Проект: «Наряды для Марфы»

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта: «Наряды для Марфы».

Описание проблемы:

Русский народный костюм - это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

С этой книгой можно совершить увлекательное путешествие из одной губернии в другую и увидеть каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда.

По окончании работы дети должны будут ответить на основополагающий вопрос: «Является ли русская народная одежда хранителем русской национальной культуры?»

Проблемные вопросы: Какие наряды носила бы Марфа , если б она жила: на севере России; на юге России; в нашем регионе; в наше время?

Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание)

На уроках изобразительного искусства в 5 классе, изучая тему «Древни корни народного искусства, дети знакомятся с праздничными обрядами, костюмами, орнаментами народной вышивки. Первая встреча с народной культурой уже состоялась в 4 классе при изучении темы «Истоки родного искусства». Дети узнали , как традиционный костюм выражает образ мужской и женской красоты. В 5 классе мы вновь возвращаемся к изучению русского народного костюма, уделяя внимание изучению условно-символического языка крестьянского прикладного искусства, выраженного, в частности, в женском народном костюме.

Тема «Русский народный костюм» оказывается довольно сложной - из-за того, что на протяжении многих лет стереотипное представление о нем основывалось на зрительном восприятии фольклорных танцевальных ансамблей: мини-сарафан на кокетке, украшенный восточной крупной аппликацией, сапожки на каблуках и огромный кокошник.

За один - два урока нет возможности подробно рассказать обо всех особенностях русского костюма в разных регионах России и, конечно, познакомиться с историей донского костюма. Решить эту проблему можно, применив технологию проектного обучения.

Характеристика проекта

для каждого признака выделите соответствующую характеристику проекта

ПРИЗНАКИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

количество учащихся

а) индивидуальный
б) групповой (уточнить форму)

привязка к учебным дисциплинам (указать предметные области)

а) монопредметный
б) межпредметный: ИЗО, технология, литература

продолжительность

а) краткосрочный
б) среднесрочный
в) долгосрочный

тип проекта

а) информационный
б) исследовательский
в) творческийг) реферативный
д) практико-ориентированный
е) ролевой

характер контактов

а) внутриклассный
б) внутришкольный
в) региональный (в пределах одной страны)
г) международный

ценностно-ориентированные признаки

а) экологический
б) социальный
в) культурологический
г) экономический
д) политический
е) технологический
ж) смешанный

возрастная категория
(выберите одну или несколько категорий)

5 класс

Цель проекта: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с информацией, с дальнейшим применением полученных знаний в творческой деятельности.

Задачи проекта:

Учебные:

  • Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.
  • Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
  • Закреплять умения и навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

  • Развивать эстетическое мировосприятие.
  • Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие:

  • Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
  • Развить воображение, фантазию, навыки художественно-творческой деятельности, способности творчески самовыражаться, используя различные художественные языки и средства.

Планируемые результаты проекта (рекомендуется заполнять после составления таблицы «Этапы проекта»)

Предметные:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;
  • Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах искусства;
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Метапредметные:

  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников;
  • проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • оформлять результаты в виде материального продукта;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предполагаемый(е) продукт(ы) проекта:

  • вариант 1: «Изготовление аппликации»;
  • вариант 2: Коллаж «Марфы».

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран.

Этапы проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Учитель задает план работы над проектом и вмести с учащимися определяет сроки его выполнения.

Разработка проекта.
(1 урок, 20 мин)

ПОИСКОВЫЙ

Сбор информации из разных источников.
Подготовка иллюстративного материала.

внеурочная деятельность

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Анализ и обобщение полученной информации.

2 урок, 20 мин

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Практическая работа:
а) изготовление аппликации «Марфы»;
б) коллаж «Наряд Марфы».

2-3 урок,
2 урока технологии

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

Оформление материала для презентации.
Защита проекта.

внеурочная деятельность
4 урок

КОНТРОЛЬНЫЙ

Анализ результатов выполнения проекта.
Оценка качества выполнения проекта.

4 урок