должен овладеть как итог образовательной программы.
Разработанная программа «Разноцветная радуга» ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (ФГОС НОО), несет художественно-эстетическую направленность и предназначена для внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста, которая рассчитана на четыре года обучения.
Актуальность программы заключается в необходимости заложения у детей в раннем возрасте гармоничного представления об окружающем мире и осознанное отношение к действительности, которое возможно исключительно на основе нравственных и духовных ценностей. В этом возрасте детям важно показать и раскрыть предназначение искусства, представляющей совокупность красоты и высоконравственности представляющий собой воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах.
В художественно-творческой деятельности ребёнок наполняет свои представления о мире, совершенствует способности, всесторонне развивается в личностном плане, активно познает окружающий его мир. Для этого необходимо применять современные и инновационные методы и технологии, которые развивают воображение, фантазию, тем самым побуждая детей к различным экспериментам в творчестве, исключая механическое выполннение заданийпредлагаемых педагогом.
Задача учителя создать условия и предоставить свободу в отражении своего видения мира, доступными для ребёнка художественными средствами. Данный подход раскрывает, раскрепощает ребёнка, даёт атмосферу для свободного творчества.
Целью программы «Разноцветная радуга» является создание условий для развития художественно-эстетических, творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:
- развитие эстетического вкуса;
- формирование духовно-нравственной личности ребёнка;
- способствование в овладении элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;
- дать представление о разнообразных материалах;
- ознакомление с нетрадиционными техниками изображения;
- формирование изобразительной грамотности, чувства цвета, формы;
- создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;
- развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
- воспитание выдержки, силы воли, внимания.
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учётом уровня развития детей. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками и т.д.
Реализация программы основана на организации совместной деятельности с детьми, формировании активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорции с которыми они успешно справляются. Важно уделять внимание развитию у детей цветового восприятия как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
На занятиях дети учатся бережно относиться к художественным материалам, формируются навыки культуры собственной деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов отражает их настойчивость, способности к преодолениям трудностей. При совместной групповой работе у детей формируются навыки саморегуляции и корегуляции, взаимного сотрудничества: определяют этапы работы над общей композицией рисунка, совместно выбирают ту или иную технику творчества, наиболее подходящую для выполнения поставленной цели и полного его раскрытия. Важным аспектом при реализации программы являются такие виды образовательной деятельности как экскурсии, прогулки, пленэр позволяющие внести здоровьесберегающий компонент в учебный процесс.
Программа состоит из четырёх разделов:
- Знакомство с волшебными красками;
- Художник любуется природой;
- В гостях у сказки;
- Пробуждение красавицы Природы.
Каждый раздел включает беседу, практическую работу учащихся, посещение музеев, экскурсии, пленэр, знакомство с музыкальными и литературными произведениями.
Первый раздел - «Знакомство с волшебными красками» состоит из восьми тем посвящённых изучению основам цветоведения: основные и дополнительные цвета, цветовой спектр и теплохолодность оттенков, параллельно учащиеся знакомятся с нетрадиционными техниками исполнения. Раздел «Художник любуется природой» является закреплением предыдущего раздела и делится на семи тем. На основе знаний о правилах цвета, учащиеся знакомятся с жанрами искусства, с творчеством художников разных жанров, с красотой самой природы (время года осень).
В разделе «В гостях у сказки» учащиеся знакомятся со сказочным жанром, как в литературе так и в живописи, с творчеством писателей и художников, закрепляют на знания цвета и отрабатывают навыки нетрадиционных техник исполнения, знакомятся с красотой зимнего времени. Состоит данный раздел из десяти тем.
Четвёртый радел «Пробуждение красавицы Природы» состоит из восьми тем, где первоклассники знакомятся с весной, ее пробуждением: насекомыми, цветами, солнцем, весенней капелью, подводным миром и т.д., закрепляя полученные знания, умения и навыки в течение всего года обучения. Раздел включает итоговое выставочное занятие - праздник с родителями «Вот и лето пришло».
Предполагаемые результаты реализации программы
В данной программе учитываются все уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности.
- взаимодействие первоклассника с учителем;
- взаимодействие учащихся в коллективе, малых группах;
- самостоятельное достижение результатов;
У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности.
На протяжении всей работы внеурочной деятельности учитывается здоровьесберегающий аспект.
В результате освоения программы у учащихся должны сформироваться личностные качества, такие как духовно-нравственное развитие, стремление к познанию и обучению, готовность к саморазвитию, активная жизненная позиция в социальной деятельности.
Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления младших школьников: выступление педагога на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер - классов, просмотр родителями открытых занятий, организация посещения галерей и музеев.
В программе используются различные формы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, турниры, конкурсы, анализ рисунков и т.д.
Ф.И. ученика, список |
Уровни освоения программы |
||
|
|
|
|
Начало года |
|||
Багдасарян Милана | 4 | 3 | 1 |
Мельникова Вероника
|
3 | 3 | 2 |
Середина года |
|||
Багдасарян Милана | 4 | 4 | 3 |
Мельникова Вероника
|
4 | 4 | 4 |
Конец года |
|||
Багдасарян Милана
|
|
|
|
Карта определения уровня освоения программы заполняется три раза в год разными цветами, по пятибалльной системе.
- Начало года - исходный уровень базы умений и навыков;
- Середина обучения;
- Результаты учебного года.
Важным аспектом при реализации программы является создание функциональной образовательной среды, для комфортного созидания и творчества, при этом соответствующее всем санитарно-гигиеническим нормам. Функциональность среды и рабочего места учеников заключается в оснащении мольбертами, планшетами, учебно-наглядный материалом, муляжами, художественными инструментами и материалами, так же важно использование современных технологий, мультимедийного и интерактивного оборудования. Итоговым моментом реализации программы становятся выставки ученических работ, так же учащиеся принимают систематическое участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня. Воспитанники самостоятельно сравнивают как свои работы, так и творчество других детей. Совместно с педагогом анализируются творчество и достижения каждого ребёнка.
Наглядным показателем эффективности реализации данной программы становятся личностные изменения детей, например от неуверенности и замкнутости ребёнок становится жизнерадостным, позитивно настроенным на любую деятельность как в обучении, так и в повседневной жизни. По итогам освоения программы «Разноцветная радуга» у детей будут сформированы универсальные учебные действия для дальнейшего обучения, гармоничного развития и познания мира.
Таблица участия детей в конкурсах
Литература
- Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Покровской. - М., 2000. - 365 с.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000. - 343 с..
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1999. - 269 с.
- Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». - М.: Просвещение, 1999. - 235 с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М., 2005.
- Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. - М., 2006. - 265 с.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М., 2000. - 255 с.