ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Наряды для Марфы».
Описание проблемы:
Русский народный костюм - это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
С этой книгой можно совершить увлекательное путешествие из одной губернии в другую и увидеть каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда.
По окончании работы дети должны будут ответить на основополагающий вопрос: «Является ли русская народная одежда хранителем русской национальной культуры?»
Проблемные вопросы: Какие наряды носила бы Марфа , если б она жила: на севере России; на юге России; в нашем регионе; в наше время?
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание)
На уроках изобразительного искусства в 5 классе, изучая тему «Древни корни народного искусства, дети знакомятся с праздничными обрядами, костюмами, орнаментами народной вышивки. Первая встреча с народной культурой уже состоялась в 4 классе при изучении темы «Истоки родного искусства». Дети узнали , как традиционный костюм выражает образ мужской и женской красоты. В 5 классе мы вновь возвращаемся к изучению русского народного костюма, уделяя внимание изучению условно-символического языка крестьянского прикладного искусства, выраженного, в частности, в женском народном костюме.
Тема «Русский народный костюм» оказывается довольно сложной - из-за того, что на протяжении многих лет стереотипное представление о нем основывалось на зрительном восприятии фольклорных танцевальных ансамблей: мини-сарафан на кокетке, украшенный восточной крупной аппликацией, сапожки на каблуках и огромный кокошник.
За один - два урока нет возможности подробно рассказать обо всех особенностях русского костюма в разных регионах России и, конечно, познакомиться с историей донского костюма. Решить эту проблему можно, применив технологию проектного обучения.
Характеристика проекта
для каждого признака выделите соответствующую характеристику проекта
ПРИЗНАКИ |
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА |
количество учащихся |
а) индивидуальный
|
привязка к учебным дисциплинам (указать предметные области) |
а) монопредметный
|
продолжительность |
а) краткосрочный
|
тип проекта |
а) информационный
|
характер контактов |
а) внутриклассный
|
ценностно-ориентированные признаки |
а) экологический
|
возрастная категория
|
5 класс |
Цель проекта: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с информацией, с дальнейшим применением полученных знаний в творческой деятельности.
Задачи проекта:
Учебные:
- Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.
- Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
- Закреплять умения и навыки работы с декоративной композицией.
Воспитательные:
- Развивать эстетическое мировосприятие.
- Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.
Развивающие:
- Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
- Развить воображение, фантазию, навыки художественно-творческой деятельности, способности творчески самовыражаться, используя различные художественные языки и средства.
Планируемые результаты проекта (рекомендуется заполнять после составления таблицы «Этапы проекта»)
Предметные:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;
- Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах искусства;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные:
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников;
- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;
- оформлять результаты в виде материального продукта;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предполагаемый(е) продукт(ы) проекта:
- вариант 1: «Изготовление аппликации»;
- вариант 2: Коллаж «Марфы».
Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран.
Этапы проекта
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ |
Учитель задает план работы над проектом и вмести с учащимися определяет сроки его выполнения. |
Разработка проекта.
|
ПОИСКОВЫЙ |
Сбор информации из разных источников.
|
внеурочная деятельность |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ |
Анализ и обобщение полученной информации. |
2 урок, 20 мин |
ПРАКТИЧЕСКИЙ |
Практическая работа:
|
2-3 урок,
|
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ |
Оформление материала для презентации.
|
внеурочная деятельность
|
КОНТРОЛЬНЫЙ |
Анализ результатов выполнения проекта.
|
4 урок |