Открытый урок "Московский Кремль". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: УМК «Перспектива», достопримечательности Москвы, Московский Кремль


Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

  • формировать первоначальное представление о Московском Кремле как о символе России;
  • знакомить с достопримечательностями Московского Кремля.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • узнавать достопримечательности Московского Кремля на фотографиях;
  • иметь представление об истории Кремля.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с выработанными критериями.

Познавательные:

  • строить рассуждения.
  • извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • строить рассуждения; обобщать.
  • делать выводы в результате совместной работы класса, группы и учителя;

Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе;
  • задавать вопросы.

Личностные:

  • Сформировать положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; интерес к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями.
  • Следовать установке любви к своему народу, Родине.
  • Развивать самостоятельность в разных видах детской творческой деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Ход урока

I. Оргмомент

Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.

- Ребята, сегодня на нашем уроке окружающего мира присутствуют гости. Поприветствуйте, пожалуйста, гостей.

II. Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы с вами начали изучение нового раздела «В поисках всемирного наследия».

- Объясните, пожалуйста, значение понятия «Всемирное наследие» (Ответ детей: «Всемирное наследие - это самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры разных стран, подлежащие обязательной охране».)

- Как называются 2 неразрывные части всемирного наследия? (Ответ детей: а) всемирное природное наследие; б) всемирное культурное наследие).

- Как они обозначаются на эмблеме всемирного наследия? (Ответ детей: круг - символ природы, квадрат в центр - творение человека).

- Сегодня мы продолжим знакомство с достопримечательностями, которые отнесены к всемирному культурному наследию.

III. Самоопределение к деятельности

- Послушайте стихотворение и подумайте, какой город воспевает в этих строках русский поэт 19 века Федор Глинка:

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка … (Москва!)

- Молодцы, ребята!

- Где бы ты не жил: в деревне, в городе, на острове Сахалин или на берегу Чёрного моря, ты знаешь, что сердце России - Москва.

А почему Москву называют сердцем России? (Ответы детей: Москва - это столица России, ее главный город).

- Предлагаю вам сыграть в игру «Шифровальщик».

Задание: Если вычеркнуть все повторяющиеся буквы, из оставшихся букв сложится слово, и ты узнаешь, что является сердцем нашей столицы.

И

Д

Т

Е

Н

У

Н

Х

Б

К

З

О

Т

О

Г

В

Э

Ж

Э

У

М

И

Н

Л

З

Х

О

Д

Э

Г

Р

Ж

В

Ь

Б

И

(Ответ: КРЕМЛЬ)

- Вы хорошо справились с заданием.

- Итак, тема сегодняшнего урока: «Московский Кремль».

- Как вы считаете, какие задачи мы должны поставить перед собой на уроке? (Ответы детей: узнавать о достопримечательностях Московского Кремля, Познакомиться с историей Кремля.)

- Ребята, конечно же можно было бы при помощи наших современных информационных средств и техники провести виртуальную экскурсию в сердце нашей столицы - Московский Кремль, но я вам предлагаю сегодня почерпнуть знания об этом удивительном месте другим, более интересным способом.

- Московский Кремль - это историко-культурный музей-заповедник. И вы на время урока станете сотрудниками различных отделов этого музея.

Организация работы с кейсами

(Учащиеся делятся на 4 группы (отдела), руководители отделов координируют работу группы).

Задания кейсов:

  • Исторический отдел (кейс № 1) - историческая справка. /Приложение 1/
  • Экскурсионный отдел (кейс № 2) - обзорная экскурсия по Кремлю.
  • /Приложение 2/
  • Архитектурный отдел (кейс № 3) - справка о башнях Кремля /Приложение 3/
  • Культурный отдел (кейс №4) - информация о дворцах и палатах кремлевского ансамбля. /Приложение 4/

- Каждый отдел проведет мини-исследование, выполнив задания кейсов с источниками информации и создаст проекты выступлений. На изучение дается 15 минут, вы должны будете подготовить, а затем озвучить свои выступления.

- Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т.е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т.е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить. Оценивать работу группы мы будем по 10-балльной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе.

Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.
Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 26 баллов получают «5», 25-20 баллов - «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты, либо сообщения к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

IV. Презентация выступлений

- Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Ребята выступают, а все остальные являются внимательными слушателями. По окончании выступления вы можете задать вопросы.

V. Подведение итогов. Оценивание

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

- Наша экскурсия по Московскому Кремлю подходит к концу.

Есть такая пословица: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал.»

Поэтому каждый россиянин, где бы он не жил в нашей стране, и даже многие иностранцы, стремятся хотя бы раз побывать в Москве, посетить Красную Площадь и Кремль.

- Я вам желаю обязательно побывать в Москве, всё увидеть своими глазами.

VI. Рефлексия

- Бывая на экскурсии, путешествуя, можно встретить журналистов из разных журналов, газет. Они хотят знать, что вам понравилось, что запомнилось?

Вот такое интервью и я хочу у вас взять.

  • Что нового узнали о московском Кремле на уроке?
  • Что понравилось?
  • Что запомнилось?
  • Что было интересного на уроке?

VII. Домашнее задание

- Много ещё хранит земля кремлевская достопримечательностей.

- Я вам предлагаю подготовить сообщение о других исторических памятниках Кремля.