Слайд 1.
Семинар «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира»
Слайд 2.
Вся человеческая жизнь - большой эксперимент. Эксперимент человека над миром и собой, хотя, конечно главный экспериментатор - сама жизнь.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в своей работе с детьми. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Слайд 3.
Путь познания окружающего мира - ЭКСПЕРИМЕНТ
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования).
Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса и является одним из видов познавательной деятельности детей.
ЭКСПЕРИМЕНТ - средство познания
Слайд 4.
Познание как деятельность
Главные достоинства применения метода экспериментирования в детском саду:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Слайд 5.
В наиболее полном, развернутом виде исследовательская деятельность предполагает:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатами проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения.
Слайд 6.
Дети очень любят экспериментировать
Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Слайд 7.
Экспериментирование в различных видах детской деятельности
Экспериментирование на специально организуемых занятиях:
- Решающую роль в работе с младшим и средним дошкольным возрастом детей играют занятия с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций» и познавательные занятия с элементами экспериментирования.
- Для детей старшего дошкольного возраста планируются интегрированные занятия, на них одновременно реализуются несколько видов деятельности. Цели данных занятий направлены на выявление причинно-следственных связей, учат логично рассуждать ребенка, проявлять творческое мышление.
Слайд 8.
Мыслительные эксперименты (игры)
Достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности. Существуют такие развивающие игры, действия, рассуждения в которых проходят в уме. Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести: навыки исследовательского поведения, умение видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения.
Играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры: «Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника». Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…»? и многие другие.
Слайд 9.
Художественно-продуктивная деятельность
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.
Слайд 10.
Экспериментальная деятельность во время наблюдений
За явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдения на прогулках, в окружающей действительности занимает от 1 до5 минут времени и , учитывая эти данные, планируются кратковременные опыты уместные по тематике.
Слайд 11.
В рамках трудовой деятельности
Проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян) и т.д.
Слайд 12.
Детское коллекционирование
Мини-музеи используются для достижения различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а так же в формировании исследовательских умений и навыков. В мини-музее можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, отведать на вкус, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать.
Слайд 13.
Проектная деятельность
Дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение. Поиск проблемных вопросов и их решение проходит под контролем и с помощью научного руководителя. Им может быть воспитатель, психолог или родители ребенка, группы детей. Проекты подбирают по интересам дошкольников. Чаще всего детей увлекают творческие проекты, исследовательские и игровые.
Слайд 14.
Создание условий для поисковой, исследовательской и экспериментальной деятельности детей.
- Организованная развивающая предметно-пространственная среда (уголок экспериментирования, мини-лаборатории, отдельное помещение лаборатории с необходимым оборудованием, возможность для самостоятельного экспериментирования в группе и во время прогулки).
- Особым образом построенное взаимодействие педагога с детьми, когда ребенок - субъект, а не объект, а взрослый - навигатор, а не транслятор. Тогда взрослый становится партнером, а занятие - занимательным делом.
- Это сама организация поисковой деятельности ребенка, ребенка и сверстника, ребенка и взрослого по принципу «расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Слайд 15.
Для каждого ребенка необходимо иметь свое отдельное место, свой рабочий поднос, инструментарий, и все опыты он проводит самостоятельно.
Опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная. Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта оформляются схемы. Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.
Слайд 16.
Конечно, нам взрослым уже искушенным жизнью, сложно сохранять яркость впечатлений первооткрывателей, но именно в этом и состоит труд воспитателя заново открывающего мир вместе с детьми, не за них - а вместе с ними. Поэтому нужно постоянно поддерживать интерес детей к творчеству, их любопытство, любознательность. Внимательно выслушивать их предложения, не критиковать. Пусть они предлагают самые невероятные проекты, фантазируют, привыкают мыслить свободно, излагать свои идеи словами, а также в виде рисунков, моделей из бумаги, пластилина и т.п. Дети очень хорошо владеют предметами-заместителями.
Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.
Слайд 17.
Спасибо за внимание!