Тема: «Кукла - Стригушка из лыка»
Цель:
- Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- Знакомство коллег с процессом изготовления куклы - Стригушки из лыка.
Задачи:
- Повышение творческого потенциала участников мастер-класса;
- Распространение педагогического опыта работы с природным материалом;
- Изготовить куклу Стригушку из лыка.
Продолжительность мастер-класса: 40 мин.
Формы организации мастер-класса: индивидуальная работа, фронтальная.
Технологии, используемые на мастер-классе: развивающие, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, создание ситуации успеха.
Методы организации занятия:
- наглядный метод: слайдовая презентация, демонстрация схем и готовой работы, показ приемов работы с лыком и завязывания узлов.
- словесный метод: беседа, диалог, коллективное обсуждение, самооценка и взаимооценка, пояснение, поощрение, поиск решений;
- практические: подготовка рабочего места, схемы, выполнение поэтапно трудовых операций, оформление мини-выставки, изготовление куклы Стригушки.
- аналитический метод: анализ работ, сравнение.
Материалы и инструменты: Лыко, ножницы, салфетки, лоскутки ткани 25 х 25, пряжа белого и красного цвета, ленты, кружево, искусственные цветы (бутоньерки), буклет.
Оборудование, инструменты и материалы: проектор, экран, слайды, готовая работа - кукла-Стригушка.
Цели презентации:
- Активизировать процесс обучения.
- Способствовать лучшему освоению материала.
- Наглядно познакомить педагогов с этапами работы.
Используемая литература:
- «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками». Берстенева Е.В. 2013г.
- «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс». Горяева О.В. 2013 г.
Ход мастер-класса
Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на мастер-классе «Народная кукла». Сегодня мы с вами сделаем народную куклу из лыка Стригушку.
1 этап: Немного истории
Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Самые древние на земле куклы были обнаружены при раскопках в Египте. Их возраст - более 4 тысяч лет. Куклы были вырезаны из деревянных дощечек, одежду изображали узоры, парики-прически выполнены из глиняных или деревянных бусинок. Россия едва ли не единственная страна в мире, где вплоть до недавнего времени в изготовлении кукол преобладала народная традиция. Самые ранние игрушки восточных славян выполнялись из двух наиболее распространенных материалов - глины и дерева.
Народную игрушку любят и дети, и взрослые. Для детей - она забава, игра.
Игрушки можно разделить на три основные группы: обрядовые, обереги, игровые.
Кукла не рождается сама. Её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
2 этап: Постановка цели и задач занятия
Сейчас у детворы игрушек видимо-невидимо! Да еще и каких: от простых механических, до сложнейших электронных и радиоуправляемых! Девочки просят купить им куклу Барби, Монстр - Хай, Лол.
Как вы думаете, чем же играли дети былых времен? Из чего он были сделаны?
Правильно. Сначала игрушки для детей делали дома, из подручного материала. Для создания куклы материал долго не искали, брали все, что было под руками. А чаще всего под руками оказывалась солома, трава, лыко, сено, прутья, ветки, нитки. За пару минут мамы мастерили куклу и отдавали детям.
Вот и сегодня я хочу вовлечь вас в процесс изготовления игрушки - Стригушки.
3 этап: Изучение нового материала
Изготовление объемных фигур - кукол, животных, птиц - уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи. Были и игровые куклы, такой куклы можно было надолго занять детей интересной и увлекательной игрой. Самую простую Стригушку делали прямо в поле, не используя больше никаких материалов, кроме соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол - «вязать кукол», «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов. На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Её изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.
Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.
4 этап: Практическая работа
Народную игрушку любят и дети, и взрослые. Для детей - она забава, игра. А для нас сегодня - это увлекательный процесс изготовления куклы Стригушки из природного материала - лыка. Лыко - это природный материал, красивого светло-коричневого цвета, луб ивы, липы или молодого дуба. Из него можно сделать игрушки - птицы, коня, куклы. Какой бы не была кукла Стригушка - из самой обычной из травы или же нарядной сувенирной с целым гардеробом, процесс ее создания одинаков во всех случаях.
1. Подготовка материала
Лыко или мочало (кисть мочальная) можно купить в любом хозяйственном магазине по доступной цене.
Лыковое мочало нужно разобрать на пучки.
2. Формирование туловища и косы
Пучок побольше выравниваем и перетягиваем ниткой посередине.
Оставляем небольшой пучок для косы и загибаем оставшиеся вниз.
Формируем голову куклы. Завязываем пучок нитью.
3. Изготовление рук
Пучок складываем к середине и завязываем ниткой.
Завязать ниткой концы, сформировать ручки куклы.
4. Соединение рук с туловищем
Разделить нижнюю часть пополам.
Вложить руки внутрь и завязать ниткой по линии талии.
5. Оформление плеч куклы
Маленькими пучками оформляем плечи.
Прикладываем пучок наискосок через плечо, крест-накрест.
Фиксируем нитью.
6. Наряжаем куклу
Из ткани сделаем юбку.
Складываем квадрат пополам, срезаем углы по дуге.
В середине круга делаем отверстие, сделав разрез длиной 1 см.
Фиксируем юбку на кукле поясом из ленты.
Голову украшаем венком.
Можно повязать платочек.
Кому как нравится.
Подрезаем низ пучка ножницами.
Кукла готова!
Готовая Стригушка должна было уверенно стоять на ровной поверхности. Устойчивость куклы необходима для того, чтобы она могла танцевать, не падая при этом.
5 этап: Рефлексия
Итак, наша работа завершена, давайте поставим наши куклы на стол и поиграем. Наши красавицы будут водить хоровод. А для этого нам нужно лишь слегка постукивать по поверхности, на которой находятся Стригушки. Куклы начинают кружиться и приплясывать.
6 этап: Подведение итогов мастер-класса
На сегодня это все, что я хотела рассказать вам про куклу Стригушку. Делайте таких кукол себе, своим детям и родственникам, приобщайте их к традициям и обычаям русского народа.
Если вам понравился мастер-класс я очень рада.
Всем спасибо за внимание и работу.