Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
- формировать первоначальное представление о Московском Кремле как о символе России;
- знакомить с достопримечательностями Московского Кремля.
Планируемые результаты:
Предметные:
- узнавать достопримечательности Московского Кремля на фотографиях;
- иметь представление об истории Кремля.
Метапредметные:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с выработанными критериями.
Познавательные:
- строить рассуждения.
- извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- строить рассуждения; обобщать.
- делать выводы в результате совместной работы класса, группы и учителя;
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе;
- задавать вопросы.
Личностные:
- Сформировать положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; интерес к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями.
- Следовать установке любви к своему народу, Родине.
- Развивать самостоятельность в разных видах детской творческой деятельности.
- Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Ход урока
I. Оргмомент
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.
- Ребята, сегодня на нашем уроке окружающего мира присутствуют гости. Поприветствуйте, пожалуйста, гостей.
II. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы с вами начали изучение нового раздела «В поисках всемирного наследия».
- Объясните, пожалуйста, значение понятия «Всемирное наследие» (Ответ детей: «Всемирное наследие - это самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры разных стран, подлежащие обязательной охране».)
- Как называются 2 неразрывные части всемирного наследия? (Ответ детей: а) всемирное природное наследие; б) всемирное культурное наследие).
- Как они обозначаются на эмблеме всемирного наследия? (Ответ детей: круг - символ природы, квадрат в центр - творение человека).
- Сегодня мы продолжим знакомство с достопримечательностями, которые отнесены к всемирному культурному наследию.
III. Самоопределение к деятельности
- Послушайте стихотворение и подумайте, какой город воспевает в этих строках русский поэт 19 века Федор Глинка:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка … (Москва!)
- Молодцы, ребята!
- Где бы ты не жил: в деревне, в городе, на острове Сахалин или на берегу Чёрного моря, ты знаешь, что сердце России - Москва.
А почему Москву называют сердцем России? (Ответы детей: Москва - это столица России, ее главный город).
- Предлагаю вам сыграть в игру «Шифровальщик».
Задание: Если вычеркнуть все повторяющиеся буквы, из оставшихся букв сложится слово, и ты узнаешь, что является сердцем нашей столицы.
И |
Д |
Т |
Е |
Н |
У |
Н |
Х |
Б |
К |
З |
О |
Т |
О |
Г |
В |
Э |
Ж |
Э |
У |
М |
И |
Н |
Л |
З |
Х |
О |
Д |
Э |
Г |
Р |
Ж |
В |
Ь |
Б |
И |
(Ответ: КРЕМЛЬ)
- Вы хорошо справились с заданием.
- Итак, тема сегодняшнего урока: «Московский Кремль».
- Как вы считаете, какие задачи мы должны поставить перед собой на уроке? (Ответы детей: узнавать о достопримечательностях Московского Кремля, Познакомиться с историей Кремля.)
- Ребята, конечно же можно было бы при помощи наших современных информационных средств и техники провести виртуальную экскурсию в сердце нашей столицы - Московский Кремль, но я вам предлагаю сегодня почерпнуть знания об этом удивительном месте другим, более интересным способом.
- Московский Кремль - это историко-культурный музей-заповедник. И вы на время урока станете сотрудниками различных отделов этого музея.
Организация работы с кейсами
(Учащиеся делятся на 4 группы (отдела), руководители отделов координируют работу группы).
Задания кейсов:
- Исторический отдел (кейс № 1) - историческая справка. /Приложение 1/
- Экскурсионный отдел (кейс № 2) - обзорная экскурсия по Кремлю.
- /Приложение 2/
- Архитектурный отдел (кейс № 3) - справка о башнях Кремля /Приложение 3/
- Культурный отдел (кейс №4) - информация о дворцах и палатах кремлевского ансамбля. /Приложение 4/
- Каждый отдел проведет мини-исследование, выполнив задания кейсов с источниками информации и создаст проекты выступлений. На изучение дается 15 минут, вы должны будете подготовить, а затем озвучить свои выступления.
- Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т.е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т.е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить. Оценивать работу группы мы будем по 10-балльной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе.
Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.
Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 26 баллов получают «5», 25-20 баллов - «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты, либо сообщения к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
IV. Презентация выступлений
- Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Ребята выступают, а все остальные являются внимательными слушателями. По окончании выступления вы можете задать вопросы.
V. Подведение итогов. Оценивание
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
- Наша экскурсия по Московскому Кремлю подходит к концу.
Есть такая пословица: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал.»
Поэтому каждый россиянин, где бы он не жил в нашей стране, и даже многие иностранцы, стремятся хотя бы раз побывать в Москве, посетить Красную Площадь и Кремль.
- Я вам желаю обязательно побывать в Москве, всё увидеть своими глазами.
VI. Рефлексия
- Бывая на экскурсии, путешествуя, можно встретить журналистов из разных журналов, газет. Они хотят знать, что вам понравилось, что запомнилось?
Вот такое интервью и я хочу у вас взять.
- Что нового узнали о московском Кремле на уроке?
- Что понравилось?
- Что запомнилось?
- Что было интересного на уроке?
VII. Домашнее задание
- Много ещё хранит земля кремлевская достопримечательностей.
- Я вам предлагаю подготовить сообщение о других исторических памятниках Кремля.