2024 год – Год семьи
Семья начинается с детей.
А.И.Герцен
Семья – это основа жизни каждого человека и важнейшая ценность для развития общества и государства.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 19.12.2023) говорится, что образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений и их развития (статья 44, п.2)
ФГОС дошкольного образования декларирует, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи (ФГОС, раздел 1, пункт 1,4,6).
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (№ 1028 от 25.11.2022 г.) сказано, что основу воспитания детей составляют традиционные ценности российского общества.
Таким образом, государственная политика РФ направлена на защиту семьи и сохранение семейных ценностей.
Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина – 2024 год объявлен Годом семьи.
Цель проекта:
- Создание условий для организации педагогической работы ДОУ и родителей детей с ОВЗ по сохранению и популяризации традиционных семейных ценностей.
- Исходя из цели проекта, мы, учителя-дефектологи, поставили следующие.
Задачи:
- Включить родительское сообщество в проектную деятельность.
- Сформировать у детей первичные представления о семье и доброжелательных семейных отношениях.
- Формировать у родителей педагогические компетенции по воспитанию и развитию детей с ОВЗ через активное участие в мероприятиях детского сада.
Работу по выполнению задач проекта мы начали с проведения родительского собрания «Вместе мы одна семья»
Цель данного мероприятия: повышение компетенции родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушением зрения, их социальной адаптации в общество.
Семья – это крепкая связь нескольких поколений, уважение к старшим, забота о детях; она даёт чувство уверенности, защищённости, надежности. Именно в семье ребёнок получает начальные знания об отношениях между людьми и об окружающем мире. Крепкая и дружная семья – это залог стабильности, успешности и процветания общества.
На собрании родители были ознакомлены с итогами анкетирования, намечен и утверждён план работы на год. Результаты анкетирования показали, что родители не в полной мере осознают и по-разному относятся к проблемам своих детей. Проанализировав ответы родителей, мы условно разделили их на три группы.
- 1-я группа: родители чрезмерно опекают детей (стараются делать всё за ребенка, не обучая его)
- 2-я группа: родители самоустраняются от воспитания и обучения детей, переложив свои обязанности на учреждение полностью, а в домашних условиях живое общение заменяют гаджетами. Неразумное включение ребенка в различные кружки дополнительного образования как в детском саду, так и вне, приводит к перегрузке ребенка и проблемам со здоровьем детей с ОВЗ.
- 3-я группа: родители понимают проблему и принимают активное участие в воспитании и развитии детей. Однако отсутствие специальных педагогических знаний по работе с детьми с ОВЗ требует работы и с этой группой родителей.
Подводя итог, мы выявили, что большинство родителей не занимаются в должной мере воспитанием и обучением детей (мало общаются с детьми, не читают книг, не беседуют по прочитанному, заменяют родительское общением с детьми соц.сетями, кружками, гаджетами).
С родителями был проведен семинар-практикум «Мир глазами ребенка»
Цель: помочь родителям почувствовать и ощутить то восприятие окружающего мира, которое получают их дети с нарушением зрения.
В «очках-симуляторах» родители испытывали трудности при выполнении различных движений, практических заданий, рассматривании картин. В помощь родителям были предложены рекомендации по соблюдению правил в воспитании и обучении детей в домашних условиях:
- Соблюдать режим дня; зрительную, тактильную и физическую нагрузки.
- Правильно подбирать игровой материал.
- Учитывать посадку, освещённость в зависимости от зрительного диагноза.
- Проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минутки отдыха.
- Поощрять за малейшие успехи, оказывать своевременную помощь ребенку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.
Нами были изготовлены памятки для родителей.
Родители с детьми были приглашены в «Творческую лабораторию» на семейный праздник «День рождения моей бабушки»
Цель: формирование у детей представлений о семье, родственных отношениях, правилах общения в семье, значимых семейных событий.
Родителям было дано домашнее задание по подгруппам:
- 1-я подгруппа: «Художественно-эстетическая». Родители с детьми разучивают стихи, песни, танцы для праздника.
- 2-я подгруппа: «Творческая мастерская». Изготавливают подарок своими руками для любимой бабушки: открытки, шкатулки, бусы, рисунки, аппликацию, коллаж и др.
- 3-я подгруппа: «Мастер-класс кулинарии». Оформляют праздничный стол и изготавливают любимое блюдо бабушки (салаты, рулетики, пироги, торты и др.)
Мероприятие прошло в атмосфере любви, доброжелательности, что способствовало укреплению семейных ценностей, сплочению семьи и детского сада.
Разнообразная форма работы, направленная на результат совместной деятельности, развивает способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения. Ребенок самостоятельно или совместно со взрослыми открывает новый практический опыт, анализирует и применяет полученные знания в различных видах деятельности.
Итоговое родительское собрание проведено в форме педагогической гостиной «С Вами и для Вас»
Цель: показать вариативность предметно-практической деятельности для использования в домашних условиях.
Домашнее задание для родителей: выучить текст песни «Дружная семья».
В помощь родителям мы разработали кейс-таблицу по предметно-практической деятельности работы с детьми в домашних условиях. Кейс-таблица состоит из 15 окон с определенными заданиями и цветовым обозначением. Родители получили цветные жетоны и согласно цвету распределены по группам. По цвету жетона находили задания на кейс-таблице.
На данном мероприятии открыто 5 окон:
- Кукольный театр.
- Шнуровка.
- Мнемотаблица.
- Звуковое лото.
- Аппликация «Семейная прогулка в парке».
Родители были довольны результатом выполнения своих заданий и пожелали в дальнейшем раскрыть все окна кейс-таблицы для разнообразной и полноценной работы со своими детьми в домашних условиях.
Таким образом, поставленные цели и задачи детско-родительского образовательного проекта «Вместе мы одна семья» успешно выполнены.
В конце собрания педагоги, дети и родители исполнили песню «Дружная семья».
P.S. Учителя-дефектологи Грачева Л.И., Гуськова В.А. выступили с презентацией из опыта работы «Детско-родительский образовательный проект: «Вместе мы одна семья» на Региональном семинаре Рязанской областной специальной библиотеки для слепых.