Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти у дошкольников с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: ОНР


В педагогической литературе, посвященной коррекции речевых нарушений выделено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо наличие у ребенка сохранного физиологического слуха, подготовленной артикуляции, а также умения слышать и различать звуки родного языка.

Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо работать не только над постановкой и автоматизацией звуков, но и одновременно над развитием фонематического восприятия, слухового внимания и памяти.

Левина Р.Е., Чиркина Г.В. в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений считают развитие фонематического слуха и восприятия приоритетным направлением.

Развитие фонематического восприятия проходит несколько стадий:

  1. дофонетическая - полное отсутствие дифференциации звуков речи;
  2. начальный этап овладения восприятия фонем: различаются наиболее контрастные фонемы. Слово воспринимается глобально и опознаётся с опорой на интонационно-ритмические характеристики;
  3. дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Ребенку доступно различение между правильным и неправильным произношением;
  4. правильные образы звучания фонем преобладают в восприятии, сенсорные эталоны в фонематическом восприятии еще нестабильны;
  5. завершение развития фонематического восприятия. Ребенок слышит и говорит правильно. До этого момента фонематическое развитие ребенка в норме происходит спонтанно при наличии условий речевого окружения.

Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой. В процессе восприятия чужой речи ребёнок должен осмыслить содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребёнок не только говорит, но и слушает. Он воспринимает собственную речь благодаря взаимодействию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Доказано, что нормально развивающиеся дети довольно рано подмечают ошибки в произношении и, благодаря чёткой работе слухового анализатора, замечают и исправляют их.

Признаком фонематического недоразвития является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими характеристиками.

В книге «Логопедическая работа в детском саду» Филичева Т.Б. и Чевелева Н.А. предлагают начинать исправление недостатков звукопроизношения с развития фонематического восприятия. «Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произнесение. Параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия. В процессе логопедических занятий ребёнок должен овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной». (Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М. Просвещение, 1987 г.)

В данной статье предлагаются упражнения для развития фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которые можно включать в различные этапы работы над звуком. На начальном этапе используются игры на различение неречевых и речевых звуков.

Игры на различение неречевых звуков.

Для игр потребуются непрозрачные коробочки, наполненные различным сыпучим материалом. Детям предлагаются игры «Найди пару», «Найди нужную коробочку», «Что звучит».

Игры на различение речевых звуков.

Задача детей на данном этапе обучения услышать заданный звук и показать логопеду сигналом, что он этот звук услышал. Звук может выделяться среди других звуков, из слогов, из слов.

Использование игровых приемов на уровне слога, слова.

Игра «Скажи наоборот» Логопед произносит цепочку из двух слогов или слов и предлагает ребенку поменять их местами.

Сапоги-санки - санки-сапоги;
Сок-сом - сом-сок;
Суп-сумка - сумка-суп.

Игра «Какое слово добавилось?» Логопед называет два слова и сообщает ребенку, что к ним добавится третье. Задача ребенка - запомнить и назвать это слово.

Вкус-укус - вкус-укус-кокос;
Квас-ананас - компас-квас-ананас;
Овес-насос - овес-пес-насос.

Игра «Какого слова не стало?» Логопед называет три слова и предупреждает ребенка, что при повторе одно из слов исчезнет. Задача ребенка запомнить и назвать это слово.

Весы-осы-носы - осы-носы;
Косы-носок-бусы - косы-носок;
Гусак-посуда-насыпь - гусак-насыпь.

Игра «Друг за другом повтори» Логопед называет цепочки из трех сло, каждый раз заменяя первое.

Спать - стоять - скакать;
Стоять - скакать - таскать;
Скакать - таскать - искать.

Игру можно усложнить, используя цепочку из четырех-пяти слов.

Использование игровых приёмов на уровне словосочетаний.

Игра «Друг за другом повтори» Логопед называет словосочетания по цепочке. Задача ребёнка - воспроизвести цепочку словосочетаний.

Вкусный сок - усатый сом;
Усатый сом - сонный гном;
Сонный гном - сундук со сказками.

Использование игровых приемов на уровне предложения.

Игра «У соседа в сундуке». Задача ребенка - каждый раз наращивать предложение, добавляя новые слова со звуком «с».

У соседа в сундуке ананас.
У соседа в сундуке ананас и кокос.
У соседа в сундуке ананас, кокос и компас.

Литература

  1. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях. - М., изд. «ГНОМ», 2022 г.
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб. ИД «МиМ», 1997 г.
  3. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968 г.
  4. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - М., изд. «ГНОМ», 2021 г.
  5. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. - М., изд. «ГНОМ», 2021 г.
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., Просвещение, 1987 г.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991 г.